Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Косолапов А.Н.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСТАНОВКА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Белгородский государственный институт культуры и искусств

 

В настоящей статье рассматривается психологический аспект понятий «установка», «профессионализм», «профессиональная установка» как предмет психологической науки. Автор раскрывает роль Д. Н. Узнадзе в разработке теории установки как общепсихологической концепции, акцентирует внимание на том, что профессиональное сознание тесно связано с профессиональными установками и находятся друг с другом в динамическом соотношении.

The article reveals the psychological aspect of the terms “directions”, “professionalism”, “professional directions” as an object of psychology. The author studies the role of D.N. Uznadze in the development of the theory of directions as a psychological concept, emphasizes the fact that professional consciousness is connected with the professional directions and are in dynamical correlation with each other.

Ключевые слова: профессиональная установка, установка, профессиональное сознание, теория установки, аттитюд, мотив, стимул.

Key words: professional directions, directions, professional consciousness, theory of directions, attitude, motivation, stimulus.

Теория установки была разработана Д. Н. Узнадзе и его школой в середине двадцатого века как теория, описывающая одну из форм неосознаваемой нервной деятельности. Он пытался объяснить явления восприятия, как отражения действительности, и поведение живого существа. Так как рассматриваемые теорией установки факты и закономерности по своей природе являлись общепсихологическими, сама теория стала претендовать на роль общепсихологической концепции.

Ученики Д. Н. Узнадзе Т. Т. Иосебадзе, Т. Ш. Иосебадзе характеризуют установку как «конкретное состояние целостного субъекта, его модус, определенную психофизиологическую организацию, его модификацию в той или иной конкретной ситуации, готовность к совершению определенной деятельности, направленность на удовлетворение актуальной потребности. Являясь отражением субъективного (внутреннего) и объективного (внешнего), а также, будучи целостным состоянием субъекта, установка предстает в качестве опосредствованного звена, "принципа связи" как между отдельными его состояниями, функциями, элементами (в интрасубъектной сфере), так и между этими последними (или же целостным субъектом) и транссубъектной реальностью. Установка содержит не только "каузальный" (побуждение к деятельности, потребность), но и "целеподобный" момент в виде общей проспективной неразвернутой модели будущей деятельности, своеобразно отражающей ее конечный результат" [5].

Следовательно, установка как модификация целостного индивида, определяемая субъективным (внутренним — актуальная потребность, прошлый опыт, в его широком понимании, особенности данного индивида) и объективным (внешним — конкретная ситуация) факторами, отражает не только настоящее и прошлое, но и будущее.

Благодаря таким признакам как «двухсторонняя детерминация», «принцип связи», «динамичность» и в то же время, «определенная устойчивость», «целостность» и т. д., установка в данном понимании больше соответствует роли системообразующего фактора, чем такие понятия, как «цель», «задача», «мотив» и т. д. (претендующие на эту роль).          Понятие «установка» следует рассматривать не как вообще отношение, позицию к какому-либо предмету, явлению, человеку, а как диспозицию — готовность к определенному поведению в конкретной ситуации. Это понятие выражает конкретную связь между внутренним и внешним, а следовательно берет свое начало в теории психологии, являясь одним из её явлений. Поэтому мы можем иметь один, например, отрицательный аттитюд к какому-нибудь человеку, но множество (возможно даже исключающих друг друга) установок по отношению к этому индивиду для различных конкретных ситуаций (вспомним известный парадокс Ла Пьера, когда хозяин одной гостиницы, имея отрицательный аттитюд к китайцам, все же принимал их в своей гостинице [4]). Таким образом, наличия какого-либо аттитюда недостаточно для того, чтобы имело место соответствующее ему поведение в данной конкретной ситуации, тогда как в подобном случае соответствующая установка непременно гарантирует свою реализацию (если только ситуация в ее психологическом смысле не изменена).

Со временем в работах учеников Д.Н. Узнадзе отчасти трансформировалось и понятие бессознательного. В статье Ф. В. Бассина, А. С. Прангишвили, А. Е. Шерозия читаем: "бессознательное — это понятие во всяком случае гораздо более широкое, чем "психологическая установка" [3].

