Анохин А.Ю.
Использование программно-целевого метода в вузе туристского профиля
Балтийский федеральный университет им. И. Канта
Эта работа о миссии учебного заведения, принципах ее осуществления вузами в условиях возрастающего значения самофинансирования и усиления конкуренции в сфере образования
Ключевые слова: миссия вуза; программно-целевой метод.
This work about educational institution mission, principles of its realization by high schools in the conditions of increasing value of self-financing and competition strengthening in an education sphere
Keywords: high school mission; a program-target method.
Общая для государственных и негосударственных вузов целевая установка деятельности предполагает подготовку конкурентоспособных специалистов в различных областях знаний. Элементами миссии высшего учебного заведения являются [2]:
• служение человеку и обществу, формирование перспектив развития общества;
• активное участие в решении проблем мирового, регионального и местного масштаба;
• содействие устойчивому развитию общества;
• формирование ответственности, активной жизненной позиции граждан;
• формирование потребности в самообразовании и самоактуализации;
• сохранение и укрепление этно-культурных особенностей;
• формирование системы непрерывного образования в обществе.
Целеполагание необходимо для правильной и полной оценки успешности деятельности и понимания сути достижений коллектива вуза. Вузу необходимо сформулировать основную цель деятельности и систему подцелей (задач), адекватную совокупности реализуемых областей деятельности.
Основными направлениями деятельности коллектива вуза являются:
- учебная деятельность (обучение национальных и зарубежных студентов, аспирантов и докторантов; аттестация экстернов; дополнительное образование; довузовская подготовка);
- научная деятельность (фундаментальные исследования; разработка нового оборудования, приборов, технологий; разработка бизнес-проектов, договорных тем по направлению работы вуза; подготовка справочников и монографий);
- методическая деятельность (подготовка учебников, учебных и учебно-методических пособий; разработка принципов ведения образовательного процесса);
- хозяйственная деятельность.
Диверсификация целей деятельности вуза является естественной тенденцией, но важным является также понимание взаимной их координации и ориентации на центральную цель деятельности вуза. Сформулировать такую цель достаточно трудно, причиной чего является естественное многообразие направлений, форм, методов и региональных особенностей образовательного процесса. Тем не менее, наиболее распространена такая формулировка: «повышение уровня знаний в обществе».
Необходимость адекватности социально-экономическим реалиям современного общества предполагают для реализации цели деятельности вуза следующие подцели:
- удовлетворение потребностей общества в образовательных услугах;
- удовлетворение потребностей организаций в подготовке кадров;
- удовлетворение потребностей граждан в образовательных услугах;
- удержание и развитие позиций вуза в образовательной системе России;
- сохранение и развитие научных и учебных школ вуза;
- модернизация и развитие принципов и методов образования;
- развитие учебной и материально-технической базы;
- повышение качества подготовки выпускников;
- интеграция вуза с научными институтами и целевой отраслью.
Продвижение в направлении этого набора подцелей должно обеспечиваться через привлечение бюджетных и внебюджетных средств, динамичное перераспределение ресурсов внутри вуза, оптимизацию структуры стратегических и текущих расходов вуза.
Важнейшим принципом в управлении вузом — является программно-целевой метод. Он заключается в разработке и реализации целевых программ с концентрацией ресурсов и усилий на решении ключевых задач, на преодолении узких мест в деятельности вуза [1]. Деятельность вуза в целом можно рассматривать, в определенном смысле, как единую целевую программу. Она определяет стратегические задачи как систему дискретных плановых показателей. Эти показатели служат ориентирами для текущих действий руководителей вуза и его подразделений. С переходом на экономические методы управления снижается доля бюрократических методов контроля и регламентации деятельности руководителей структурных подразделений и специалистов вуза со стороны администрации вуза, повышается роль проектной деятельности, динамичной коррекции планов, поддержки «живой», а не формальной деятельности. Подразделения получают самостоятельность в организации своей деятельности, ориентируясь на лимиты, нормативы, финансовые правила.
Решая свои задачи, каждый вуз должен учитывать стратегическую задачу национальной системы образования. При сохранении своей специфики и достигнутого уровня необходимо в максимальной степени способствовать международной интеграции образования. Через образование проходит наиболее эффективный путь международного сотрудничества. Будущее мировое общество — это открытое общество с единым международным рынком ресурсов, продукции и услуг. Обязательным условием такого общества будет единство образовательных уровней в различных странах.
Высшее образование играет очень важную роль в экономике и социальной политике страны. Молодежь, проходя через вузы, получает определенную общественную ориентацию, в вузе будущие менеджеры и специалисты «впитывают» идеологию производственной деятельности и его стратегического развития. В условиях существенного изменения структуры экономики через систему образования осуществляется изменение общественных ценностей и выработка ценностной ориентации общества.
Современная ситуация в стране может принципиально изменить цели вуза. В конце 90-х годов в высшем образовании России произошли два важнейших изменения: ликвидировано было государственное распределение выпускников и существенно сократилось государственное финансирование вузов. Снижение государственной финансовой поддержки вуза меняет баланс между общественными и индивидуальными целями. При отсутствии средств для существования вуз оказывается вынужденным решать проблему финансового выживания (в ущерб общественным целям). Общественная роль вуза в такой ситуации вытесняется «инстинктом самосохранения». Современная система высшего профессионального образования, характеризующаяся значительным количеством негосударственных вузов и их филиалов, обладает выраженной негативной тенденцией к снижению качества образовательного процесса. В контексте ужесточения форм государственного контроля и взаимной конкуренции, особенно в период демографического кризиса, особенно важным становится реальное, а не формальное качество предоставляемых образовательных услуг.
Литература:
- Калина И.И. Программно-целевой метод управления как фактор развития региональной системы образования. - Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Магнитогорск. Изд-во МагГУ, 1999 г.
- Касабиева З.Ю. Организационно-экономические основы формирования корпоративного управления в высшем учебном заведении. – Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М. Изд-во МГУ им. Ломоносова, 2011 г.