Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

УДК 371.213.3:378.4

Мареев В.И.

постановка проблемы организации института тьюторов в современном вузе

Южный федеральный университет

 

This work deals with: development of institute of tutors in modern higher school. Tutoring is considered as a necessary part of arranging individualized training in the context of quality management in education in higher school.

Key words: tutor, competence of a tutor, individual curriculum, portfolio, rating-diary.

Эта работа о: становлении института тьюторов в деятельности современного вуза. Тьюторинг рассматривается необходимым звеном организации индивидуализированного обучения в контексте управления качеством образования в высшей школе.

Ключевые слова: тьютор, компетентность тьютора, индивидуальный учебный план, портфолио, рейтинг-дневник.

Процессы глобализации экономики, вхождение России в международное образовательное пространство требуют системного обеспечения качества профессиональной подготовки в условиях вуза, актуализируя при этом разработку вариативных моделей организации процесса обучения, обеспечивающих студентам свободу выбора индивидуальной образовательной траектории, определяемой индивидуальным учебным планом. Для содействия в выборе и реализации студентами индивидуальных образовательных траекторий актуализируется организация института тьюторов.

Тьютор (академический консультант) осуществляет свою работу, как правило, в рамках не более, чем одного-двух направлений (специальностей) и курирует студентов от первого до выпускного курса. Должность тьютора может занимать сотрудник с высшим образованием, прошедший надлежащую подготовку и являющийся экспертом в структуре учебного процесса данной группы направлений (специальностей). Тьютор назначается на должность приказом ректора (проректора по учебной работе) по согласованию с деканом факультета.

В числе функциональных обязанностей тьютора могут быть названы следующие: представление академических интересов студента в университете; работа в составе учебно-методических комиссий факультета; подготовка необходимых информационных материалов по организации учебного процесса и предоставление их студентам на странице факультета в учебном портале; осуществление групповых и индивидуальных консультаций студентов с целью наиболее рационального составления индивидуальных и рабочих учебных планов на год; организация приема индивидуальных планов студентов в установленный период и участие в составлении рабочих планов направления (специальности) на учебный год; содействие студентам в период внесения изменений в индивидуальные учебные планы; контроль своевременной подготовки и наличия всех методических материалов, необходимых для обучения по данному направлению (специальности); проверка выполнения правил проведения рубежного и текущего контроля по всем дисциплинам, участие в расчетах академического рейтинга студентов и другие.

В процессе работы тьютор должен иметь возможность непрерывно повышать свою квалификацию, продвигаясь по ступеням тьюторского мастерства: от тьютора-ассистента до тьютора-мастера.

Непрерывное развитие тьюторов обеспечивается за счет формирования профессиональной тьюторской среды. Тьютор должен иметь  возможность взаимодействовать с коллегами-тьюторами, участвуя в постоянно действующих интернет-конференциях тьюторов, выездных Школах тьюторов, различных семинарах, авторских Мастерских, конференциях. Используя разнообразные формы взаимодействия, тьюторы обмениваются опытом, создают общее видение подходов к преподаванию курсов и оцениванию работ студентов

Рассматривая тьюторскую деятельность, прежде всего как взаимодействие, можно уточнить содержание компетенций общения, используя предложения специалистов в области компетенций социального взаимодействия: умение планировать общую (совместную) деятельность, самостоятельно развивать сотрудничество; вступать во взаимодействие в различных ролях (ограничивающей, поддерживающей, развивающей), избегая деструктивного взаимодействия; проявлять в сотрудничестве с другими людьми доверие, толерантность, эмпатию, уважение прав и свобод человека, рефлексию.

Таким образом, компетентность преподавателя-тьютора может быть охарактеризована совокупностью следующих наиболее важных компетенций:

  • общекультурные компетенции (грамотность, навыки устной и письменной речи, толерантность, способность к эмпатии, проявлению уважения прав и свобод человека, умение анализировать и корректировать собственную педагогическую деятельность, навыки самопрезентации);
  • психолого-педагогические компетенции (умение подбирать и разрабатывать учебно-методические материалы, оценивать их качество с точки зрения современных норм; умение использовать в учебном процессе современные педагогические технологии, отвечающие целям учебного курса или образовательной программы в целом, стимулирующие активность обучающихся; умение оказывать помощь и поддержку обучающимся, создавать мотивацию, разрешать конфликты, развивать сотрудничество на основе знания психологии межличностных отношений, психологии больших и малых групп, возрастной психологии);
  • компетенции в области современных информационных технологий (умение применять современные информационные технологии для доставки материалов и организации взаимодействия участников образовательного процесса в формате дистанционного обучения).