Неоспоримо, однако, что в ряду форм конкретного выражения неосознаваемой психической деятельности психологическим установкам отводится очень важное место". Эта мысль более конкретно выражена в работе А. Е. Шерозия, который следующим образом резюмирует свою позицию: "Интерпретируя теорию неосознаваемой психической установки, мы опираемся на трехчленную схему анализа человеческой психики «установка — сознание — бессознательное психическое», вместо двучленной «установка — сознание».

Таким образом, А.Е. Шерозия не отождествляет установку и бессознательное психическое, считая их отдельными, но взаимосвязанными реалиями. При этом установка, по А. Е. Шерозия, выполняет функцию связи между психическим и транспсихическим, отдельными сознательными психическими актами и сознательными и бессознательными психическими процессами. Однако, при таком толковании, да и при других интерпретациях, объявление установки в качестве психической реальности, как нам кажется, является по меньшей мере непоследовательным шагом. А. Е. Шерозия утверждает, что связь между сознательно-психическим и бессознательным психическим опосредуется установкой, которая им объявляется психической реальностью.

Профессиональные установки как предмет психологической науки, понимаемые как готовность личности воспринимать, оценивать, анализировать условия и действовать в них определенным образом. С таких позиций рассматривают этот феномен в исследованиях профессиональной деятельности А.Г. Асмолов, Д.Н. Багджюнене., Э.С. Чугунова, В.А. Ядов и др.). Профессиональные установки оказывают влияние на формирование стиля профессиональной деятельности, определяют ее стратегические ориентиры.

Обратимся к термину «профессионализм». А это не только характеристики производительности труда, но и особенности мотивации личности человека труда, системы его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда для самого человека. Трудовая мотивация это то, ради чего человек вкладывает свои профессиональные способности, осуществляет профессиональное мышление и т.д. Мотивационная сфера профессиональной деятельности выполняет ряд функций: побуждающую, направляющую и регулирующую [9].

Мотивация фиксирует такое состояние профессиональной деятельности, которое желательно для человека, но которого еще нет в наличии. Она определяется постоянно меняющимся соотношением разных побуждений, входящих в мотивационную сферу. К таким побуждениям относят: профессиональное призвание, профессиональное намерение, потребность в профессиональном труде, ценностные ориентации в профессиональной деятельности, мотивы профессиональной деятельности, которые мы рассмотрим далее.

На данном этапе рассмотрения вопроса необходимо понять существенные различия между понятиями - мотивы и стимулы.

Стимулы это внешние побуждения, которые могут вызвать, в зависимости от психологических особенностей человека, различные мотивы, как внутренние побуждения. От мотивов следует отличать мотивировки. Это указания человеком на причины своих профессиональных действий, которые могут не совпадать с настоящим мотивом. Таким образом, термином мотивация могут обозначаться две группы явлений: индивидуальная система мотивов и система действий по побуждению других сделать что-либо, которая часто обозначается как мотивирование. И те, и другие явления чаще всего не осознаются.

Мотивы подготавливают целенаправленность профессионального поведения, хотя и не обеспечивают его. Заявить – не означает сделать. Цель в профессиональной деятельности это осознанный образ результатов труда у человека. Целеполагание включает целеобразование (порождение новых целей) и целереализацию. Разные люди ставят разные цели в профессиональной деятельности. Одним важно достичь минимального результата – «не перетрудиться», другие желают добиться наивысших результатов и т.д. Говоря о профессиональном целеполагании, различают: сильное целеполагание (перспективное, гибкое, помехоустойчивое) и слабое целеполагание (зависимое от внешних условий).

Труд эффективен, когда существует смысл профессиональной деятельности [12]. Смысл – это основания для оценки человеком значимости профессиональной деятельности лично для себя. Совокупность смыслов образует систему духовных ценностей человека, его профессиональное кредо. Важно, чтобы человек обладал смыслотворчеством и ценностными ориентациями . в своей профессиональной деятельности.

