Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Коренева Е.Н.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ И КЛЮЧЕВЫЕ РИСКИ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

Белгородский государственный институт культуры и искусств

 

В настоящей статье раскрываются стратегические ориентиры вуза на современном этапе развития общества с учетом всемирного процесса глобализации, его приоритетные направления развития, среди которых процесс интеграции в мировое образовательное пространство и ключевые риски, которые обусловлены как внешними для института факторами, так и внутренними ограничениями.

The article reveals strategic reference points of the modern institutions of Higher education in the process of the current development of the society which is subject to the world process of globalization, its priority directions of development which include the process of integration into the current educational sphere and key risks which are stipulated with the external facts as well as with the internal restrictions.

Ключевые слова: стратегические ориентира, ключевые риски, образовательное пространство, интеграция, глобализация, устойчивое развитие.

Key words: strategic reference points, key risksи, educational sphere, integration, globalization, steady development.

Основной целью развития вуза является формирование на его базе современного образовательно-научно-творческого кластера, обеспечивающего сохранение и развитие социально-культурной целостности и этнонациональной идентичности российского общества на основе организации подготовки высококвалифицированных кадров.

Формирование целей развития современного вуза на долгосрочную перспективу требует определения ценностных ориентиров его деятельности, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных кадров и переход к инновационному развитию.

Приоритеты заложены в стратегических ориентирах, обозначенных Президентом Российской Федерации – концепции четырех «и», основные направления которой – институты, инфраструктура, инвестиции и инновации дополнены пятым элементом – интеллектом.

Комплексная программа развития Белгородского государственного института культуры и искусств (далее БГИКИ) на период до 2016 года основывается на положениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 27 октября 2008 года №269-пп, «Концепции развития вузов культуры и искусств Российской Федерации (на период до 2015 года)».          Программа включает в себя необходимые сведения о развитии БГИКИ, анализ нынешнего состояния научной, образовательной, инновационной и творческой деятельности института и его конкурентных преимуществ, определяет стратегические цели и задачи, содержит перечень соответствующих программ и проектов, спроектированные основные направления развития вуза, спрогнозированные пути достижения поставленных целей. Она разработана для определения целевых ориентиров в развитии института, выражающихся в создании образовательно-научно-творческого кластера на базе института и реализации условий и механизмов, позволяющих обеспечить интенсивное развитие образовательной, научной, инновационной и творческой деятельности БГИКИ, сформировать комфортную среду для студентов, преподавателей и сотрудников.

Благодаря достигнутой за последние годы стабильности развития учреждение имеет возможность ставить перед собой масштабные стратегические цели. В то же время он стоит перед необходимостью преодоления ряда долговременных системных вызовов, которые создают определенные риски. Новые вызовы затрагивают не только вопросы, связанные с качеством образования, равенством доступа к нему, финансированием, но и проблемы, обусловленные необходимостью сохранения национальной идентичности, культурного разнообразия, образовательных традиций.

Ключевые риски для устойчивого развития вуза обусловлены как внешними для института факторами, так и внутренними ограничениями.

1. Риск, обусловленный процессом глобализации российского образования

В целом глобализация, представляющая собой многосторонний процесс, имеет экономические, социальные, политические и культурные последствия и для системы высшего профессионального образования. Глобальная образовательная революция в последние десятилетия сформулировала принципиально новые требования к высшему образованию – оно стало полипрофессиональным и мультикультурным.

В обществе ХХI века высшая школа становится главной движущей силой инновационной экономики, основанной на получении и применении новых знаний и новых технологий. Получив, благодаря стиранию информационных, идеологических и других границ, целый ряд преимуществ от глобализации, высшие учебные заведения во всем мире одновременно столкнулись и с глобальной конкуренцией. Этот факт, наряду с изменившейся финансовой политикой государств по отношению к учебным заведениям, стимулирует их к поиску более эффективных форм развития. Роль своеобразных катализаторов новых явлений в сфере высшего образования могут выполнять следующие факторы:

- появление новых провайдеров образования, таких как мультинациональные компании, мультиуниверситеты, медиакорпорации;

- новые формы образования, включая дистанционное, виртуальное и прямое образование;

- большая диверсификация квалификаций и свидетельств об образовании;

- большая мобильность студентов, программ и проектов, которые выходят за пределы национальных границ;

- акцент на обучение в течение всей жизни, что, в свою очередь, приводит к увеличению спроса на дополнительное образование;

- увеличение объема частных инвестиций в сферу услуг, предоставляемых в области высшего образования.

2. Риск, обусловленный необходимостью построения высшего образования, основанного на творческих способностях обучающихся

Организация и реализация образовательного процесса для обучающихся, имеющих способности к творческой деятельности требует дополнительных педагогических условий и средств. Программы поддержки, реализуемые в РФ для перспективной молодежи, позволяют обеспечить комфортные условия для получения необходимого образования лишь незначительному числу молодых людей.

3. Риск, связанный с повышением требований потребителей к качеству образовательных услуг, результатов научных исследований, проектной и творческой деятельности.

В обществе изменяется отношение к искусству и творческой деятельности, возникают новые виды искусства, падает интерес к аутентичному, народному творчеству. В этих условиях становится принципиально важным формирование в системе образования новой генерации профессионалов, способных не только сохранять и тиражировать традиционные виды искусства, но и создавать и реализовывать новые.

4. Риск научного и творческого отставания связанный с региональной расположенностью и подчиненностью.

