Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

УДК: 159.9:370 Л 79

Лоскутова Л.И.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО УРОВНЯ СПОРТИВНОЙ АГРЕССИВНОСТИ

Училище Олимпийского резерва №4 г. Москва

 

In many sports from participants it is required displays of aggression within the limits of existing rules and activity conditions. Working out and realisation of the program of psychological support creates favorable conditions of stage-by-stage and optimum formation of sports aggression, developing cognitive, emotional, strong-willed, moral, regulatory properties of the person of sportsmen.

Keywords: aggression, sports activity, psychological support.

Во многих видах спорта от участников требуется проявления агрессивности в рамках существующих правил и условий деятельности. Разработка и реализация программы психологического сопровождения создает благоприятные условия поэтапного и оптимального формирования спортивной агрессивности, развивая когнитивные, эмоциональные, волевые, нравственные, регулятивные свойства личности спортсменов.

Ключевые слова: агрессивность, спортивная деятельность, психологическое сопровождение.

Агрессивность - свойство личности спортсменов, которое проявляется в тактике их нападающих действий в соревнованиях [1]. Для спортсменов высокого класса характерен повышенный уровень, контролируемый сознанием и волей, агрессивности, что ставит агрессивность в ранг спортивно важных психических свойств (СВПС) требующих изучения и соответствующих методов спортивного воспитания.

Одним из важнейших аспектов формирования индивидуальности спортсмена является развитие его СВПС.  В ходе многолетних занятий избранным видом спорта постепенно складывается динамичная специализированная структура психических процессов, психических состояний и СВПС личности спортсмена, которая и обеспечивает результативность его деятельности.

Во многих видах спорта от участников требуется проявление агрессивности, в рамках существующих правил и условий учебно-тренировочной, спортивной и соревновательной деятельности. При таком подходе агрессивность можно рассматривать в качестве СВПС, исходя из принципа единства личности и деятельности. В спортивной деятельности проявляются и развиваются различные психические свойства: интеллектуальные, обеспечивающие прием и переработку информации, принятие спортом необходимых решений; психомоторные, определяющие качество двигательных действий и операций субъекта; эмоциональные, влияющие на энергетику и экспрессивные характеристики деятельности; волевые, обеспечивающие преодоление возникающих в ней препятствий; коммуникативные, направленные на взаимодействие с другими людьми; нравственные, определяющие мотивацию деятельности и соответствие целей, средств, результатов определенным моральным нормам. Ансамбль психических свойств, отвечающий требованиям конкретного вида спорта, обеспечивает высокую результативность тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена [6].

Целенаправленно формулируя цели и требования к параметрам деятельности спортсмена, ставя перед ним конкретные и посильные для выполнения задачи, задавая определенные тренировочные режимы и актуализируя нужные мотивы деятельности, тренер-педагог может создавать благоприятные условия для поэтапного и оптимального формирования спортивной агрессивности, развивая эмоциональные, волевые, нравственные свойства личности спортсменов, осуществляя тем самым психологическое сопровождение в его спортивной карьере. На тренерский состав ложится моральная ответственность за оказание помощи спортсмену, чтобы тот мог направить в другое русло свою энергию и агрессивность, если ему приходилось проявлять чрезмерную и потенциально-опасную агрессивность, занимаясь спортом. Но в целом подобная перестройка требует профессиональной помощи со стороны психологов [2]. Одним из видов такой помощи является психологическое сопровождение.

