Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

УДК:811.111:378.662.168:004.738.5

Аверкиева Л.Г.

Методика использования междисциплинарных проектов c применением Интернет технологий в обучении профессиональному иностранному языку студентов технического вуза.

Национальный исследовательский Томский политехнический университет

 

This work considers levels of Internet techniques incorporation into the interdisciplinary project for developing foreign language professional communicative competence, conditions necessary for successful integration process, didactic properties of multimedia as a mean of foreign language teaching. The article touches the problem, connected with the evaluation of authentic material from the Internet sites.

Keywords are Internet techniques, didactic properties of multimedia, foreign language teaching, cross subject project.

В работе рассматриваются уровни интеграции Интернет технологий в междисциплинарный проект с целью формирования иноязычной профессионально коммуникативной компетенции, условия необходимые для успешного процесса интеграции, дидактические свойства мультимедиа как средства обучения профессиональному иностранному языку. Статья затрагивает вопросы, связанные с оценкой содержательной значимости аутентичного материала, найденного в Интернет.

Ключевые слова: Интернет технологии, междисциплинарный проект, профессиональный иностранный язык, дидактические свойства.

Процессы, происходящие в жизни общества, определяют стратегии и перспективы образования, в котором приоритетную роль играют информация и технические средства, обеспечивающие ее накопление, хранение и передачу, а именно, компьютеры или заменяющие их электронные носители, а также компьютерные технологии, помогающие оперировать и управлять информацией. Применение в обучение профессиональному иностранному языку компьютеров и Интернет технологий не является очередной модой на внедрение новейших технических средств во все сферы образования, а представляет собой кардинальное обновление и трансформацию процесса обучения профессиональному иностранному языку для воспитания гармонично развивающейся, конкурентоспособной и стремящейся к совершенствованию своего профессионального уровня личности.

В практике высшего профессионального образования накоплен достаточный опыт внедрения компьютеров и Интернет технологий в обучение профессиональному иностранному языку. Однако преподаватели не очень часто используют Интернет технологии, и это не всегда объясняется отсутствием компьютеров или ограниченным доступом к «всемирной паутине». Для того чтобы Интернет технологии были успешно интегрированы в процесс обучения, необходимо создать практическое «руководство», «путеводитель», структурированное описание технологических операций и функциональных компонентов деятельности обучающего и обучающегося, реализуемого в приемах обучения. Другими словами, нам необходимо разработать методику применения Интернет технологий, в нашем случае, в междисциплинарном проекте с целью формирования иноязычной профессионально коммуникативной компетенции.

Междисциплинарный характер выбранной нами педагогической технологии (метода междисциплинарного проекта с применением Интернет технологий в качестве технологической основы) характеризуется интеграцией предметных областей: профессионального иностранного языка, профильной дисциплины и Интернет технологий, что обуславливает необходимость включение в методику методов и приемов, присущих процессу обучения каждой из дисциплин.

Согласно О.М. Корчажкиной, можно выделить четыре уровня интеграции информационных технологий с другими предметами:

  • 1-й уровень интеграции: использование информационных технологий на занятии, когда с помощью компьютера вводится новый материал, осуществляется его обработка и контроль усвоения. На таких уроках преподаватель использует отдельные элементы готовых или авторских электронных образовательных ресурсов. Такой уровень интеграции, по мнению автора можно назвать дозированным и предполагающим в основном коллективные формы работы.
  • 2-й уровень интеграции: проведение занятия по предмету в среде программно-методического комплекса. В качестве таких комплексов выступают виртуальные среды, пространства и сети, которые помогают смоделировать изучаемые явления и процессы по данному предмету с использованием функций системы. Такие программные продукты создаются профессиональными программистами и обеспечивают погружение обучающихся в интерактивное алгоритмизированное взаимодействие с учебным материалом, чем создают предметно - познавательную среду занятия. С такими электронными образовательными ресурсами возможно использовать различные формы взаимодействия – от индивидуальных до фронтальных.
  • 3-й уровень интеграции: интегрированное занятие с разнообразными целями и задачами для каждой из интегрируемых дисциплин. Перед обучающимися ставятся прикладные задачи, для решения которых привлекаются средства информационных компьютерных технологий. На этом уровне для интерактивного взаимодействия обучающихся с учебным материалом недостаточно навыков на уровне пользователя персональным компьютером. Как подчеркивает автор, на таких занятиях происходит формирование предметных компетенций по обеим дисциплинам.
  • 4-й уровень интеграции: этот уровень отличается от предыдущего степенью охвата материала в обеих предметных областях. Обычно интегрируемый материал составляет несколько больших разделов в курсах изучаемых дисциплин. Обе дисциплины включены в процесс обучения на паритетных началах: информационные компьютерные технологий привлекаются для решения задач по выбранной дисциплине, в то время как профильный предмет представляет предметное поле деятельности, на котором отрабатываются цели и задачи обучения информационным технологиям. [3]

