Семенов В.А.
СФОРМИРОВАННОСТЬ ИКТ-КОМПТЕНТНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ – УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ
Оренбургское президентское кадетское училище
Это статья о возможном применении информационно-коммуникационных технологий в рамках других учебных предметов.
Ключевые слова: информационно-коммуникационная компетентность, информационно-коммуникационные технологии, межпредметные связи.
This article is about possible application of information and communication technologies in the frame of other school subjects.
Key words: information and communication competence, information and communication technology, cross-curricular connections.
Характерной особенностью информатики как школьного предмета является быстрое расслоение воспитанников по степени заинтересованности и как следствие – по уровню подготовленности к решению учебных задач. Преподавателю приходится одновременно работать и с воспитанниками, у которых надо постоянно поддерживать хотя бы минимальный интерес к предмету, и с учениками, которые по ряду вопросов являются более компетентными, чем преподаватель.
Сформированность ИКТ-компетентности (умение принимать, перерабатывать, преобразовывать информацию, использовать массмедийные, мультимедийные технологии, владеть навыками элементарной компьютерной грамотности, электронной почтой, умении взаимодействовать в глобальной сети Интернет) – требование, предъявляемое сейчас не только к конечному результату обучения в рамках уроков информатики, но и в других предметных областях.
От сформированности информационно-коммуникационной компетентности во многом зависит успешное продвижение воспитанника в проектах, учебно-исследовательской деятельности на других уроках школьного курса, то есть сформированность ИКТ-компетентности является в настоящее время одним из условий реализации межпредметных связей.
Межпредметные связи - это принцип дидактики, выполняющий интегративную и дифференцированную функции в процессе преподавания конкретного предмета и выступающий в качестве средства объединения предметных знаний в целостную систему, расширяющую пределы данного предмета [1].
Задача преподавателя информатики – на практических примерах разъяснить воспитанникам необходимость вооружения системой элементарных навыков владения информационно-коммуникационными технологиями и, учитывая потребности, возможности и способности воспитанников создать мотивацию для применения информационно-коммуникационных технологий для подготовки и выполнения творческих работ в рамках других учебных предметов, что позволит им выступать в качестве активных субъектов деятельности учения.
Если воспитанник владеет информационно-коммуникационными технологиями, то это позволяет преподавателям других предметов:
-
индивидуализировать обучение (через возможности дистанционного обучения);
-
повышать активность воспитанников на уроках (через использование методов моделирования),
-
создавать условия для самостоятельной работы (через обучение с применением электронных образовательных ресурсов по предметам школьной программы, создание воспитанниками учебных презентаций, видеофрагментов, слайд-шоу),
-
способствовать выработке самооценки у обучаемых (через возможность самостоятельно проходить он-лайн тесты по изучаемым предметам, возможность общаться с носителями иностранных языков по скайпу, ICQ, в блогах и чатах);
-
совершенствовать содержание учебного материала, методы и формы организации учебного процесса (при таком подходе преподаватель перестает быть транслятором знаний, преподаватель не дает готовое знание, а воспитанник добывает материал самостоятельно, перерабатывает его и посредством информационно-коммуникационных технологий предъявляет его преподавателю и группе);
-
конструктивно воздействовать на воспитательный процесс в обучении (через реализацию комплексного подхода к воспитанию);
-
развивать познавательную активность и расширять кругозор воспитанников.
Литература:
1. Гурьев А.И., Межпредметные связи - теория и практика //Наука и образование - Горно-Алтайск, 1998 - № 2. - 204 с
2. Семенов В.А., Семенова Н.В. Информационные технологии в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетентности учащихся как компонент личностно-ориентированного обучения: материалы областного научно-практического семинара «Создание и использование электронных образовательных ресурсов» из цикла «Методические аспекты использования информационных технологий в образовательных учреждениях» [Электронный ресурс] /В.А. Семенов, Н.В. Семенова. – Оренбург: ГУДОД «Областной Дворец творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко», ГУ «Региональный центр развития образования»,, Ассоциация «Оренбургский университетский округ», ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», 2009.