Психологическое сопровождение в спорте - это система общих и частных технологий психологической помощи спортсмену и особенностей их применения на каждом из этапов карьеры, начиная с первых шагов спортсмена в спорте и заканчивая уходом из спорта и переходом к другой карьере. Общая модель психологического сопровождения спортивной деятельности включает: цели, основные направления, способы и условия психологической помощи спортсменам, критерии эффективности [5]. Практика учебно-тренировочной, спортивной, соревновательной деятельности испытывает необходимость в методологическом, теоретическом, методическом обосновании и разработке программы психологического сопровождения которые создают психологические условия формирования оптимального уровня спортивной агрессивности, что позволит решить многие проблемы, обусловленные следующими противоречиями:

- между объективными требованиями времени в развитии спорта как одного из важнейших стратегических направлений развития России, недостаточными научным обоснованием и организационно-педагогическим обеспечением психолого-педагогических условий оптимизации занятий физической культурой и спортом;

- между утвердившимся представлением о спортивных достижениях, как специфическом интегральном продукте, зависящем, не только от совершенства в физической подготовки, но и от полноценной реализации психологических возможностей и недостаточной изученностью психической деятельности спортсмена с позиции принципов системности и интегратизма;

- между необходимостью создания продуктивных и эффективных программ психологического сопровождения спортсменов и отсутствием научно-теоретического обоснования таких программ;

- между объективной потребностью общества в высоком уровне профессионального мастерства тренера, включающую и психологическую готовность учитывать индивидуально-психологические особенности спортсменов в учебно-тренировочной деятельности и недостаточной психологической компетентностью тренеров, а также отсутствием целенаправленных специализированных программ психологической поддержки и психологизации педагогов спортивных центров;

- между профессиональными и личностными установками тренеров на доминирование, блокирующие инициативу и личностными потребностями спортсмена на сотрудничество и партнерское взаимодействие с тренером;

- между теоретическими наработками в области психологического сопровождения спортивной деятельности и их пассивным внедрением в образовательную практику.

Обозначенные выше противоречия требуют глубокого теоретического и экспериментального изучения.

Актуальность, теоретическая и практическая значимость, создавшиеся противоречия стали основанием для выбора темы и постановки проблемы исследования, которая состоит в определении психолого-педагогических условий эффективной организации психологического сопровождения для создания благоприятных условий поэтапного и оптимального формирования спортивной агрессивности, развивая когнитивные, эмоциональные, волевые, нравственные, регулятивные свойства личности спортсменов. Безусловно, в спорте, как и в жизни, решение одних проблем требует оптимальной степени агрессивности, решение других возможно без ее проявления[3].

Цель исследования заключается в разработке и реализации программы психологического сопровождения, формирования оптимального уровня спортивной агрессивности.

Объект исследования: агрессивные проявления спортсменов.

Предмет исследования: психологическое сопровождение формирования оптимального уровня спортивной агрессивности.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что организация психологического сопровождения  будет эффективным если:

-определены критерии эффективности программы психологического сопровождения, установленные на основе сравнительного анализа особенностей   агрессивных проявлений спортсменов в учебно-тренировочной, спортивной, соревновательной деятельности;

- научно обоснована теоретическая модель и содержание программы психологического сопровождения;

- выявлены основные психолого-педагогические условия, оптимизирующие процесс формирования оптимального уровня спортивной агрессивности с учетом специфики учебно-тренировочной деятельности.

Исходя из проблемы, объекта и предмета исследования, для доказательства выдвинутых предположений были поставлены следующие задачи исследования:

Осуществить теоретико-методологический и прикладной анализ проблемы исследования, раскрывающих факторы формирования агрессивности спортсменов в зависимости от объективных требований учебно-тренировочной деятельности.

Выделить критерии, определяющие эффективность организации программы психологического сопровождения.

Разработать теоретическую модель и программу психологического сопровождения формирования оптимального уровня спортивной агрессивности.

Теоретическая модель психологического сопровождения учебно-тренировочной, соревновательной деятельности представляет собой научнообоснованное, схематичное описание данного процесса как психолого-педагогической системы. Модель разработана на основе принципов личностно-ориентированного и субъектно-деятельностного подходов, предполагающих рассмотрение спортсмена как саморегулирующуюся, саморазвивающуюся систему.

