Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

УДК 801-314

Каприлевская З. Г., Ильина Е. А.

СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИЙ «КОМПЕТЕНЦИЯ» И «КОМПЕТЕНТНОСТЬ»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Магнитогорский государственный технический университет им Г. И. Носова»

 

This work is about comparative analysis of the term "competence" which has two meaning with using materials of scientific publications. Conclusions are about forming of competence term.

Keywords competence, personal qualities, knowledges, abilities, skills.

В работе приведен сравнительный анализ понятий «компетенция» и «компетентность» с использованием материалов научных изданий. Сделаны выводы о формировании компетенции и компетентности.

Ключевые слова компетенция, компетентность, личностные качества, знания, умения, навыки.

В современном мире повышение качества образования является одной из актуальных проблем. Как правило, в вузах студенты получают естественно-научную, гуманитарную и общеинженерную подготовку, обучаясь на протяжении двух-трех лет, а специальные дисциплины изучаются на старших курсах. В результате чего выпускники имеют академические знания. В тоже время предприятия предъявляют требования не к конкретным знаниям, а к компетенциям молодых работников. Необходимые компетенции будущих специалистов должны формироваться при изучении профильных дисциплин входящих в Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения.

Из этого следует, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков, а способность человека действовать в конкретной жизненной ситуации, то есть специалист должен быть компетентным в сфере своей деятельности.

В рамках исследования мы столкнулись с проблемой единого толкования понятий «компетенция» и «компетентность».

Проведенный анализ позволил обобщить выполненное исследование и результат представить в виде сравнительной таблицы (табл.1).

Итак, по нашему мнению, компетенция – набор взаимозависимых качеств личности, используемых в определенном кругу деятельности, способность осуществлять функции необходимые для решения задач отражающих сферу профессиональности.

Компетентность – соответствие знаний, умений и опыта человека определенного социально-профессионального статуса уровню сложности выполняемых им задач и решаемых проблем.

Компетентность и компетенция – понятия взаимообусловленные. Как правило – повышение компетентности ведет к расширению сферы компетенции, и наоборот, расширение сферы компетенции обуславливает необходимость в повышение уровня компетентности.

Таким образом, одним из вариантов формирования компетенций как личностных качеств является изучение дисциплин из ФГОС ВПО третьего поколения, а компетентность представляет собой характеристики качества подготовки студентов, связанные с их способностью практического применения полученных знаний, умений и навыков своей профессиональной области.

Таблица 1

Сравнительный анализ понятий компетенция и компетентность

Автор

Компетенция

Компетентность

1

Е.С.Рапацевич [1]

 

Мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем

2

П.И.Пидкасистый, В.И.Беляев, В.А.Мижериков, Т.А.Юзефавичус [2]

 

Совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, способность осуществлять деятельность в соответствии с социальными требованиями и ожиданиями

Обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности; мера (уровень) освоения компетенции

 

3

С.И.Ожегов [3]

Круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен

4

Советский энциклопедический словарь [4]

( от лат. Compete – добиваюсь; соответствую, подхожу) – знания, опыт в той или иной области

5

В.Д.Шадриков [5]

 

Функциональные задачи, связанные с деятельностью, которые кто-то может успешно решать

Приобретение личности, благодаря которому человек может решать конкретные задачи

6

Материал из Letopisi.Ru [6]

Это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач;

компетенция – это скорее процедурное умение (как делать?), а не декларативное знание (что?)

 

Включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним;

сумма знаний, умений и навыков, усвоенных субъектом и необходимых для его успешной деятельности

7

О.С.Логунова, В.В.Королева, И.М.Ячиков [7]

Относится к содержанию и требованиям работы и отражает сферу профессиональности

Это понятие, относящееся к человеку

8

А.В.Хуторской [8]

Включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним»

Определяется через владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности

 

В заключении отметим, что проведенный анализ понятий «компетенция» и «компетентность» не является полным, но достаточен для оценки уровня компетентности за счет определения соответствующих компетенций в дальнейших наших исследованиях.

 

Список литературы:

  1. Педагогика: Большая современная энциклопедия/Сост. Е. С. Рапацевич –Минск: «Современное слово», 2005 – 237 с.
  2. .И.Пидкасистый, В,И, Беляев, В.А.Мижериков, Т.А.Юзефавичус, Высшее профессиональное образование «Педагогика», учебник под редакцией П.И.Пидкасистого. – Москва, издательский центр «Академия», 2010 – 498 с.
  3. С.И.Ожегов, Толковый словарь русского языка. – М., 1999. – 944 с.
  4. Советский энциклопедический словарь, издание четвертое, исправленное и дополненное, главный редактор А.М.Прохоров. – Москва, «Советская энциклопедия», 1990 – 621 с.
  5. В.Д Шадриков, Личностные качества педагога как составляющие профессиональной компетентности // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г.Демидова. Серия Психология, № 1, 2006, С.15-21.
  6. Компетенция // Материал из Letopisi.Ru – «Время вернуться домой». – Режим доступа: http://letopisi.ru.
  7. О.С.Логунова. Система профессионального образования в России. О.С.Логунова, В.В.Королева, И.М.Ячиков,: Монография – Новосибирск: изд. «СИБПРИНТ», 2011 – кн.2. – С.50-81.
  8. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002.  – 23 апреля. – Режим доступа:  http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm.

 

 

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.