Ценностные ориентации в профессиональной деятельности это выработанные и принятые обществом основания для оценки назначения труда, правила профессиональной этики [14]. Потребности и ценностные ориентации лежат в основе мотивов профессиональной деятельности и определяются как внутренние побуждения, направленные на разные стороны профессионального поведения. Любой фактор, влияющий на возникновение побуждения и принятие решения, объявляется мотивом, а значит напрямую связан с профессиональными установками.

Здесь основными понятиями станут:

- профессиональное призвание, которое определяют как влечение к какой-либо профессии, осознание своих потенциальных возможностей и способностей в овладении данной профессией;

- профессиональные намерения как осознанное отношение к определенной профессиональной деятельности, стремление получить образование по избранной профессии. В отличие от призвания, намерение включает принятие решения;

- потребность в профессиональном труде как готовность к активности человека, вызванная его нуждой в чем-либо, предпосылка к профессиональному труду. Потребность личности в определенной профессиональной деятельности называю также профессиональной склонностью, которая может реализоваться либо в профессиональной деятельности, либо в хобби [13].

Все эти составляющие неразрывно связаны и ведут к общему значению — понятию профессионального самоопределения, для которого установки и являются формирующими факторами профессионального становления.

Самоопределение это сложный, многоступенчатый процесс развития человека. Его структурными элементами являются разные виды самоопределения – личностное, социальное, профессиональное и др. Все виды самоопределения постоянно взаимодействуют [14]. Профессиональное самоопределение понимается как определение человеком себя относительно выработанных в обществе и принятых данным человеком критериев профессионализма.

 Е.А. Климов выделяет два уровня самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 2) практический уровень (реальные изменения социального статуса человека). Все виды самоопределения взаимосвязаны [6]. Много общего имеют, например, профессиональное и личностное самоопределение. Но, в то же время, между ними существую и принципиальные отличия. Профессиональное самоопределение – более конкретное, его проще оформить (получить диплом и т.п.); личностное самоопределение более сложное; профессиональное самоопределение больше зависит от внешних (благоприятных) условий, а личностное самоопределение – от самого человека, более того, часто именно плохие условия позволяют кому-то проявить себя в полной мере (герои появляются в переломные эпохи…) [16].

Профессиональное самоопределение начинается с выбора профессии. В течение всей профессиональной жизни человека происходит продолжение, углубление, уточнение профессионального самоопределения. Этот процесс выражается в том, что расширяется образ профессионала, корректируется в ходе самоанализа принятие себя как профессионала, пересматривается отношение к профессии и себя в ней и т.д.

Н.С. Пряжников определяет сущность профессионального самоопределения «как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой профессиональной деятельности, а также – нахождение смысла в самом процессе самоопределения» [15]. Профессиональное самосознание меняется в процессе профессионализации. Расширение профессионального самосознания выражается в возрастании числа признаков профессиональной деятельности, отражающихся в сознании специалиста, в преодолении стереотипов образа профессионала. Большую роль в становлении профессионального самосознания имеет отнесение человеком себя к профессиональной общности.

Таким образом, профессиональное сознание тесно связано с профессиональными установками и находятся друг с другом в динамическом соотношении.

 

Литература:

1. Андреева, Г.М. Социальная психология. М. 1997. С. 274–287.

2. Веснин, В.Р. Практический менеджмент персонала. М. 1998.С. 225–243.

3. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М., 1996, С. 292–322.

4. Джордж, Дж.М., Джоунс, Г.Р. Организационное поведение. Основы управления: Учеб. Пособие для вузов. М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. 139–147 с.

5. Зеер, Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. Екатеринбург, 2000.

6. Климов, Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учеб. пособие. М., 1995.

7. Клочко, В.Е. Системная детерминация мыслительной деятельности на стадии ее инициации // Сибирский психологический журнал. Вып. 5.

8. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976.

9. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

10. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

11. Маркова, А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

12. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2004.

13. Самоукина, Н.В. Психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер. 2003. С. 138–148.

14. Слободчиков, В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995. С. 274–287.

15. Пряжников, Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. Москва–Воронеж, 2002. С. 6–31.

16. Шептенко, О.Б. Системная детерминация профессиональных установок в реальной жизнедеятельности (на материале педагогического труда). Дисс. … канд. психол. наук. Барнаул, 1998.

 

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.