Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Киреева Н.В.

 СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Белгородский государственный институт культуры и искусств

 

В статье раскрываются специфические особенности формирования духовно-нравственной  личности специалиста сферы культуры и искусств посредством организации внешнего взаимодействия и педагогически целесообразного социального партнерства с социальной средой.

The article reveals the specific peculiarities of the formation of the spiritual and moral personal traits of the specialists in the sphere of culture and arts with the help of organization external cooperation and reasonable social partnership with social sphere from the point of view of pedagogy.

Ключевые слова: социальное партнерство, духовно-нравственное воспитание, взаимодействие, культурообразуюший процесс, направления деятельности.

Key words: social partnership, spiritual and cultural education, cooperation, the process of culture formation, directions of the activity.

Социальное партнерство является одним из видов взаимодействия субъектов, направленного на реализацию общей социально значимой задачи. Взаимодействие, с точки зрения теории воспитания, основывается на том, что восприятие определяется знанием и опытом, накопленными в ходе совместных действий с субъектами внешней среды. Мы рассматриваем взаимодействие как процесс непосредственных контактов, общения членов группы между собой, которые предполагают систематическое воздействие друг на друга, превращение из конгломерата индивидов в группу, т.е. в  систему с установленной структурой, образцами коллективного поведения.

В основе социального партнерства неизбежно должна лежать общественная инициатива или инициатива одного из субъектов договаривающихся сторон, направленная на объединение усилий в решении задач, имеющих особую важность для общества в целом. К таким задачам, бесспорно, относится духовно-нравственное становление российского общества в специфических условиях его развития. Особая роль социального партнерства заключается в активизации социальной направленности деятельности высших образовательных учреждений и вовлечении широкого круга общественности в совместное решение проблем духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, интенсификации процесса формирования их культуры. Ушинский справедливо утверждает, что духовность есть ни что иное как цель воспитания, и наша задача искать пути повышения нравственно-воспитательного процесса.

Проблема духовно-нравственного воспитания после длительного периода забвения этой темы как таковой – сегодня самая актуальная и самая приоритетная. В процесс её изучения и практической реализации включены все субъекты воспитания России.

Проблема духовно-нравственного воспитания студенческой молодёжи в современных условиях является одной из ключевых проблем российского общества. Современные студенты – будущие специалисты, от духовно-нравственного потенциала которых напрямую зависит формирование идеалов и ценностей, национальных идей и проектов России. Современные реалии требуют осознания роли молодого поколения в духовно-нравственном возрождении нашей страны, что подразумевает не только вхождение их в современный социум с высоким уровнем духовно-нравственных качеств, но и наличие у молодого специалиста опыта формирования этих качеств у детей, подростков и взрослой части населения области, страны в целом.

Особо актуальным это положение является для студентов вузов культуры и искусств как носителей и ретрансляторов культуры, призванных в силу своей профессиональной деятельности иметь высокий духовно-нравственный потенциал и накопленный опыт работы по духовно-нравственному воспитанию различных слоёв населения. Для современного этапа развития России характерны реалии активного определения ценностных ориентиров в противоречивой борьбе старого и нового, отечественного и западного, духовного и бездуховного.

Говоря словами И.А. Ильина, духовность человека «состоит в том, что он сам, автономно ищет. Желает и име­ет в виду объективное совершенство, воспитывая себя к этому видению и творчеству» [1, с. 31].

Тенденция на обретение духовного стержня, общепризнанных, традиционных для России идеалов и ценностей получила ощутимую положительную динамику в Белгородском государственном институте культуры и искусств.

В то же время вызывает тревогу низкий духовно-нравственный уровень населения в целом, процветание негативных явлений, таких как наркомания, беспризорность, забвение милосердия, разврат, утрата патриотических качеств, разрушение семейных устоев и т.д.

Интенсификация культурообразующего процесса в рамках социального партнерства предполагает тесную связь с переходом к иному качеству духовно-нравственной культуры в системе социального партнёрства. Эту систему можно отнести к разряду целенаправленных систем, так как её функционирование подчиняется достижению конкретной цели, а именно, духовно-нравственному воспитанию субъектов социального партнёрства. Социальное партнёрство как раз и позволяет видоизменить, представить суммарно, интегрировать имеющиеся у каждого партнёра ресурсы и обеспечить качественное их использование в совершенствовании духовно-нравственного воспитания детей и подростков.

Рассматривая сотрудничество как продукт эффективного организационного управления в системе сдержек и противовесов, мы считаем его первым и самым главным условием, прежде всего, для организации, являющейся инициатором социального партнёрства по вопросам духовно- нравственного воспитания детей и молодёжи. Именно сотрудничество лежит в основе сотворчества, т.е. добровольно самоуправляемого движения с целью поддержки отдельных инициатив, направленных на решение, в нашем случае, проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи в современных социально-экономических и идеологических условий нашего государства.