Любой студент, использующий в своем обучении Интернет-технологии, может ожидать от тьютора, как минимум, исполнения следующих ролей (Дж. Салмон): дизайнера, создающего курсовой модуль с учетом требований педагогики и андрагогики, планирующего деятельность, связанную с обучением и учениме, определяющего основные задачи студентов; содержательного фасилитатора, выступающего в качестве предметного эксперта, толкователя, гида по учебным концепциям; фасилитатора метапознания, поддерживающего рефлексию учебной деятельности и ее результатов, оказывающего поддержку студентам в развитии навыков; фасилитатора процесса, поддерживающего и закрепляющего стратегию учебной работы студентов, навыки управления временем и ресурсами; фасилитатора сотрудничества и общения, показывающего способы участия и взаимодействия с другими студентами; советника, консультанта, обеспечивающего постоянную поддержку со стороны соответствующих систем учебной организации; эксперта по оценке, представляющего обратную связь по результатам выполнения заданий, составляющего различные формы отчетности; инженера-техника, способного оказать поддержку студентам в области технологии, используемой в обучении; поставщика ресурсов, разрабатывающего, подготавливающего и размещающего различные виды ресурсов, необходимых для обеспечения учебного процесса и поддержки студентов; менеджера-администратора, участвующего в управлении, ведении записей по курсу, проверке списков и своевременной регистрации; исследователя, постоянно анализирующего свою собственную тьюторскую деятельность; разработчика, осуществляющего разработку курса или его отдельных элементов, проектирующего задачи, а также ход проведения самих занятий.

В этой ситуации актуализируется проблема подготовки тьюторов, способных:

  • Ø стимулировать развитие самостоятельной деятельности учащихся с учетом психолого-педагогических требований, предъявляемых к образованию и обучению;
  • Ø анализировать собственную деятельность с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;
  • Ø знать основы социальной психологии, психологии межличностных отношений, психологии больших и малых групп;
  • Ø знать объективные связи обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме;
  • Ø владеть современными образовательными технологиями, способами применения педагогической теории и в различных сферах жизни;
  • Ø владеть формами деловой переписки, навыками подготовки текстовых документов;
  • Ø освоить нормы официально-деловой письменной речи, международные и национальные стандарты видов и разновидностей служебных документов;
  • Ø изучить характерные способы и приемы отбора языкового материала в соответствии с различными видами речевого общения.

В качестве оценочных средств, позволяющих тьюторам вести непрерывное отслеживание качества учебных достижений и формирование личных качеств, творческих характеристик студента возможно использование процессного («рабочего») портфолио и рейтинг-дневника.

Портфолио включает подборку работ студента, раскрывающую его достижения в овладении дисциплиной с позиции творчества, способности к самостоятельной поисковой деятельности в профессиональной области, выполнению учебных проектов, самостоятельного нахождения нового как в методике решения задач, так и в учебной информации.

Модели портфолио и рейтинг-дневника позволяют оценить качественно-количественные характеристики личностных профессионально-образовательных пространств, представляющих собой масштабность индивидуальных достижений студентов.

Итак, тьюторинг выступает необходимым звеном организации индивидуализированного обучения в системе высшего образования, обеспечивая оперативное управление учебным процессом подготовки кадров,, актуализируя при этом аспект организации самостоятельной работы студентов.

В качестве заданий для самостоятельной работы можно использовать: анализ публикаций в электронных изданиях по определенной теме; обоснование авторской позиции по дискуссионным проблемам изучаемой дисциплины; разработку конкретных проектов; написание рефератов по заданной теме; поиск и обработку материалов для конкретной ситуации; разработку презентационных материалов по определенным темам; сбор и аналитический обзор информации по исследуемой, например, в рамках НИРС, проблеме.

Отметим, что увеличение доли самостоятельной работы и расширение разнообразия ее форм резко усиливает роль индивидуальных и групповых консультаций. Существенно возрастает объем работы по учебно-методическому обеспечению занятий, увеличивается объем времени на приведение текущей аттестации студентов, изменяются формы и частота ее проведения.

