УДК 378.14: 373.3
Васильева Н.И.
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Приднестровский Государственный университет им. Т.Г.Шевченко г.Тирасполь
В тезисах рассматриваются актуальные вопросы подготовки будущих учителей начальной школы к контрольно-оценочной деятельности. Содержатся основные компоненты процесса формирования у студентов будущих учителей начальных классов контрольно-оценочных компетенций в условиях вузовского образования.
In theses is analyzed the actual questions of preparing teachers for control evaluation functions.
Ключевые слова: оценка, контрольно-оценочная деятельность, контрольно-оценочные компетенции учителя начальных классов.
Оценка является одним из структурных компонентов профессиональной педагогической деятельности. Как показывает история развития школы и общества, проблематика контроля и оценки в обучении и воспитании школьников всегда вызывала живой интерес и неоднозначность взглядов и мнений. Многочисленные вопросы школьной оценки остаются актуальными для исследования и на современном этапе. Сегодня педагогическая наука и практика ищут новые подходы и пути решения проблемы гуманизации педагогической оценки, совершенствования оценочной деятельности учителя и учеников в педагогическом процессе.
Наблюдения за работой учителей начальных классов, за деятельностью студентов во время педагогической практики, беседы с педагогами-практиками и будущими специалистами, проведенный опрос среди учителей и студентов, приводит нас к выводу о том, что вопросы контроля и оценки в современной начальной школе далеки от своего окончательного оптимального решения.
Результаты опроса 62 педагогов-практиков и 48 студентов факультета педагогики и психологии Приднестровского Государственного университета им. Т.Г.Шевченко классов показывают, что:
-
учителя по-разному понимают сущность контрольно-оценочного компонента учебного процесса, а также его функции;
-
они осознают необходимость внедрения новых технологий контроля и оценки, совершенствования традиционных форм работы в этом направлении;
-
студенты, будущие специалисты, высказываются за изменения в отношении учителя к ученикам в процессе контроля и оценки;
-
изменения должны коснуться самой личности учителя, уровня его профессионализма, считают студенты и т.д.
Анализ современных тенденций развития образования, направленность на личностностное развитие ученика в процессе школьного обучения, переход на новые образовательные стандарты второго поколения для начального образования и стандарты третьего поколения для высшего профессионального образования, выдвигают новые требования к уровню подготовки студентов – будущих учителей начальных классов. Для оптимальной реализации целей и задач, выдвигаемых сегодня перед школой, необходим качественно новый уровень профессиональной компетентности учителя, неотъемлемой частью которой являются и его контрольно-оценочные компетенции.
Многоаспектность проблемы профессиональной подготовки будущих педагогов начальной школы к контрольно-оценочной деятельности предполагает работу в следующих направлениях:
- выявление сущностных и структурных характеристик профессиональной контрольно-оценочной компетентности учителя начальных классов на современном этапе;
- исследование педагогических условий развития контрольно-оценочных компетенций будущего учителя начальных классов в процессе вузовского образования;
- разработка и внедрение модели формирования контрольно-оценочной компетентности будущего учителя начальных классов.
Контрольно-оценочная деятельность современного учителя начальных классов должна быть направлена на формирование оценочной деятельности самого младшего школьника, на развитие навыков самоконтроля и самооценки, формирование оценочных эталонов и самостоятельности оценочных суждений.
Процесс овладения студентами навыками профессиональной оценочной деятельности включает следующие компоненты:
- осознание сущности и значимости контроля и оценки в обучении и воспитании младших школьников;
- формирование и совершенствование профессионально значимых качеств личности и педагогических способностей студентов (коммуникативность , рефлексия, эмпатия, педагогическая зоркость и др.);
- активное овладение студентами современными технологиями организации контроля в начальных классах, приемами и алгоритмами педагогической оценки в рамках педагогической практике в школе и выполнения лабораторных заданий по психолого-педагогическому практикуму.