Низкий уровень сотрудничества в каждом отдельно взятом воспитательном коллективе, сдерживающий процесс сотворчества в нём, является тормозом в системе социального партнёрства, исключает в нём сам процесс интенсификации культурообразующих процессов.

Напротив, наличие этих социально-педагогических явлений открывает широкие перспективы для социального взаимодействия, разновидностью которого является и социальное партнёрство.

Категория социальное взаимодействие выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами  как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, т.е. отношений, различающихся по социальным позициям и ролям». Специфика социального партнёрства в системе социального взаимодействия заключается в единстве целей, особенностях видов деятельности каждой из договаривающихся сторон, совместных обязательствах и обеспечении управления процессом реализации конкретного социального проекта. Объективная сторона социального партнёрства вуза культуры с широкой сетью социальных институтов по духовно-нравственному воспитанию заключается в связях, не зависящих от каждой отдельной личности субъекта воспитания, но опосредствующих и контролирующих содержание и характер их взаимодействия, исходя из основной цели договаривающихся сторон. Субъективная сторона – это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения.

Как сформировать современного специалиста – организатора социально-культурной деятельности, который, имея высокий теоретический уровень подготовки, не растерялся и не потерялся бы в борьбе за самовыживание в современном социуме? Как научить его в процессе становления не принести в жертву самое ценное – не поступиться своими нравственными качествами, ибо «именно в духовно-нравственной культуре – высшая степень проявления культуры общества».

Одним из направлений деятельности Белгородского государственного института культуры и искусств, призванным комплексно решать эту проблему, является, на наш взгляд, социальное партнерство в сфере духовно-нравственного воспитания.

Социальное партнерство это новое понятие, которое по разному трактуется современными учеными, но в их трактовке много общего. Политологи видят в социальном партнерстве разноплановое сотрудничество субъектов или сторон, направленное на пользу общества. Обществоведы называют социальным партнерством каждое совместное действие, очевидная польза от которого не ограничивается личной выгодой.

Мы видим в социальном партнерстве один из видов взаимодействия субъектов, направленного на реализацию общей социально значимой задачи, рассматривая, при этом, взаимодействие с точки зрения теории воспитания, суть которой заключается в том, что восприятие всего окружающего определяется знанием и опытом, накопленным в ходе взаимодействия с окружающей средой. Наша задача состоит в организации целенаправленного взаимодействия в рамках длительного социального партнерства с учреждениями, которые нуждаются в наших студентах, как носителях духовно-нравственной культуры, организаторах социально-культурной деятельности, а мы нуждаемся в них, как определенных площадках, располагающих тем ценным потенциалом, который дает нам возможность отработки, отшлифовки личностного воспитательно-образовательного запаса студентов.

Социальное партнерство в сфере духовно-нравственного воспитания призвано исключить стихийность, характерную для социального взаимодействия.  В процессе социального партнерства, построенного по нашей индивидуальной специфической схеме, решается целый комплекс задач, направленных не только на отработку студентами их профессиональных навыков с разной категорией детей и молодежи, не только на формирование психологической готовности к работе в разновозрастной среде, но и приобретение студентами опыта общения в процессе их собственной деятельности, формирование нравственных качеств личности будущих специалистов. Не маловажным является и тот факт, что в процессе социального партнерства студенты заявляют о себе, расширяют круг возможностей собственного трудоустройства, делают себя востребованными, пропагандируют свой вуз.

Вуз культуры и искусств, во-первых, располагая высоким воспитательным потенциалом субъектов образования, во-вторых, реализуя задачу подготовки не только носителей, но и ретрансляторов культуры, имеет широкие возможности и инициативы по организации социального партнерства в рамках воспитательного пространства региона по формированию духовно-нравственных качеств граждан нашей страны. Социальное партнерство вуза, как и любого субъекта такого партнерства, способствует формированию культуры всех участников совместной деятельности в разрешении социальных проблем.

Социальное партнерство предполагает ряд социально-педагогических условий: единство целей всех субъектов социального партнерства; научное проектирование результатов сотрудничества; опережающее пространственное воображение и проектное видение, которое позволит эффективно использовать имеющиеся ресурсы; наличие определяющей инициативы одного или нескольких субъектов социального партнерства; перспективное видение изменений в среде, в мироощущениях, в системе потребностей людей, вовлеченных в систему социального партнерства; интенсивность культурного действия в рамках проектной деятельности; определение социальных институтов – потенциальных партнеров, как обладающих воспитательным потенциалом, так и нуждающихся в использовании этого потенциала для решения основных задач социального партнерства.