Любое поведение человека подчинено удовлетворению базовой потребности – осознавать себя причастным к значимой общности людей, что означает чувствовать свою состоятельность, желание занять свое место в этой общности. Ощущение причастности, включенности в учебно-тренировочную и соревновательную деятельность – определяющий фактор личностного развития, повышения самооценки спортсмена. Базовая потребность спортсмена воплощается в три частные цели:

– ощущать свою состоятельность в деятельности (учебно-тренировочной, соревновательной и др.);

– строить и поддерживать конструктивные отношения с тренерско-преподавательским составом (тренером, администрацией, психологом), членами команды, то есть чувствовать свою коммуникативную самостоятельность;

– вносить личный вклад в жизнь команды, иметь авторитет (состоятельность в глазах коллектива).

Ощущать состоятельность в учебно-тренировочной деятельности – значит чувствовать свою успешность, быть убежденным в собственной эффективности (действенности). Путь к успеху – повышение индивидуального уровня «Я могу». Представление спортсмена о своих реальных способностях обеспечивает активную мотивацию учебно-тренировочной, соревновательной деятельности. Технология повышения уровня «Я могу» основана на следующих стратегиях: тренер помогает раскрыть сильные стороны воспитанников, показывает ценность ошибки как опыта, концентрирует внимание на прошлых успехах, делает процесс обучения ощутимым, признает достижения.

В основе чувства коммуникативной состоятельности безусловное принятие тренером спортсмена, позитивное к нему внимание, признание, одобрение его действий.

Состоятельность в глазах коллектива удовлетворяет базовую потребность человека быть нужным. Тренер структурирует отношение между членами команды так, чтобы каждому спортсмену хотелось вносить собственный вклад в процесс улучшения жизнедеятельности, результативности своей команды. Приемы, активизирующие потребность вносить свой собственный вклад в командные отношения, можно сгруппировать в две стратегии: поддержка личного вклада  спортсмена и поддержка тех, кто старается помочь другим, кто устанавливает отношения на основе доверия и взаимопомощи.

Программа психологического сопровождения разработана на основе принципов личностно-ориентированного и субъектно-деятельностного подходов, создает благоприятные условия формирования оптимального уровня спортивной агрессивности. Модель программы психологического сопровождения развивает когнитивные, эмоциональные, волевые, нравственные, регулятивные свойства личности спортсменов и состоит из пяти модулей: когнитивно-ценностного, эмоционального, личностно-смыслового, регулятивно-поведенческого и коммуникативного, которые тесно связаны между собой и  гармонично взаимодействуют.

Когнитивно-ценностный модуль выполняет информационную функцию и направлен на конструирование новых знаний о себе; на осмысление своих возможностей в учебно-тренировочной  и соревновательной деятельности; на актуализацию ценностей, отражающих характер спортивной деятельности; знакомит с типологией характера с акцентом на сильные и уязвимые черты и их роли в достижении целей личности. Через систему ролевых позиций «победителя», «непобедителя» и «неудачника», предложенных Э. Берном, рассматриваются стили отношения к ошибкам, трудностям жизни, к другим людям, целеполагание как способность ставить жизненные цели и достигать их.

Эмоциональный модуль выполняет поддерживающую функцию и работает на принятие себя, внутренних противоречий, умения учиться у других, ценить личность и направлен на развитие чувства самоценности.

Личностно-смысловой модуль направлен на развитие навыков самопознания, саморегуляции, формирование адекватной самооценки и уровня притязаний, согласование образов «Я - реального» и «Я - идеального» в тренировочной и соревновательной деятельности, раскрытие скрытых ресурсов личности, повышение мотивации к самоизменению в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.

Регулятивно-поведенческий модуль направлен на формирование высокого уровня регуляции своих действий и модели поведения, ориентированное на командное достижение результатов; умений планировать «личный жизненный сценарий» и ставить адекватные, достижимые цели.

Коммуникативный модуль направлен на эффективное взаимодействие в команде, на развитие навыков конструктивных взаимоотношений в условиях учебно-тренировочной деятельности, разрешение межличностных конфликтов, на поиск средств их благополучного преодоления.

