УДК 373.
Николау Л.Л.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ВОПРОСАХ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
Приднестровский государственный университет имени Т.Г. Шевченко
В данном сообщении рассматриваются актуальные проблемы преемственности между дошкольным и начальным образованием в вопросах развивающего обучения и опыт высшего учебного заведения в целенаправленной подготовке будущих учителей.
Ключевые слова: развивающее обучение, преемственность, подготовка будущих педагогов.
This article examines actual problems of developing pedagogic and experience of preparing teachers for their resolving.
Развивающее обучение – одна из актуальных проблем современного образования. Развивающее обучение это такое обучение, которое ведет к формированию все более и более внутренне расчлененных и иерархически упорядоченных когнитивных структур, к образованию все новых и новых элементов и увеличению связей между ними.
Богатство содержания, многообразие методов работы педагога, базирующихся на особых дидактических принципах и типических методических свойствах систем развивающего обучения, дают возможность обеспечивать многообразие видов деятельности обучающихся, позволяют наблюдать успешность продвижения каждого ребенка в обучении, воспитании, развитии.
В настоящее время в вопросах внедрения идей развивающего обучения существуют проблемы преемственности, которые вызывают тревогу.
Сегодня можно говорить, что «развивающее обучение» в практике многие педагоги понимают как форсирование обучения и развития ребенка. Этот процесс наблюдается как на дошкольной, так и школьной ступени образования.
Нами был проведен анализ с целью выявить причины этого явления. Среди основных принципов развивающего обучения Л.В. Занкова имеются принципы «продвижение вперед быстрым темпом» и «обучение на высоком уровне трудности». Не понимая до конца эти принципы, а также игнорируя принципы классической дидактики (доступность, прочность, систематичность в обучении), некоторые педагоги изучают программный материал в более сжатые сроки, не подвергая его достаточному закреплению и повторению.
Постепенно такая практика нашла отражение в усложнении содержания образования и в увеличении объема изучаемого материала. Существует проблема формирования обучения, опережающего возрастные нормы. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой деятельности - учения, а только тем, готов ли он к изучению русского языка, математике, природоведения.
При рассмотрении современных проблем развивающего обучения нельзя не отметить и тот факт, что многие педагоги-практики еще не совсем готовы к реализации идей развивающего обучения, так как имеют только общие представления в теории вопроса и не обеспечены достаточными материалами для практической работы.
Чтобы перевести общие идеи в более конкретные понятия и вооружить будущих педагогов надежными, научно обоснованными и понятными им материалами в программах спецкурсов, читаемых кафедрой Педагогики и методики начального образования факультета педагогики и психологии Приднестровского государственного университета, включены вопросы теории развивающего обучения. На лекционных, практических и лабораторных занятий используя различные технологии, методы и приемы работы, формирующие у будущих учителей начальных классов компетенции реализации преемственности при развивающем обучении.