Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Кокорина И.Н., Дерябина Н.В.

АНАЛИЗ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ СТРАНЫ

ФГБОУ ВПО «Кемеровский технологический институт пищевой промышленности»

 

Actual situation in the learning process of the technical institutions is described in this article. The features of engineers’ training in our modern society are analyzed here.

Keywords: professional training; new concepts of training; professional competence; the prestige of engineer’s profession.

В предлагаемой статье описывается актуальная ситуация, сложившаяся в технических вузах страны в воспитательно-образовательном процессе,  анализируются особенности подготовки инженерных кадров на современном этапе развития общества.

Ключевые слова: профессиональное образование; новые концепции обучения; престиж профессии инженера; профессиональная компетенция.

Модернизация высшего образования России за последние годы позволила сделать анализ ситуации, сложившейся в системе высшего профессионального образования, и обозначить недостатки отечественного образования, к которым мы можем отнести следующие:

- чрезмерное увлечение профессиональной подготовкой в ущерб общему духовному и культурному развитию личности;

- усредненный подход к личности, «валовый» выпуск специалистов, десятилетиями невостребованность интеллекта, таланта, нравственности, профессионализма, деградация нравственных ценностей, деинтеллектуализация общества, падение престижа высокообразованного человека;

- формирование технократического представления о социальной роли инженера, неуважение к природе и человеку, серьезные общественные конфликты;

- работа многих отраслей по зарубежным образцам, закупка иностранных технологий и, как следствие, искажение главной функции инженерной деятельности – творческой разработки новой отечественной техники и передовых технологий [1].

Особо следует указать на недостаточное финансирование вузов, что породило «старение» преподавательского состава. Отчетливо проявился так называемый процесс «фильтрации», когда в вузах остаются лишь те преподаватели, которые по-настоящему любят свою профессию и не способны променять ее на любую другую. В результате этого через 15-20 лет мы можем ощутить нехватку опытных и квалифицированных вузовских кадров.

Таким образом, одним из главных противоречий высшего профессионального образования является противоречие между сложившейся технологией обучения, ориентированной преимущественно на усвоение знаний, а не на развитие самостоятельности, проблемного мышления, творческой активности студента, и потребностью общества и человека в развитии его интеллекта и личности.

Сегодняшним преподавателям вузов необходимо сконцентрировать свои усилия на «формировании эрудированной, свободной и ответственной личности, сочетающей профессиональную компетентность с гражданской ответственностью, обладающей должным мировоззренческим кругозором и нравственным сознанием» [3].

Не могут быть оставлены без внимания задачи высшего образования, связанные с современным этапом развития общества, новые концепции обучения в вузе, среди которых ведущими являются индивидуализация и гуманизация образования и, наконец, специфика подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности самого высшего учебного заведения.

Повышение качественной инженерной подготовки и соответствие ее уровню международных стандартов – новое требование времени. При этом следует исходить из того, что инженер – продукт исторического развития, отражающий влияние социальной среды, методов инженерной подготовки, особенностей инженерной деятельности, определенные признаки, типичные для этой профессиональной группы.

Инженер, как субъект технической деятельности, является специалистом, решающим проблемы проектирования, конструирования, функционирования, практического применения техники и технологии на научной основе. Деятельность инженера многогранна и полифункциональна. Инженер действует не только среди разнообразных технических устройств, но и, прежде всего, среди людей, также находящихся в различных отношениях с техникой, технологией, техносферой [2].

Учитывая сложность решаемых инженером задач, а также экономические и экологические аспекты его деятельности, главный акцент должен делаться на такую профессиональную деятельность, основой которой являются современные достижения науки и техники. Современное развитие и усложнение техники, внедрение новейших технологий диктуют необходимость углубленной профессиональной подготовки инженера с большим резервом на будущее, развития его творческих способностей, инициативы, самостоятельности, а также формирования высоких нравственных качеств.

Инженерное образование в данный момент не соответствует вызовам современности, т.е. развитию наукоемких технологий и промышленных инноваций, инженерного предпринимательства, интернационализации инженерной профессии, глобальной конкуренции. Необходимо тщательно изучить международные стандарты инженерного образования и адаптировать их к подготовке бакалавров, магистров и специалистов в области техники и технологий в ведущих российских вузах. Инженерная деятельность должна носить комплексный и инновационный характер при решении исследовательских, проектных, конструкторских, технологических и других задач.

В идеале современный инженер – это не только носитель фундаментальных и профессиональных знаний, но и самодостаточная, саморазвивающаяся личность с высоким уровнем общей культуры и профессиональной компетенции. Однако реалии сегодняшнего дня часто не соответствуют этому идеалу. Любые негативные явления, наблюдающиеся в инженерной среде, болезненно отражаются в «общественном» зеркале. И по тому, насколько образованы, способны творчески и самостоятельно мыслить выпускники, будут судить обо всех позитивных и негативных сторонах подготовки студентов технического вуза к их будущей профессиональной деятельности.

На федеральном уровне и на местах необходимы немалые усилия, направленные на эффективное реформирование высшей технической школы. Главное внимание, в частности, следует уделять перестройке системы управления высшим образованием: широкому развитию форм самоуправления; прямому участию вузов в выработке и реализации государственной образовательной политики; предоставлению высшим учебным заведениям более широких прав во всех сферах их деятельности; расширению академических прав преподавателей и студентов.

 

Литература:

  1. Гершунский, Б. С. Философия образования / Б. С. Гершунский. – М: Флинта, 1998. - 428с.
  2. Лебедев, С. А. Инженер - философия – вуз / С.А. Лебедев, В.И. Медведев, О.П. Семенов. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1990. – 312с.
  3. Шишковский, В. И. О некоторых подходах к управлению качеством образования в педагогических вузах / В. И. Шишковский // Материалы региональной науч.-метод. конференции. - Томск: ТУСУР, 2002. - С.13.

 

 

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.