Психологическая работа проводилась также с тренерами и была направлена на повышение их психологической компетентности и формирование психологической готовности к осуществлению психолого-педагогического сопровождения спортсменов в условиях учебно-тренировочной и соревновательной деятельности  и включала реализацию программы тренинга педагогической эффективности [8, 9, 10,11]. Предлагаемая тренинговая программа является частью более общей программы социальной адаптации спортсменов. Понимая под социальной адаптацией готовность участника к изменению (самоизменению), самостоятельному выбору и ответственному поведению. Мы считаем необходимым условием этой адаптации к требованиям социума и психологическую готовность тренеров, педагогов к принятию такого поведения спортсменов.

Психологическая готовность тренеров к психолого-педагогическому сопровождению спортсменов в процессе учебно-тренировочной деятельности является личностным образованием, включающим совокупность взаимосвязанных компонентов: когнитивно-информационную, личностную и поведенческую готовность.

Когнитивно-информационная готовность это знание психологических особенностей не только в избранном виде спорта, но и особенностей конкретных спортсменов, с которыми непосредственно проводятся учебно-тренировочные занятия.

Личностная готовность – это собственная интернальная позиция тренера по отношению к профессиональной деятельности, к коллегам, ученикам, к жизни вообще.

Поведенческая готовность – это овладение конкретными психологическими навыками общения, которые позволяют педагогу полно и свободно выражать себя, демонстрировать принятие и понимание детей с самыми разными психологическими особенностями, выстраивать партнерские, позитивные отношения в конфликтных ситуациях, в ситуациях нарушения дисциплины, что способствует формированию чувства самооценки, высокого самоуважения.

Общие выводы

Психологическое сопровождение учебно-тренировочной и соревновательной деятельности выступает необходимым фактором и условием, направляющим формирование оптимального уровня спортивной агрессивности.

Психологическое сопровождение формирования оптимального уровня спортивной агрессивности представляет собой многоуровневую систему и включает в себя когнитивно-ценностный, эмоциональный, личностно-смысловой, регулятивно-поведенческий, коммуникативный модули, которые гармонично взаимодействуют и направлены на развитие когнитивных, эмоциональных, волевых, нравственных, регулятивных свойств личности спортсменов как учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, так и в условиях специально организованного психологического взаимодействия.

Базовыми психологическими условиями эффективной организации психологического сопровождения является реализация программы тренинга педагогической эффективности на повышение психологической компетентности тренеров и формирование их психологической готовности к осуществлению психолого-педагогического сопровождения спортсменов включающим совокупность взаимосвязанных компонентов: когнитивно-информационную, личностную и поведенческую готовность.

 

Литература:

1.  Практикум по спортивной психологии / Под ред.  И.П. Волкова. СПб.: Питер 2002. С. 103-104

2.  Кретти Б. Дж. Психология в современном спорте / Б.Дж. Кретти; пер. с англ., предисл. В.В. Давыдова. - М., 1987. – 223 с.

3.  Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте / А.Ц. Пуни. - Л., 1977. – 279 с.

4.  Родионов А.В. Проблемы психологии спорта / А.В. Родионов // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 4. – С. 32-40.

5.  Слюсарев Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Ю.В. Слюсарев. - С.-Пб., 1992. – 24 с.

6.  Стамбулова Н.Б. О формировании спортивно-важных психических свойств спортсмена / Н.Б. Стамбулова // Психологическое обеспечение спортивной деятельности. - Л., 1988. – 247 с.

7.  Стамбулова Н.Б. Психологические модели и описания спортивной карьеры / Н.Б. Стамбулова // Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып. 3. Ч. 2. - СПб., 1997 - С. 35-49.

8.  Кривцова С.В. и др. Подросток на перекрестке эпох. – М., 1997. – С. 19-109;

9.  Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. – М., 1997. – С. 28-69;

10. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. – М., 1997. – С. 61-178;

11. Mc Mullin R., Giles T. Cognitive-behavior therapy: A restructuring approach. – New York: Grune & Stratton, 1981. – Р. 13-22

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.