Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

Анохин А.Ю.

Использование программно-целевого метода в вузе туристского профиля

Балтийский федеральный университет им. И. Канта

 

Эта работа о миссии учебного заведения, принципах ее осуществления вузами в условиях возрастающего значения самофинансирования и усиления конкуренции в сфере образования

Ключевые слова: миссия вуза; программно-целевой метод.

This work about educational institution mission, principles of its realization by high schools in the conditions of increasing value of self-financing and competition strengthening in an education sphere

Keywords: high school mission; a program-target method.

Общая для государственных и негосударственных вузов целевая установка деятельности предполагает подготовку конкурентоспособных специалистов в различных областях знаний. Элементами миссии высшего учебного заведения являются [2]:

• служение человеку и обществу, формирование перспектив развития общества;

• активное участие в решении проблем мирового, регионального и местного масштаба;

• содействие устойчивому развитию общества;

• формирование ответственности, активной жизненной позиции граждан;

• формирование потребности в самообразовании и самоактуализации;

• сохранение и укрепление этно-культурных особенностей;

• формирование системы непрерывного образования в обществе.

Целеполагание необходимо для правильной и полной оценки успешности деятельности и понимания сути достижений коллектива вуза. Вузу необходимо сформулировать основную цель деятельности и систему подцелей (задач), адекватную совокупности реализуемых областей деятельности.

Основными направлениями деятельности коллектива вуза являются:

- учебная деятельность (обучение национальных и зарубежных студентов, аспирантов и докторантов; аттестация экстернов; дополнительное образование; довузовская подготовка);

- научная деятельность (фундаментальные исследования; разработка нового оборудования, приборов, технологий; разработка бизнес-проектов, договорных тем по направлению работы вуза; подготовка справочников и монографий);

- методическая деятельность (подготовка учебников, учебных и учебно-методических пособий; разработка принципов ведения образовательного процесса);

-         хозяйственная деятельность.

Диверсификация целей деятельности вуза является естественной тенденцией, но важным является также понимание взаимной их  координации и ориентации на центральную цель деятельности вуза. Сформулировать такую цель достаточно трудно, причиной чего является естественное многообразие направлений, форм, методов и региональных особенностей образовательного процесса. Тем не менее, наиболее распространена такая формулировка: «повышение уровня знаний в обществе».

Необходимость адекватности социально-экономическим реалиям современного общества предполагают для реализации цели деятельности вуза следующие подцели:

- удовлетворение потребностей общества в образовательных услугах;

- удовлетворение потребностей организаций в подготовке кадров;

- удовлетворение потребностей граждан в образовательных услугах;

- удержание и развитие позиций вуза в образовательной системе России;

- сохранение и развитие научных и учебных школ вуза;

- модернизация и развитие принципов и методов образования;

- развитие учебной и  материально-технической базы;

- повышение качества подготовки выпускников;

- интеграция вуза с научными институтами и целевой отраслью.

Продвижение в направлении этого набора подцелей должно обеспечиваться через привлечение бюджетных и внебюджетных средств, динамичное перераспределение ресурсов внутри вуза, оптимизацию структуры стратегических  и текущих расходов вуза.

Важнейшим принципом в управлении вузом — является программно-целевой метод. Он заключается в разработке и реализации целевых программ с концентрацией ресурсов и усилий на решении ключевых задач, на преодолении узких мест в деятельности вуза [1]. Деятельность вуза в целом можно рассматривать, в определенном смысле, как единую целевую программу. Она определяет стратегические задачи как систему дискретных плановых показателей. Эти показатели служат ориентирами для текущих действий руководителей вуза и его подразделений. С переходом на экономические методы управления снижается доля бюрократических методов контроля и регламентации деятельности руководителей структурных подразделений и специалистов вуза со стороны администрации вуза, повышается роль проектной деятельности, динамичной коррекции планов, поддержки «живой», а не формальной деятельности. Подразделения получают самостоятельность в организации своей деятельности, ориентируясь на лимиты, нормативы, финансовые правила.

Решая свои задачи, каждый вуз должен учитывать стратегическую задачу национальной системы образования. При сохранении своей специфики и достигнутого уровня необходимо в максимальной степени способствовать международной интеграции образования. Через образование проходит наиболее эффективный путь международного сотрудничества. Будущее мировое общество — это открытое общество с единым международным рынком ресурсов, продукции и услуг. Обязательным условием такого общества будет единство образовательных уровней в различных странах.

Высшее образование играет очень важную роль в экономике и социальной политике страны. Молодежь, проходя через вузы, получает определенную общественную ориентацию, в вузе будущие менеджеры и специалисты «впитывают» идеологию производственной деятельности и его стратегического развития. В условиях существенного изменения структуры экономики через систему образования осуществляется изменение общественных ценностей и выработка ценностной ориентации общества.

Современная ситуация в стране может принципиально изменить цели вуза. В конце 90-х годов в высшем образовании России произошли два важнейших изменения: ликвидировано было государственное распределение выпускников и существенно сократилось государственное финансирование вузов. Снижение государственной финансовой поддержки вуза меняет баланс между общественными и индивидуальными целями. При отсутствии средств для существования вуз оказывается вынужденным решать проблему финансового выживания (в ущерб общественным целям). Общественная роль вуза в такой ситуации вытесняется «инстинктом самосохранения». Современная система высшего профессионального образования, характеризующаяся значительным количеством негосударственных вузов и их филиалов, обладает выраженной негативной тенденцией к снижению качества образовательного процесса. В контексте ужесточения форм государственного контроля и взаимной конкуренции, особенно в период демографического кризиса, особенно важным становится реальное, а не формальное качество предоставляемых образовательных услуг.

 

Литература:

  1. Калина И.И. Программно-целевой метод управления как фактор развития региональной системы образования. - Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Магнитогорск. Изд-во МагГУ, 1999 г.
  2. Касабиева З.Ю. Организационно-экономические основы формирования корпоративного управления в высшем учебном заведении. – Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М. Изд-во МГУ им. Ломоносова, 2011 г.
 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.