Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Воробьёва Г.В., Батурина Л.А.

ПРОСМОТР КИНОФИЛЬМОВ КАК ФОРМА АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ РКИ

Волгоградский государственный технический университет

 

Использование на занятиях в качестве иллюстративного материала художественных, документальных, учебных фильмов представляется  необходимым и интересным. Подобный вид работы, весьма занимательный, динамичный, повышает учебную мотивацию, создаёт дополнительные стимулы к овладению языковым материалом.

Ключевые слова: мотивация, эмоциональное воздействие, русский язык как иностранный, видеоматериал.

Using on employments as an illustrative material of art, documentary, educational films is obviously necessary and interesting. The similar kind of work, rather entertaining, dynamical, raises educational motivation, creates additional stimulus to mastering by a language material.

Key words: motivation, emotional influence, Russian as foreign, a video material.

Аудиовизуальные средства обучения (АВСО) в процессе преподавания РКИ могут выступать одновременно и предметом, и средством, и средой обучения. Они позволяют внести в занятия элементы разнообразия и занимательности благодаря яркости и экспрессивности зрительно-слуховых образов, познавательной ценности учебного материала, возможности осуществлять обучение с учётом индивидуальных особенностей учащихся.

Фильм несёт в себе не только лингвистическую, но и культурно-эстетическую информацию, позволяет студенту-иностранцу составить общее представление об образе жизни, этикете, традициях, бытовом укладе другого народа. Кроме того, кино оказывает мощное эмоциональное воздействие и способствует возникновению глубоко прочувствованного отношения как к предмету изображения, так и в целом к культурной среде, в которой появилось это произведение искусства.

По наблюдениям специалистов, видеокурсы (к числу которых относятся кино- и видеофильмы) выполняют на занятиях по языку ряд функций: информационную, обучающую, контролирующую, мотивирующую. Использование видеоматериалов может осуществляться на разных этапах аудиторного занятия как способ объяснения нового материала, как форма закрепления изученного, как способ проверки знаний в процессе урока,  как способ создания проблемной ситуации. Перечислим основные дидактические положения, определяющие эффективность обращения к кинофильмам в практике преподавания русского языка как иностранного:

- используемый на уроках киноматериал должен быть в целом доступен и интересен студентам;

- он должен быть разумно организован во временных рамках занятия;

- для достижения значительного эффекта применять видеоматериал в медиаобразовательных целях надо систематично, в течение всего года, что создает дополнительные условия для обогащения личности каждого учащегося;

- демонстрация видеоматериала на уроках РКИ представляет собой достаточно новую, всё ещё нетрадиционную форму организации учебной деятельности. Поэтому предъявление экранного изображения на занятии должно восприниматься аудиторией (с подачи преподавателя) не как развлечение, а как материал для вдумчивой, серьезной аналитической работы, зачастую выполняемой самостоятельно;

- преподаватель должен методически грамотно вводить видеоматериал в структуру урока и обязательно акцентировать лингвистическую составляющую фильма.

В зависимости от уровня подготовленности студентов просмотр кинофильма можно предварять ознакомительным чтением (к примеру, если это экранизация литературного произведения и существует некий первичный текст) или приступать к нему сразу, сопровождая происходящее на экране соответствующими лингвистическими комментариями.

Очень часто кинофильмы используются на уроках литературы, и это, конечно же, совсем не случайно. Иностранцу достаточно трудно представить себе культурно-бытовой контекст прошлых эпох, и здесь может очень хорошо помочь фильм, рассказывающий о том времени.

Для ознакомления с реалиями той или иной культурной эпохи, какими-либо событиями логично ограничиться однократным просмотром с комментариями преподавателя или с субтитрами. Можно также предварительно познакомить учащихся с сюжетом, используя адаптированный текст.

Итак, такой вид учебной деятельности, как просмотр кинофильмов на занятиях по РКИ, представляется полезным и необходимым, поскольку он способствует развитию лингвистической, коммуникативной и социокультурной компетенции учащихся.

 

Литература  

1.  Антонова В.Е., Нахабина М.М., Толстых А.А. Дорога в Россию: Учебник русского языка (первый уровень); В 2 т. ‑ Т. 2. ‑ Златоуст, 2006. 

2. Фазылянова Х.М. Обучение речевому общению с использованием   видеокурсов на занятиях по русскому языку как иностранному в условиях курсового обучения: автореф. дис. … канд. педагог. наук /  Х.М. Фазылянова. – Москва, 2006.

3. www.megacritic.ru

 

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.