Концентрация ведущих образовательных, научных и творческих ресурсов в крупных городах создает предпосылки для оттока одаренных абитуриентов в Московские, Санкт-Петербургские вузы, вузы других крупных городов, в связи с чем прием в институт осуществляется по остаточному принципу. Ведущие педагогические, научные и творческие кадры, сконцентрированные в крупных агломерациях, в свою очередь, оказываются недоступными для тех, кто обучается в региональном институте.

«Отдельно следует остановиться на группе рисков, связанных с последствиями реализации Программы. Социально-экономические последствия ее реализации должны быть ясны и понятны образовательному сообществу, обществу в целом. В противном случае в обществе может возникнуть безразличие, а в крайнем своем проявлении - неприятие и негативное отношение граждан как к самой Программе, так и к отдельным ее элементам. Это приведет к тому, что результаты Программы окажутся невостребованными» [1].

Исходя из отмеченного, развитие и реализация всех потенциалов БГИКИ становится главным приоритетом развития вуза.

Содержание творческого процесса в вузе определяется профилем высшего учебного заведения, местом и значением института в социально-культурном и художественном пространстве региона, функционированием его как концертной организации, связями с профессиональными и любительскими объединениями, общей направленностью вуза на научно-исследовательскую и художественно-творческую деятельность студентов как неотъемлемую часть учебного процесса.

Заложены основы для развития международного сотрудничества вуза в сфере образования, науки и творческой деятельности. Создан отдел по международной деятельности в структуре управления научно-исследовательских работ. Осуществлен прием студентов-иностранцев на обучение. На данный момент в вузе обучается более 80 иностранных студентов из стран ближнего и дальнего зарубежья.

 Стратегический анализ современного состояния развития Белгородского государственного института культуры и искусств осуществлялся на основе экспертной оценки факторов внешней среды и качественно-количественных характеристик параметров состояния образовательного, научно-исследовательского, творческого, воспитательного и ресурсного потенциалов института.

Исследование внутренней среды института позволило выделить сильные и слабые стороны деятельности, ключевые процессы и элементы, состояние которых в совокупности определяет инновационный потенциал вуза, его внутренние конкурентные преимущества, а также поле основных проблем для разработки комплексной программы.

Факторы внешней среды оценены на основе макроэкономических и макросоциальных тенденций, выделенных в базовых документах федерального и регионального уровней и определивших векторы, императивы и ограничения разрабатываемой Стратегии и комплексной Программы.

Стратегический анализ показывает: совместимы ли возможности внешней среды со стратегическими целями развития вуза; имеет ли институт необходимые финансовые ресурсы, развитую инфраструктуру, средства для инвестирования, необходимые «ноу-хау» для создания и удержания конкурентных преимуществ; позволяет ли кадровый потенциал осуществить поставленные цели и задачи.

Конечной целью стратегического анализа является формирование альтернативных стратегических решений и окончательный выбор стратегической цели развития института.

Цель комплексной Программы – сформировать на базе вуза современный образовательно-научно-творческий кластер, обеспечивающий сохранение и развитие социально-культурной целостности и этнонациональной идентичности российского общества, социальной сферы региона и России, на основе организации подготовки высококвалифицированных кадров, обладающих востребованными обществом компетенциями; проведения научных исследований, направленных на получение новых знаний в области культуры и искусства; продвижения на рынок результатов интеллектуальной и творческой деятельности, обладающих конкурентными преимуществами; обеспечения стратегического партнерства учебных заведений, бизнеса и власти регионального уровня.

Достижение стратегической цели может быть обеспечено за счет сбалансированного ресурсообеспеченного развития образовательного учреждения. Для этого определяются приоритетные стратегические направления развития и основные задачи, обеспечивающие их реализацию.

К стратегическим направлениям развития института мы относим:

  • использование потенциала имеющихся образовательных структур региона в сфере культуры и искусства на основе социального партнерства для инновационного развития высшего образования отрасли в регионе и РФ;
  • интегрирование образовательных учреждений и учреждений культуры и искусства в образовательно-научно-творческий кластер с целью наиболее эффективного использования научных, творческих и образовательных ресурсов региона;
  • создание условий и возможностей для реализации крупных программ и проектов образовательного, культурного, социального и творческого характера, имеющих международный, федеральный, межрегиональный, региональный и отраслевой уровень, активизация научных исследований, творческой и инновационной деятельности.

Для реализации выделенных направлений актуальными являются следующие задачи:

- обеспечение конкурентоспособности образовательной системы БГИКИ за счет перехода к инновационному социально ориентированному типу развития в условиях глобализации российского образования;

- генерация новых знаний и проведение прикладных научных исследований и научно-творческих разработок с целью получения востребованного на рынке инновационного продукта;

- создание системы продвижения научно-творческих и проектных продуктов на рынок, поддержка предпринимательства в сфере культуры и искусств, формирование бизнес мышления в сфере культуры и искусства;

- горизонтально-сетевое взаимодействие вузов культуры и искусства РФ и зарубежья с целью совместной реализации образовательных программ, проведения актуальных научных исследований, внедрения результатов исследований, реализации совместных творческих проектов;

- становление в БГИКИ благоприятной социальной среды и создание условий для эффективной реализации человеческого потенциала и обеспечения качества жизни студентов, сотрудников и преподавателей на основе динамичного развития института;

-.формирование институциональной среды, способствующей инновационной активности и привлечения ресурсов, необходимых для динамичного интенсивного развития БГИКИ и укрепления его кадрового, материально-технического, творческого и других потенциалов.

Решение обозначенных задач позволяет прогнозировать положительную динамику дальнейшего развития вуза с учетом специфических особенностей современного социума и тенденции на вхождение в мировое образовательное пространство в период глобализации.

 

Литература:

1. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 -2015 годы / Распоряжение от 7 февраля 2011 г. N 163-р.

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.