Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

УДК 37.031.46

Сафонова Т. Н.

К ВОПРОСУ О ТРАКТОВКЕ АДАПТАЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРУДАХ

РФ, Муромский институт (филиал) Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

 

Статья посвящена осмыслению процесса адаптации учеными-педагогами, которые рассматривают ее в зависимости от внешних условий, действующих на человека, и силы их воздействия. Адаптация в педагогических трудах рассматривается как целостный процесс. Обосновывается понятие «социально-профессиональная адаптация», определяются стадии профессионального развития.

Ключевые слова: социализация личности, адаптация, адаптационные процессы, социально-профессиональная адаптация, периодизация.

Paper is devoted to understanding the adaptation of scientists and educators, who see it as a function of external conditions acting on the person and the strength of their influence. Adaptation of pedagogical works is considered as a holistic process. Substantiates the notion of "socio-professional adaptation", determined by the stage of professional development.
Keywords: socialization of the individual, adaptation, adaptation processes, socio-professional adaptation, periodization.

Установлено, что успешная адаптация к экстремальным условиям связана с процессами тренировки, что открывает перспективы для педагогической разработки проблемы формирования и развития адаптационных механизмов человека.

Педагоги рассматривают адаптацию в зависимости от внешних условий, действующих на человека и силы их воздействия, указывая на следующие виды адаптации:

-     адаптация в непривычных условиях биологической среды (И.В. Муравов);

-     адаптация к социальным отношениям, которая рассматривается как метод социализации личности, ее развития и воспитания. При этом социализация понимается как усвоение индивидом опыта общения, социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, включения в социальную среду (Г.М. Андреева);

-     адаптация к деятельности (в игре, учебе, труде, профессиональной деятельности);

-     адаптация как способ преодоления критических противоречий между резко изменившимися условиями среды, своеобразных «узловых» точек деятельности и актуальным состоянием организма и психики субъекта (А.Г. Алексеев);

-     адаптация как процесс выработки оптимального режима функционирования личности, то есть приведение ее в конкретных условиях места и времени действия в такое состояние, когда вся энергия, все физические и духовные силы человека направлены и расходуются на выполнение ее основных задач. Такое состояние достигается превращением внешних условий жизнедеятельности, переживаемых как новые, непривычные условия (Г.М. Андреева).

Указанные позиции позволяют рассматривать адаптацию как целостный процесс, который включает в себя:

-     физиологические изменения (скорость психических реакций, сенсорную чувствительность и др.);

-     психическое развитие (развитие потребностей, способностей, мыслительных процессов, внимания и др.); 

-     преобразование системы ценностей субъекта;

-     познавательные процессы (приобретение знаний, умений и навыков, норм поведения и др.;

-     активное влияние субъекта адаптации на самого себя и окружающую среду, что означает осмысление ситуаций, формулирование задач, целенаправленную деятельность.

С.М. Редлих, опираясь на данные исследований адаптационных процессов, утверждает, что адаптивные изменения могут носить как управляемый (сознательный), так и неуправляемый (стихийный) характер. В качестве физиологического основания адаптации С.М. Редлих считает структурные следы на молекулярном, клеточном уровне, на уровне органов, их систем и всего организма в целом.

Он обосновывает понятие «социально-профессиональная адаптация» как процесс вхождения в профессиональную среду, процесс усвоения профессионального опыта, овладения стандартами и ценностями профессиональной среды, процесс активной реализации накапливаемого опыта, в том числе и во взаимодействии с ближайшим окружением профессиональной среды в конкретной точке траектории социально-профессионального развития личности [5]. При этом С.М. Редлих развивает понимание социально-профессиональной адаптации молодежи, данное Л.М. Милославовой [4], которая определяет ее как процесс и результат интенсивного приспособления к условиям социальной среды, приобщение к конкретной деятельности, профессии.

Подобный подход наблюдается у А.К. Марковой, которая под адаптацией понимает приспособление человека к новым для него условиям. При этом приспособление его как личности отождествляется ею с социальной адаптацией, а как субъекта труда – с профессиональной адаптацией. 

Анализ адаптационных процессов, которые происходят на различных этапах жизни человека, проделанный в отечественной и зарубежной науке позволил выделить стадии его типичного профессионального развития [3], [4]:

-     стадия «пробуждения», основное содержание которой обусловлено идентификацией ребенка с окружающими людьми, носителями определенных социальных и профессиональных ролей, и включает в себя этапы «фантазии»    (возраст 4-10 лет), «интересов» ( в 11-12 лет), «способностей» ( 13-14 лет);

-     стадия «исследования», во время которой происходит реальное проигрывание ролей, включает этапы «эксперимента» (15-17 лет), «перехода» ( в 18-21 год), «пробы» ( 22-24 года);

-     стадия «консолидации», целью которой является нахождение устойчивой профессиональной позиции, включает этапы «пробы» ( 25-30 лет) и «стабилизации» (22-24 года);

-     стадия «сохранения», которая характеризуется стремлением сохранить статус (45-64 года);

-     стадия «снижения», которая представляет собой уход от профессиональной жизни.

К подобной периодизации приходят в своих исследованиях В.Г. Вершловский и Л.Н. Лесохина [1].

Аналогичные положения по вопросу профессионализации (профессиональной адаптации) учителя высказывают А.К. Маркова [2] и Р.М. Шерайзина [6], отмечая, что период 22-26 лет является стартовым для плодотворной работы специалиста.

С.М. Редлих указывает, что важен не только начальный (стартовый) период для становления профессионального специалиста, но и период обучения в вузе, так как именно в это время закладывается фундамент стадии «консолидации».

Несмотря на то, что его исследование посвящено профессии учителя, выделенные причины имеют универсальное значение и справедливы применительно к специалисту системы «человек-человек».

Таким образом, в общетеоретическом плане определилось понятие социально-профессиональной адаптации человека, что открывает перспективы изучения условий адаптации специалистов (особенно на этапе их подготовки) в конкретных областях профессиональной деятельности. В целом ряде педагогических исследований обоснованы положения о специфике и методах повышения эффективности социально-профессиональной адаптации. При этом отмечается акцент в пользу рассмотрения адаптационных процессов в условиях профессиональной педагогической деятельности и подготовки к ней.

Адаптацию в единстве всех ее направлений можно рассматривать как категорию, которая обладает объяснительной силой для понимания процессов активного функционирования системы, сохраняющей динамическую гибкость и стабильность в меняющихся условиях. В качестве такой системы выступает, в частности, личность специалиста, адаптирующегося в профессиональной деятельности.

 

Литература:

1.  Вершловский, С.Г., Лесохина, Л.Н. Профессиональная деятельность молодого учителя / С.Г. Вершловский и др. – М.: Педагогика, 1982. – 144 с.

2.  Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М.: МПА, 1996. – 308с.

3.  Медведев, Г.П., Рубин, Б.П., Колесников, Ю.Г. Адаптация – важнейшая проблема педагогики / Г.П. Медведев и др. // Советская педагогика. – 1969. – № 3. – С.64-67.

4.  Милославова, Л.М. Структура социальной адаптации: Автореф. дис… канд. филос. наук / Л.М. Милославова. – Л., 1974. – 19 с.

5.  Редлих, С.М. Социально-профессиональная адаптация начинающих педагогов: Монография / С.М. Редлих. – Новокузнецк: Новокузн. гос. пед. ин-т, 1999. – 106 с.

6.  Шерайзина, Р.М. Профессиональное становление учителя сельской школы в процессе непрерывного образования: Дис… д-ра пед. наук / Р.М. Шерайзина. – С-Пб., 1994. – 410 с.

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.