Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Аронов А.М., Баранова Е.В.

СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ БАКАЛАВРИАТЕ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ФГАОУ ВПО «Сибирский Федеральный университет»

 

Эта работа о важности становления аналитической грамотности как профессиональной на уровне педагогического бакалавриата.

В тексте рассматриваются этапы, на которых происходит появление, развитие и становление профессиональной аналитической грамотности, которая позволяет на более качественном уровне решать научно-образовательные и профессиональные задачи, как при обучении в педагогическом бакалавриате, так и в дальнейшем – при обучении в педагогической магистратуре и в педагогической деятельности.

Ключевые слова: компетентность; компетенция; аналитика; аналитическая грамотность; профессиональная аналитическая грамотность.

В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам образования. Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений. [7] Идея компетентностного подхода в настоящее время рассматривается как симптом смены ценностных ориентиров и целей образования в связи с появлением открытого заказа на его содержание со стороны общества. [1]

Новые условия существования образовательной среды, обновление содержания образования, инновационных форм и методов обучения, все возрастающее требования к качеству знаний, усложнение форм организации занятий – все  это требует повышения профессиональной компетентности будущего педагога и формирование его готовности к профессиональному мышлению и профессиональной деятельности.

Бакалавру педагогики в профессиональной деятельности требуются следующие способности: способность к анализу учебной информации в преподавательской  деятельности; способность к анализу (рефлексии) собственной педагогической деятельности и деятельности обучаемых. Особую актуальность приобретают аналитические компетенции профессионалов-преподавателей, которые и способствуют полной ориентации специалиста в педагогическом поле, моделированию полноценной деятельности, способности достичь реальных результатов. [6]

В [5] Кайдаловой Т.А. отмечается, что одними из основных способностей, которые формируются в процессе подготовки педагогов, являются аналитические. Способность к анализу в профессиональной деятельности педагога высшей школы заключается не только в работе с учебной литературой преподаваемого предмета, но возможно в большей степени – с научной литературой при проведении исследований.

В федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») отмечается, что «Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке  цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6). [9]

Таким образом, можно отметить, что данный стандарт не содержит требований к профессиональной аналитической грамотности бакалавра.

Следуя парадигме образования в течение всей жизни, можно утверждать, что сформированные аналитические способности будут необходимы бакалавру и в дальнейшей профессиональной деятельности, как педагогу, или при обучении в магистратуре.

В федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр») отмечается, что «Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в области педагогической деятельности:

способностью анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);

в области методической деятельности:

готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8)». [10]

Имея некоторые пробелы в формировании аналитических способностей как профессиональных на уровне бакалавриата, будущий магистр будет испытывать трудности при работе с научной литературой более сложного характера.

Таким образом, можно отметить, что сформированные аналитические умения являются востребованными, как при обучении в педагогическом бакалавриате, так и в дальнейшем – при обучении в педагогической магистратуре или в педагогической деятельности.

Здесь возникает противоречие. У бакалавра педагогики есть потребность в становлении аналитической грамотности, необходимой для осуществления и повышения уровня профессиональной деятельности, но образовательная программа вуза не обеспечивает становление данной грамотности в необходимом объеме. Отсюда возникает проблема несоответствия существующих организационно-педагогических условий складывания аналитической грамотности бакалавров педагогики потребностям их профессиональной подготовки.

Обсуждая вопрос становления профессиональной аналитической грамотности в рамках компетентностного подхода, необходимо развести понятия компетентности и грамотности. Как отмечается в статье [2], быть грамотным еще не означает быть компетентным, так как «грамотность - это лишь когнитивная характеристика и совсем не обязательно, что субъект готов к применению ее в процессе деятельности». Авторы отмечают, что данные понятия соотносятся как целое и часть: компетентность включает в себя грамотность, но ей не ограничивается. [2].

Один общий подход к грамотности задается в рамках международной программы PISA. Международная группа исследователей, реализующая эту программу, при определении грамотности школьников на рубеже основной школы, рассматривая математическую и естественнонаучную грамотность, а также читательскую грамотность, определяя ее как умение использовать письменные тексты как основной ресурс самообразования, не дает общего определения грамотности [11]. Тем не менее, PISA отражает тенденцию последнего десятилетия проверить «…состояние тех знаний и умений, которые могут быть полезными учащимся в будущем, а также умение самостоятельно приобретать знания, необходимые для современной адаптации в современном мире» [4]. В статье [2] отмечается, что подобная трактовка термина грамотность включает дополнительно умение самостоятельно приобретать знания.

Для понимания структуры процесса становления аналитических умений обратимся к исследовательской статье Гайдамак  Е.С. [3] В статье приводится определение понятия «аналитика» Н.А.Слядневой как  деятельности, предполагающей органический синтез трех компонентов: владение аналитическими методами (функциональный компонент), знание предметной области (отраслевой компонент) и определенный тип структуры личности (личностный компонент). Такая структура характерна, в частности, для научно-исследовательской, преподавательской деятельности.  Как уже отмечалось выше, сформированные аналитические способности будут необходимы бакалавру и в дальнейшей профессиональной деятельности, как педагогу.