Мы придаем особую важность текущему контролю учебной работы, основными формами которого являются: индивидуальный учебный опрос; письменные ответы на вопросы, рассмотренные на предыдущих занятиях; проверка выполнения самостоятельных заданий; ответы на вопросы, поставленные для самоконтроля; решение задач по пройденной теме; коллоквиумы; защита лабораторных работ; сдача контрольных работ; защита курсовых работ.

Главная задача текущего контроля – приучить студентов к регулярному самоконтролю за степенью усвоения ими программного материала и самооценке обретения компетенций и компетентностей.

Текущий контроль позволяет выявить степень формирования профессионального мышления студентов как в ходе проведения аудиторных занятий, так и в процессе самостоятельной работы над учебным материалом.

Выражение результата образования в терминах компетенций способствует формированию студентоцентрированной направленности образовательного процесса, адекватно соответствующей новым условиям и перспективам развития конкурентоспособной и динамичной экономики.

Функционирование системы управления качеством осуществляется в условиях соответствующей информационно-аналитической среды, которая должна соответствовать следующим требованиям:

  • функционирование и развитие системы и всех ее элементов происходит в полном согласии с функционированием взаимодействующих с ней систем, обусловливая тем самым возможность достижения прогнозируемых целей;
  • в процессе взаимодействия каждая система стремится самовыживанию и сбалансированному развитию;
  • система поддерживает и обогащает собственный энергетический и информационный баланс за счет тех систем, с которыми она вступает во взаимодействие с помощью стабилизированных обратных связей;
  • элементы системы должны быть динамичными, иметь возможность перехода от одного состояния в другое;
  • система должна иметь направленность на достижение результат достаточного для своего функционирования и дальнейшего развития.

При  этом  большое  значение  имеет устойчивость информационной среды (нивелирование энтропии), определяемой следующими факторами:

1.  Фактор информационной открытости системы предполагает ее максимальную открытость для получения информации из всего спектра имеющихся внешних источников информации и для увеличения возможностей ее аналитической обработки. Внутренняя информационная неопределенность снижает устойчивость управленческих процессов. Позитивную роль в устойчивости управленческих процессов играет рост как объема информации, так и скорости поступления в систему информации извне.

2.  Фактор прогнозирования предполагает, что при формировании системы управления качеством должны быть заложены все возможные информационно-аналитические механизмы прогнозирования внешней по отношению к системе ситуации, а также механизма ее собственного поведения, что обеспечивает максимальное снятие внутренней информационной неопределенности.

3.  Фактор умеренной жесткости управления предусматривает уровневую управляющую структуру, построенную по правилу: снижение требований к точности обработки информации по мере повышения уровня управления (и наоборот). При этом необходимо учитывать, что введение излишней структурной жесткости может вызвать потерю устойчивости и кризис развития системы.

4.  Фактор сохранения работоспособности системы обеспечения качества предполагает, что при ослаблении или изменении отдельных связей между уровнями управляющей структуры, организационный механизм системы должен продолжать функционировать, возможно, с некоторой потерей эффективности. Избежать данного состояния можно при введении дублирующих связей.

5.  Фактор обособленности отдельных элементов системы предполагает, что каждый элемент системы обеспечения должен иметь тенденцию обособления, стремиться к обладанию определенной независимости от других элементов, что значительно повышает его устойчивость.

6.  Фактор конечного информационно-технологического покрытия предполагает, что возможности информационных технологий и методы управления должны «покрывать» все управленческие функции некоторым конечным числом информационно-технологических компонентов, взаимодействующих между собой. Каждая управленческая функция должна реализовываться некоторым определенным заранее набором компонентов информационной технологии.

Совокупность выделенных факторов обосновывает необходимость представления формализуемых компонентов системы управления качеством на основе создания информационно-аналитической среды с использованием средств современных информационных технологий.

Управление качеством представляет собой комплекс действий, методов и средств эффективного преобразования (развития) организационных структур, процессов деятельности, содержания образования и т.д. При этом развитие определяется как саморазвитие, а системность выступает важнейшей характеристикой.

 

Литература:

1.  Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.

2.  Зеер Э.Ф. Психология профессий. - Екатеринбург, 1997.

 

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.