Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 

УДК 378.14: 373.3

Васильева Н.И.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Приднестровский Государственный университет им. Т.Г.Шевченко г.Тирасполь

 

В тезисах рассматриваются актуальные вопросы подготовки будущих учителей начальной школы к контрольно-оценочной деятельности. Содержатся основные компоненты процесса формирования у студентов будущих учителей начальных классов контрольно-оценочных компетенций в условиях вузовского образования.

In theses  is analyzed the actual questions of preparing teachers for control evaluation functions.

Ключевые слова: оценка, контрольно-оценочная деятельность, контрольно-оценочные компетенции учителя начальных классов.

Оценка является одним из структурных компонентов профессиональной педагогической деятельности. Как показывает история развития школы и общества, проблематика контроля и оценки в обучении и воспитании школьников всегда вызывала  живой интерес и неоднозначность взглядов и мнений.     Многочисленные вопросы школьной оценки остаются актуальными для исследования и на современном этапе. Сегодня педагогическая наука и практика ищут новые подходы и пути решения проблемы гуманизации педагогической оценки, совершенствования оценочной деятельности учителя и учеников в педагогическом процессе.

Наблюдения за работой учителей начальных классов, за деятельностью студентов во время педагогической практики, беседы с педагогами-практиками и будущими специалистами, проведенный опрос среди учителей и студентов, приводит нас к выводу о том, что вопросы контроля  и оценки в современной начальной школе далеки от своего окончательного оптимального решения.

Результаты опроса 62 педагогов-практиков и 48 студентов факультета педагогики и психологии Приднестровского Государственного университета им. Т.Г.Шевченко классов показывают, что:

  • учителя по-разному понимают сущность контрольно-оценочного компонента учебного процесса, а также его функции;
  • они осознают необходимость внедрения новых технологий контроля и оценки, совершенствования традиционных форм работы в этом направлении;
  • студенты, будущие специалисты, высказываются за изменения в отношении учителя к ученикам в процессе контроля и оценки;
  • изменения должны коснуться самой личности учителя, уровня его профессионализма, считают студенты и т.д.

Анализ современных тенденций развития образования, направленность на личностностное развитие ученика в процессе школьного обучения, переход на новые образовательные стандарты второго поколения для начального образования и стандарты третьего поколения для высшего профессионального образования, выдвигают новые требования к уровню подготовки студентов – будущих учителей начальных классов. Для оптимальной реализации целей и задач, выдвигаемых сегодня  перед школой, необходим  качественно  новый  уровень профессиональной компетентности учителя,  неотъемлемой частью которой являются и его контрольно-оценочные компетенции.

Многоаспектность проблемы профессиональной подготовки будущих педагогов начальной школы к контрольно-оценочной деятельности предполагает работу в следующих направлениях:

-         выявление сущностных и структурных характеристик  профессиональной контрольно-оценочной компетентности учителя начальных классов на современном этапе;

-         исследование педагогических условий развития контрольно-оценочных компетенций будущего учителя начальных классов в процессе  вузовского образования;

-         разработка и внедрение модели формирования контрольно-оценочной компетентности будущего учителя начальных классов.

Контрольно-оценочная деятельность современного учителя начальных классов должна быть направлена на формирование оценочной деятельности самого младшего школьника, на развитие навыков самоконтроля и самооценки, формирование оценочных эталонов и самостоятельности оценочных суждений.

Процесс овладения студентами навыками профессиональной оценочной деятельности включает следующие компоненты:

-         осознание сущности и значимости контроля и оценки в обучении и воспитании младших школьников;

-         формирование и совершенствование профессионально значимых качеств  личности и  педагогических  способностей  студентов (коммуникативность , рефлексия, эмпатия, педагогическая зоркость и др.);

-         активное овладение студентами современными технологиями организации контроля в начальных классах, приемами и алгоритмами педагогической оценки в рамках педагогической практике в школе и выполнения лабораторных заданий по психолого-педагогическому практикуму.

 

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.