Социальное партнерство Белгородского государственного института культуры и искусств в сфере социально-культурной деятельности и духовно-нравственного воспитания осуществляется на основе «Концепции социального партнерства Программы ее реализации». В договоре о социальном партнерстве обозначены целевые установки, задачи каждого субъекта партнерства, функции каждого учреждения, направленные на реализацию этих задач, формы взаимодействия. Направления деятельности в рамках договора многоплановы. К ним относятся: просветительская деятельность; проведение совместных мероприятий (праздников, экологических субботников, конкурсов, научных исследований и т.д.); профилактическая работа (встречи, беседы, волонтерское движение, закрепление студентов за учащимися, склонными к асоциальным поступкам и испытывающим трудности в обучении; установление шефства учащихся и студентов над воспитанниками ДОУ и детских домов ит.д.); осмысление православной культуры (Паломнические автопробеги, совместные декады Матери, конкурсы рефератов, подготовка фото-композиций и фильмографиии, акции милосердия и т.д.); методическая работа; созерцательная деятельность (просмотры спектаклей, концертов, КВН, тематических выставок и т.д.).

Социальное партнёрство, организованное, как правило, руководителями заинтересованных в деле духовно-нравственного и эстетического воспитания детей и молодёжи структур, предполагает тесное взаимодействие тех, во имя которых оно организовано, т.е. педагогов, студентов, учащихся, воспитанников детских домов, детского сада, священнослужителей и т.д. Системное социальное взаимодействие, подчинённое  единой цели, предполагает взаимное влияние субъектов взаимодействия друг на друга: «поведение одного выступает стимулом для поведения другого и наоборот». Особо ярко это проявляется в системе разновозрастного партнёрства.

Отношения в рамках социального партнёрства – это двустороннее взаимодействие, двусторонние связи, двустороннее влияние, появляющееся в процессе общения, совместной деятельности «контактных аудиторий» и индивидуальных контактов. Результат такого взаимодействия, как любого культурного действия, определяется интенсивностью в пространстве и во времени. Такая интенсивность увеличивает вероятность взаимоисключающих педагогических явлений, смысл которых заключается в том, что эти явления «не могут происходить одновременно; возникновение одного из них предотвращает возможность возникновения другого».

Социальное партнерство как раз и позволяет видоизменить, представить суммарно, интегрировать имеющиеся у каждого партнера ресурсы и обеспечить качественное их использование в совершенствовании духовно-нравственного воспитания детей и подростков в процессе сотрудничества. Применительно к воспитательной деятельности сотрудничество подразумевает «установление такого взаимодействия (воспитателей и воспитуемых), которое характеризуется максимальным для данных конкретных обстоятельств привлечением их духовных и физических сил к творческой устремленности на достижение наивысших педагогических результатов» (Н.А. Половинкина).

Очень важным на современном этапе является факт осознания различными слоями населения необходимости объединения усилий для формирования нравственных качеств и духовной основы личности россиянина – во имя спасения человека, нации и Родины. Такое объединение способно решать не только узко обозначенные задачи социального партнерства, но, одновременно с этим, способствовать осуществлению процесса усвоения индивидуумом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для жизни в обществе. Социализация личности в результате социального партнерства охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации, адаптации в современном социуме. Это, в свою очередь, помогает ему приобрести социальную природу, способность ассоциировать себя с обществом, участвовать в социальной жизни, нести в общество то им приобретенное в процессе социального партнерства, что стало его личностным новообразованием.

Формирование духовно-нравственной культуры детей и молодёжи в рамках социального партнёрства предполагает: формирование понятий духовно-нравственных норм и ценностей субъектов воспитания; преломление их через сознание индивида; осмысление этих норм и ценностей; воплощение их в реальных действиях и поступках.

Именно эта логическая цепочка определяет способ социального взаимодействия самого индивида с другими индивидами и социальным окружением в целом. Однако характер системы, объединяющей социальных партнёров, неразрывно связан с целостной социальной системой. Поэтому, как в любой системе, особенности построения системы конкретного социального партнёрства зависят не только от элементов, входящих в её состав, но и от специфики их связи между собой, влияния друг на друга, то есть,  взаимодействия, взаимосвязи и взаимообусловленности, что не только придаёт целостность системе, но и формирует характерные её свойства, а именно: наличие двух и более субъектов совместной социально значимой деятельности, обусловливающих поведение и переживания воспитанников; совершенствование субъектами воспитания в рамках социального партнёрства подходов к духовно-нравственному становлению личности, влияющих на взаимные переживания и поступки; наличие проводников, передающих эти влияния и воздействия индивидов друг на друга.

Важное значение для подбора социальных партнеров по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи имеет культурная индустрия городской среды, воспитательный потенциал образовательных и профилактических учреждений, педагогическая подготовка и психологическая готовность к партнерской деятельности, осознание важности целевых установок партнерства и видение каждым партнером своих возможностей в формировании нравственности.

Социальное партнерство в вопросах духовно-нравственного воспитания имеет свое будущее и выдвигает необходимость глубокого научного исследования этого социально-педагогического явления.

 

Литература:

  1.  Ильин И.А. Путь к очевидности. М: Республика, 1993. – 310 с.
 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.