Изучив представленную классификацию, мы пришли к выводу, что в предлагаемой нами технологии междисциплинарного проекта с применением Интернет в качестве технологической основы ни один из перечисленных уровней интеграции не может быть использован в чистом виде. Конечной целью обучения профессиональному иностранному языку является формирование иноязычной профессионально коммуникативной компетенции, в состав которой входят навыки и умения получения, обработки и передачи информации с помощью компьютеров в том числе. Однако в нашем случае компьютерные технологии и Интернет в частности, являются средством и дидактическим инструментарием, с помощью которого обучающиеся могут успешно решить конкретные образовательные задачи, поставленные перед ними преподавателем в ходе работы над междисциплинарным проектом.

Следовательно, уровень навыков работы с компьютерными технологиями обучающихся не должен обязательно быть на уровне профессионального пользования. Он должен быть достаточным для успешной работы над проектным заданием. Мы не ставим целью развитие умений работы с компьютерными технологиями и Интернет до профессионального уровня. Приоритетной дисциплиной в нашем междисциплинарном проекте является профессиональный иностранный язык, обучение которому происходит в тесной интеграции с Интернет технологиями и профильным предметом.

Мы не можем не согласиться с автором, что существует еще одна область применения компьютерных технологий и Интернет в различных предметных областях, связанная с глобальной социальной задачей, поставленной перед высшим образованием: формирование операционного стиля мышления. О.А. Корчажкина выделяет такие характеристики операционного стиля мышления как: планирование структуры (алгоритмов) целенаправленных действий, построение моделей для описания объектов и систем, организация поиска информации, структурирование языковых средств коммуникации, использование информационных технологий при решении задач из различных предметных областей. [3]

Очевидно, что все указанные характеристики присутствуют в работе над междисциплинарным проектом, когда обучающимся самим приходится моделировать определенные действия и операции, необходимые для реализации конкретных задач. Можно утверждать, что при решении междисциплинарных задач формируется и наиболее эффективно развивается операционный стиль мышления.

Проанализировав все вышесказанное, мы определили свой уровень интеграции компьютерных технологий, в частности Интернет, применительно к предлагаемому нами междисциплинарному проекту. Данный уровень предполагает работу обучающихся в виртуальной среде Интернет и их интерактивное взаимодействие с аутентичным языковым материалом по профильному предмету с целью решения прикладных коммуникативных задач для предоставления полученных результатов, в ходе которого происходит формирование иноязычной профессионально коммуникативной компетенции операционного стиля мышления.

Для успешной интеграции Интернет технологий в междисциплинарный проект, необходимо создать следующие условия, гарантирующие положительный конечный результат:

  • Наличие необходимого мультимедийного оборудования и программного обеспечения с неограниченным доступом для преподавателя и обучающихся.
  • Достаточно высокий уровень информационной компетенции преподавателя, что предоставляет возможность грамотно сформулировать задание и затем квалифицированно руководить всем циклом проектной деятельности.
  • Ориентация на операционный стиль мышления.
  • Тщательный отбор преподавателем Интернет ресурсов для последующей работы обучающихся.

Интернет позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся на качественно новом уровне. Педагогические возможности Интернет определяются возможностями мультимедийных технологий, предоставляемыми Интернет, а также их взаимным влиянием и дополнением друг друга, что приводит к переходу количества этих возможностей в новое качество.

