Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

УДК: 387. 371. 5

Штагер Е.В., Пышной А.М.

ПАРАМЕТРИЧЕСКИЙ БАЗИС ЦЕЛЕЗАДАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА

Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ)

 

В статье описывается концептуальный подход к формированию параметрического базиса целезадания педагогической системы инженерного вуза, позволяющего конструировать междисциплинарную модель подготовки специалиста.

The article touches upon the conceptual approach to formation of basic values of learning outcomes for modeling cross-listed integration in specialist training in the pedagogical system in the engineering institution of higher education.

Ключевые слова: параметры диагностики образовательной цели; непрерывность процесса обучения; межцикловая интеграция.

Key words: diagnostic values of learning outcomes; integrity of learning process; cross-listed integration.

Понятие «педагогическая система» предполагает необходимость обеспечения взаимосвязи всех структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подготавливаемых специалистов. К таким базовым компонентам относятся: цель, учебная информация, средства педагогической коммуникации, учащийся, педагог. Многоаспектность природы компонентов, образующих любую педагогическую систему  и соответственно возможных методов их изучения и способов воздействия на них,  требуют выработки такого подхода к построению педагогических систем, который наиболее бы полно отразил конечную ее ориентированность, подчиненность процессу решения образовательных задач. При разработке методологических основ системного анализа содержательных, функциональных и структурных аспектов целостности данных систем в первую очередь выделяется задача научно-обоснованной постановки проблемы целеформирования.

Целеформирование включает в себя выбор общей цели системы и определение оптимального пути ее достижения  в сочетании с общей эффективностью функционирования системы. Для определения оптимальной стратегии целеформирования необходимо, прежде всего, определить комплекс целезадающих параметров, придание которым конкретных значений означает постановку цели  для данной системы. Эти характеристики можно обозначить как параметрический базис целезадания.

Решая данную задачу для педагогической системы инженерного вуза в первую очередь был выявлен общий для всех направлений политехнической подготовки объект исследования – техническая система (ТС). Значимость этого понятия для организации целостной системы обучения заключается в том, что в общем случае теоретическое исследование любой технической системы складывается из синтеза описания естественных процессов, происходящих в ней (естественнонаучное и гуманитарное знание), ее технических свойств и компетентностно-ориентированной организации (технико-профессиональное знание).

На этой основе была сформулирована универсальная для всех направлений инженерной подготовки интегративная цель – формирование мировоззренческих, теоретико-практических и компетентностных основ проектирования и исследования поведения различных технических систем (ТС).

Как известно, любая образовательная цель должна быть диагностируема. Под диагностичностью цели понимается настолько точная и определенная ее постановка, что однозначно можно сделать заключение о степени ее реализации и построить вполне определенный дидактический процесс, гарантирующий ее достижение за заданное время. Включение конструкта ТС в процесс проектирования непрерывного образовательного пространства в первую очередь предполагает определение системы конкретных параметров, позволяющих наиболее полно оценить достижение интегративной цели любой инженерной специальности.

Первоосновой выявления системообразующих параметров диагностики является методологический анализ научного знания учебных дисциплин, поскольку содержание любого учебного предмета формируется исходя из основных идей науки, лежащей в его основании. Экстраполяция методологических подходов к представлению научного знания на область исследования «образовательного функционирования» ТС позволила выделить следующие уровни методологического анализа изучения закономерностей поведения ТС в учебных дисциплинах различных циклов инженерной подготовки:

- мировоззренческий, предполагающий исследование фундаментальных законов и явлений, лежащих в основе функционирования любой ТС (М1).

- теоретический, требующий исследования содержательных общенаучных концепций, лежащих в основе функционирования различных модификаций ТС (М2).

- технико-ориентированный, направленный на исследование закономерностей и особенностей функционирования конкретных видов ТС (М3).

- профессионально-деятельностный (компетентностный),  определяющий специфику изучения основных видов инженерной деятельности по конструированию, проектированию, монтажу и эксплуатации конкретных видов ТС (М4).

В свою очередь, принципы методологического анализа учебной информации напрямую связаны с уровнями научности в изложении учебного материала или, так называемыми, его ступенями абстракции. Анализ теоретико-практических оснований, выделяемых в педагогической психологии четырех уровней описания явлений действительности – феноменологического, аналитико-синтетического, прогностического и аксиоматического – показал, что феноменологическая и аналитико-синтетическая ступени абстракции описывают и объясняют явления действительности на языке реальных фактов, то есть «работают» с, так называемым, реальным объектом исследования. В основе прогностической и аксиоматической ступеней абстракции лежит метод построения математической модели исследуемого явления или процесса. Такой подход к изложению научной информации требует высокой степени обобщения описательных процедур как по ширине охвата материала, так и по глубине проникновения в его сущность. Совершенно очевидно, на этих ступенях абстракции в качестве объекта исследования уже выступает его идеализированный математический образ.

На основании данных критериев определения уровней научности все виды изучаемых в инженерном вузе технических систем можно разделить на два типа – идеальные (И) ТС и реальные (Р) ТС. Элементная структура каждого типа ТС полностью определяется уровнями идеализации категориально-понятийного аппарата научного знания, задающего функциональные характеристики исследуемого типа ТС и обуславливающего существование конкретных механизмов целостности ТС и ее взаимосвязи с другими видами технических систем как по горизонтали, так и по вертикали образовательного процесса. В рамках конкретного вида ТС и на данном уровне абстракции образующие ее элементы представляются как неделимые, целостные и различимые единицы, абстрагированные от их внутреннего строения, но сохраняющие сведения о своих эмпирических и теоретических свойствах. Так, например, механическая система может быть представлена как в качестве идеального объекта («неизменяемая механическая система»), так и в качестве реального объекта («изменяемая механическая система»). Структурными элементами идеальной механической системы являются материальные точки и абсолютно твердые тела. В реальных механических системах в качестве структурных элементов выступают деформируемые твердые тела и гидрогазообразные среды.

В свою очередь, все реальные технические системы, выступающие в качестве объектов исследования различными инженерными направлениями, являются системами неорганической природы, представляющими собой целостные совокупности материальных объектов. Так, структурными элементами радиотехнических систем, предназначенных для передачи, преобразования, хранения и уничтожения информации, являются преобразователи информации и радиосигнала, радиопередатчики, радиоприемники, антенны и др., которые, в свою очередь, состоят из различных подсистем – радиотехнических деталей.

Наряду с этим при изучении поведения различных типов ТС необходимо учитывать, так называемый, закон их функционирования. Под законами функционирования понимается различный «характер поведения» ТС, который в учебных дисциплинах проявляет себя в виде специфических уравнений описания состояния ТС: кинематические (К), динамические (Д), статические (С).

В результате проведенного исследования был выделен следующий параметрический базис целезадания подготовки специалистов:

П1 = {М1234} – уровень методологического анализа изучения закономерностей поведения ТС;

П2 = {И,Р} – тип ТС;

П3 = {К,Д,С} – закон функционирования ТС.

Детальный анализ содержания учебных дисциплин на предмет проявления в них соответствующих диагностирующих параметров позволяет выявить принципы как внутрициклового взаимодействия учебных предметов, так и их межцикловой интеграции. Предложенный подход к разработке фундаментальных основ целеформирования педагогической системы инженерного вуза был положен в основу построения  модели межцикловой интеграции общепрофессиональных и специальных дисциплин для ряда направлений подготовки Инженерной школы Дальневосточного Федерального Университета.

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.