УДК 378:37.1
Курлат А.М.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД ОСНОВА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖУРОВНЕВОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Приднестровский Государственный университет им. Т.Г. Шевченко
Излагается позиция автора по вопросу использования положений компетентностного подхода в определении компетенций реализации межуровневой преемственности в системе образования.
The author presents his position on the use of the competent aproach in determining the competencies ofimplementation of the interlevel continuity in the education system.
Ключевые слова: преемственность, компетентность, компетенции.
Обеспечение межуровневой преемственности в системе образования является одной из актуальных и фундаментальных проблем педагогической науки. Необходимость обеспечения преемственности воспитания, обучения и развития молодого поколения существовала в системе образования всегда. Поэтому проблема определения содержания компетенций будущего педагога необходимых для обеспечения межуровневой преемственности в системе образования вполне может быть отнесена к обязательным условиям эффективности этого процесса.
Теоретико-методологической основой для их определения выступают положения компетентностного подхода, обозначившего такие важные проблемы модернизации системы высшего профессионального образования, как повышение качества подготовки выпускников вузов к профессиональной деятельности и жизни через перемещение акцентов с расширения содержания образования на результаты образования. Согласно положениям компетентностного подхода, требования к профессии превращаются в своего рода пакеты компетенций, которые представляют собой не только совокупность знаний, но и способность выполнять определенные функции, деятельность, действия. А цель профессионального образования представляется как присвоение определенного набора компетенций, которые определяются как «личностное составляющее профессионализма» (Т.Ю. Базаров); «результат и критерий качества подготовки специалиста» (А.Г. Бермус, И.А. Зимняя); «единица содержания образовательных стандартов» (А.В. Хуторской) и др.
Необходимо отметить, что современный этап развития высшего профессионального образования характеризует большое количество работ, посвященных изучению профессиональной компетентности педагога и поиску эффективных путей формирования различных компетентностей (В.А. Адольф, А.С. Белкин, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.В. Сериков, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской и др.). Вместе с тем единого определения понятия «компетентность» и единой классификации входящих в нее компетентностей и компетенций сегодня не существует. Однако, ученые едины в определение таких ее характеристик как: проявление в деятельности; интеграция знаний, умений, навыков и личного отношения к выполняемой деятельности; представление результата обучения, в том числе и профессионального, и указывает на владение определенными компетенциями.
Анализ существующих определений профессиональной компетентности, позволил определить, что своеобразие компетенций проявляется в том, что они являются сложным образованием, обладающим определенной универсальностью, сочетающей в своей структуре знания, ценности и деятельные способности личности. А их сущность исходит от различия трех основных категорий: «компетентность», «компетенция», «компетенции». При этом компетенция означает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), а компетентность – само владение человеком соответствующей компетенцией, включающей личное отношение к ней и предмету деятельности. Соответственно, компетенции – это обобщенные способы действий, обеспечивающие личности продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Эти положения являются на наш взгляд и основой для определения профессиональных компетенций реализации межуровневой преемственности в образовании будущего педагога.
Устанавливая наполняемость профессиональных компетенций, необходимые будущему педагогу для решения задач межуровневой преемственности в образовании, на основе положений компетентного подхода необходимо учесть, что они должны исходить и граничить с категориями, разграничивающими набор требований к профессиональной подготовке педагога: «квалифицированная характеристика», «профессиональная готовность», «модель личности педагога». А их структура должна включать такие компоненты как: когнитивный (знания); функциональный (умения, навыки); ценностно-этический (отношения к осуществляемой деятельности).
На основе этого мы можем определить профессиональные компетенции реализации межуровневой преемственности в образовании будущего педагога как интегративное образование личности, представленной в системе профессиональных качеств, знаний, умений и навыков, объединенных гуманно-ценностным отношением к ребенку и способностью оценить действия по реализации задач преемственности с рефлексивных позиций. А в их структуре, выделяем четыре блока компетенций: мотивационно-целевой, познавательно-теоретический, операционно-деятельный и оценочно-рефлексивный.
Результат овладения данной системой компетенций представляется интегративным образованием личности, включающей комплекс мотивационно-личностных качеств и отношений, систему научных и специальных знаний, совокупность операционно-деятельных умений и блок оценочно-рефлексивных навыков, позволяющих будущему педагогу успешно решать задачи межуровневой преемственности в системе образования.
Литература
- Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. – 2004.
- Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». – 2005. – 10 сентября. – http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.