Наиболее полным определением «мультимедиа» мы считаем определение, данное отечественными авторами С.Г. Григорьевым и В.В. Гришкуном:

Мультимедиа – это:

  • · технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;
  • информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и предоставления информации разных типов;
  • · компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и предоставлением информации разных типов;
  • · компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов;
  • · особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статистическую визуальную (текст, графика), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видеофрагменты, анимацию и т.п.) [2]

С методической точки зрения «мультимедиа», которая является одной из основных компьютерных технологий Интернет, интересует нас в качестве технического средства обучения, обладающего такими дидактическими свойствами как интегративный подход в представлении информации в различных формах (текст, звук, видео и т.д.) и интерактивное взаимодействие с обучающимися. Свойство интерактивности, т.е. возможность управлять процессом представления информации (манипулирование мультимедийными объектам, скроллинг в рамках экрана, контекстно-зависимая справка, возможность создания или конфигурирования экранных объектов) вовлекает обучающегося в активный познавательный процесс и способствует созданию устойчивой мотивации. С.Г. Григорьев и В.В. Гришкун выделяют три типа интерактивности:

  • · Реактивное взаимодействие: обучающиеся имеют возможность выявить свое отношение к происходящему на экране. Однако возможности управления программой невелики.
  • · Активное взаимодействие: обучающиеся управляют мультимедиа-программой или ресурсом: выбирают темп, объем, траекторию изучения материала.
  • · Двустороннее взаимодействие: обучающиеся управляют программой, программа, в свою очередь, адаптируется к запросам обучающегося. [2]

Интерактивность является одним из главных основополагающих принципов использования компьютера как средства обучения и в ходе человеко-машинного взаимодействия. Обладая такими дидактическими свойствами как интегративность и интерактивность, Интернет дает возможность создания иноязычных ситуаций профессионального общения, которые максимально приближены к реальным, что способствует достижению конечной цели обучения, а именно, формированию иноязычной профессионально коммуникативной компетенции. Однако, начав работу в Интернет с информацией, которая интегративно и интерактивно представлена, обучающиеся сталкиваются с проблемой поиска, систематизации, обобщения и выделения главного для решения поставленных образовательных задач в потоке постоянно обновляющегося аутентичного материала. Ресурсы Интернет практически безграничны и постоянно обновляются. Следовательно, необходимо формировать у обучающихся навыки целенаправленного отбора информации. Преподаватель, в свою очередь, тоже должен уметь оценить достоверность, научно-образовательную ценность и содержательную значимость аутентичного материала, найденного в Интернет перед ее использованием для целей обучения.

Комплексная оценка качества веб-сайтов связана с такими характеристиками, как дизайн, удобство работы пользователя (usability) содержательное наполнение, правильность языка и т.п. Очевидно, что разная аудитория пользователей и жанровая специфика сайтов (коммерческие сайты, сайты новостей, личные страницы, информационный материал, научные публикации и др.) будут выдвигать различные требования к содержанию и предполагать разные критерии оценки. Обязательным для оценки достоверности информации, представленной на сайтах всех типов, как утверждает М.А. Бовтенко, может служить наличие сведений о владельцах сайта, авторе(ах) материалов, размещенных на сайте, дате создания сайта, дате последнего обновления материала, ссылок на источники информации, ссылок на аналогичные ресурсы. [1: С.160]

При определении нучно-образовательной ценности и содержательной значимости аутентичного материала преподаватель должен брать во внимание дидактические и методические возможности, скрытые в веб-сайте и материале, размещенном на нем.

К ключевым дидактическим возможностям мы относим профессиональную направленность аутентичного иноязычного материала, гипертекстовую форму организации информации, систематизацию материала по тематическим блокам, одновременность воздействия на обучающихся всех модальностей (визуальной, аудиальной, кинестетической), возможность осуществления на сайте основных видов речевой деятельности (чтения, аудирования, письма и говорения), наглядность в представлении текстового материала (наличие схем, графиков, карт, изображений, облегчающих понимание содержания информации).

К методическим возможностям мы относим:

для преподавателя: активизация устойчивого концентрированного внимания каждого члена группы, организация индивидуальной работы обучающихся в соответствие с проектным заданием.

 для обучающихся: возможность записи информации с веб-сайта на электронный носитель для дальнейшей самостоятельной работы над проектным заданием; возможность вернуться на сайт в любое время для повторного изучения материала, экономия времени и физических ресурсов на запись (запечатление в тетради) материала актуального для решения поставленных задач.

 

 Литература:

  1. Бовтенко, М.А. Компьютерная лингводидактика: Учебное пособие / М.А. Бовтенко. – М.: Флинта: Наука, 2005. – 216с.
  2. Бухаркина, М.Ю. Мультимедиа: от уличных шоу до средств обучения / М.Ю. Бухаркина // ИЯШ. 2009. №5. – С. 9-15.
  3. Корчажкина, О.М. Проблема организации межпредметных проектов, интегрированных с дисциплиной «Информационные технологии» / О.М. Корчажкина // Информатика и образование. 2010. № 2. – С. 108-111.

 

 

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.