Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

УДК 373.3:371.487

Ушнурцева Н.Н.

СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ  ЛИЧНОСТИ

Приднестровский Государственный университет им. Т.Г. Шевченко

 

В тезисах обосновывается принцип равносубъектного диалога культур в процессе межличностного общения.

There is stated idea of equal subject dialog of cultures in interpersonal communication in this article

Ключевые слова: поликультурное воспитание, социальная среда

Поликультурная личность представляет собой субъект межличностных и общественных отношений, который может вести диалог с представителями различных культур и открывает возможности для сотрудничества и взаимопонимания.  Воспитание поликультурной личности предполагает освоение собственной культуры в рамках учебной программы по всем предметам, а также изучение культуры других народов и формирование позитивного интереса к традициям и обычаям других национальностей, воспитание доброжелательности и открытости в процессе общения с представителями других рас и национальностей, развитие потребности в изучении языков межнационального общения. Проблема воспитания терпимости к чужим культурам, пробуждения интереса и уважения к ним, преодоления в себе чувства раздражения от непохожести других культур остро стоит в настоящее время.

В разработку концепции поликультурного образования существенный вклад внесли исследования ученых И. Агиенко, А. Азы, В. Андрущенко, Е. Головахи, Л. Паиной, Ю. Рымаренко, Н. Шульгина. Эмпирическую базу социально - философского анализа составляют социологические исследования степени межэтнической дистанцированности и ксенофобии Н. В. Паниной, В. И.  Паниотто, И. Снежковой.

Проблема социализации личности приобрела особую актуальность в ХХ-ХХІ веке в связи с принципиально новой ролью человека и усилением процесса смены типов культур, переходом от социоинтетного общества к гомоинтентному. Гуманистическая направленность индивидуальной социализации стала основной предпосылкой социального прогресса, расширения объективно обусловленных границ свободы и личной ответственности за все последствия человеческой деятельности. В свою очередь исследование этой проблемы невозможно вне структуры этносоциальных отношений в стране.                  

Исходя из такого понимания проблемы, цель статьи формулируется как социологическое осмысление специфической стороны социализации личности в контексте мультикультурного пространства.

Практическое значение имеет осмысление объективных и субъективных предпосылок интеграции личности в гетерогенное этносоциальное пространство. При этом речь идет не только об адаптации представителей нацменьшинств и иммигрантов к современной ситуации, но и большинства (доминирующей нации) к условиям жизнедеятельности в мультиэтническом социуме, в котором постоянно увеличивается доля иностранцев. Многие европейские страны уже начали осознавать социальные последствия намечающей тенденции превращения этнических меньшинств  в большинство в результате массового притока иммигрантов и высокой рождаемости среди некоренного населения. Без усвоения на практике принципов культурного релятивизма и уважения прав личности с обеих сторон невозможно ни упрочение гражданского единства в многонациональном государстве, ни самоопределение человека в нем.

Важным принципом формирования поликультурной личности является поддержание равносубъектного диалога культур в контексте межличностного общения. Именно в обыденном диалоге культур на индивидуальном уровне проявляется реальная степень духовности многонационального населения, его гуманистические и патриотические ценности. Такое общение убеждает людей на собственном  повседневном опыте в ценности взаимосвязей национальных духовных культур.

Современная эпоха характеризуется повсеместным ростом национального самосознания, стремления к этнической и этнокультурной самоидентификации, что далеко не всегда сопровождается таким повышением уровня культуры межнационального общения, который исключает какие-либо проявления напряженности в межличностных отношениях. Общение представителей разных культур развивается под влиянием поведенческих стереотипов, традиций, обычаев, особенностей национально-психологического характера многих этносов. Стихийное столкновение этнических ментальностей имеет своим следствием не только взаимное духовное обогащение представителей различных народов, но и сохранение проявлений предубежденности против культуры другого этноса.  Поэтому проблема формирования поликультурной личности  со временем не теряет своей актуальности. Особенно это важно с точки зрения развития творческой личности, поскольку межэтническое общение, сравнение людьми разных культур способствует преодолению консервативных стереотипов мышления, обогащению опытом духовного творчества разных народов, являясь одним из основных критериев духовности, сочетающей этнические особенности мировоззрения, с общечеловеческими жизненными принципами и включающей в себя уважительное отношение к истории, культуре, языку, искусству не только своего народа, но и к национально-культурным ценностям других наций.

Поликультурность основывается на важном методологическом принципе, состоящем в том, что каждый человек есть пересечение многих национальных культур, поэтому возможно говорить о наличии у индивида нескольких идентичностей, т. е. человек - много- или мультиидентичен. Выделяются следующие уровни становления индивида как поликультурной личности: толерантность, понимание и принятие другой культуры, уважение культурных различий между народами.

 

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.