В. Сластенин и И. Исаев, поднимая вопрос о профессиональной компетентности педагога, задают модель профессиональной компетентности учителя как единство его теоретической и практической готовности. Теоретическая деятельность,  проявляющаяся в обобщенном умении педагогически мыслить, предполагает наличие у учителя аналитических умений». [8] Сформированность аналитических умений — один из критериев педагогического мастерства, т.к. с их помощью извлекаются знания из практики. Именно через аналитические умения проявляется обобщенное умение педагогически мыслить. [8]

Для дальнейшего обсуждения обозначенной в начале статьи потребности, введем понятие профессионально-педагогической  аналитической грамотности. На наш взгляд, профессиональная аналитическая грамотность, включает в себя следующие составляющие: во-первых, бакалавр педагогики должен обладать определенным набором общекультурных компетенций (связанных с аналитическими способностями); во-вторых, бакалавр педагогики должен обладать способностью применять знания на практике; в-третьих, бакалавр  педагогики должен обладать способностью извлекать знания из практики (своей или другого).

Рассматривая вопрос становления профессиональной аналитической грамотности, важно понимать на каких этапах происходит ее появление, развитие и становление. Анализ литературы, раскрывающей понятие грамотности, позволяет нам предположить, что студент первого курса бакалавриата уже обладает определенным уровнем аналитической грамотности, которая может служить основой для становления профессиональной аналитической грамотности.

Мы предполагаем, что  появление профессиональной аналитической грамотности в бакалавриате может происходить на 1 курсе обучения при выполнении аналитической работы в рамках учебной дисциплины «Введение в педагогическую деятельность».

Развитие профессиональной аналитической грамотности в бакалавриате может происходить на 2-3 курсах обучения при выполнении аналитической деятельности в рамках педагогической практики и выполнения курсовой работы, при соответствующей поддержке выпускающей кафедры. А становление профессиональной аналитической грамотности может происходить при выполнении аналитической деятельности в рамках подготовки выпускной работы.

Мы считаем, что при выполнении вышеуказанных условий у бакалавра в полной мере будет происходить становление профессиональной аналитической грамотности, которая позволит, не испытывая в данной области трудностей, начать профессиональную педагогическую деятельность, и которая будет являться основой для становления профессиональной аналитической компетентности при выполнении профессиональной педагогической деятельности.

Таким образом, можно отметить, что становление профессиональной аналитической грамотности позволит сформировать компетенции, обозначенные в федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»), на более  содержательном уровне. Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что бакалавру педагогики необходимо обладать аналитической грамотностью для решения научно-образовательных и профессиональных задач.

Образовательные стандарты третьего поколения не говорят о формировании, становлении профессиональной аналитической грамотности. И этот разрыв составляет проблему педагогического образования бакалавра. Перспектива исследования состоит в определении уровня или качества, содержания  аналитической грамотности бакалавра педагогики.

 

Литература:

1. А.М. Аронов, О.В. Знаменская. О понятии «математическая компетентность» // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование, № 4, 2010, с. 31-43.

2. Аронов А.М., Светашкова Т.В. Психологическая грамотность педагога как условие гармонизации его отношений в социальной и профессиональной средах. //  Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы гармонии и закономерности в развитии современного мира: научные и практические аспекты», 2009.

3. Гайдамак, Е.С. Информационно-аналитическая деятельность специалиста в области образования/ [Электронный ресурс]: Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета»/ 2006. – Режим доступа http://www.omsk.edu/article/vestnik-omgpu-83.pdf

4. Изучение знаний и умений учащихся в рамках Международной программы PISA. Общие подходы / Г.С.Ковалева [и др.]. – М.: РАО, 1999.

5. Кайдалова Т.А. Магистерская диссертация. Становление аналитической компетенции как профессиональной в педагогической магистратуре классического университета, 2010.

6. Мельникова, Л.А., Аналитические компетенции  в контексте современных инноваций  высшего университетского образования/ [Электронный ресурс]:  Педагогический институт Южного федерального института. – Режим доступа http: //rspu.edu.ru/rspu/science/conferences/conference_ped/section_4/melnikova.doc

7. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие (ред. М. В. Буланова-Топоркова). - Ростов н/Д:Феникс, 2002. - 544 с. Режим доступа http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/bulan/01.php

8. Сластенин, В. Педагогика: Учебное пособие / Сластенин  В.,  Исаев И. и др. [Электронный ресурс]: Библиотека Гумер. – Режим доступа http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/03.php

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»), от 17.01.2011 г.

10.  Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр»), от 14.01.2010 г.

11.  Цукерман Г.А., Ковалева Г.С., Кузнецова М.И. Хорошо ли читают российские школьники? // Вопросы образования, №4, 2007.

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.