Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

к.п.н., доцент Карпова Ю.Н.

Интегративные лингвообразовательные педагогические технологии и их роль в повышении эффективности образовательного процесса

НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Человек, его творческие силы и способности, посредством которых он преобразует себя и окружающий мир, традиционно занимали центральное место в экономических, социальных, психологических и педагогических науках. Вместе с тем, ускоренное развитие материально-технической базы производства, связанное с промышленным переворотом, заслонило проблемы развития человека и его производительных способностей, что породило иллюзию превосходства физического капитала в обеспечении экономического роста. Как следствие, - долгие годы производительные способности человека рассматривались и оценивались как один из количественных факторов производства.

Человек рассматривался как средство труда, как производительная сила, а его способности рассматривались лишь в процессе производства экономических благ. Физические и духовные способности имели качественное измерение, но структурно не были представлены и оценивались упрощенно в количественном выражении.

С увеличение роли научно - технического прогресса в экономическом росте и развитии общества изменилось отношение к проблеме воспроизводства рабочей силы. Центр внимания ученых сфокусировался на проблемах создания качественно новой рабочей силы, в то время как ранее основными были проблемы максимального использования данной рабочей силы. Всемерная автоматизация производственных процессов и ввод в эксплуатацию сложных в управлении механизмов потребовали пересмотра отношения к «базовому материалу», что вызвало к жизни понятие «человеческие ресурсы», выражающие иную сущность и другое качество труда и трудовых отношений. Человеческие ресурсы включают уровень образования, способность к творчеству и потенциальные возможности всестороннего развития работников, состояние их здоровья, общую культуру и нравственность, совершенствование трудовых взаимоотношений, мотивацию, предприимчивость и т.д.

Структурные изменения в совокупной рабочей силе, интерес к факторам экономического роста явились причиной возникновения и развития теории человеческого капитала.

В обозримом будущем роль человеческого капитала как фактора, от которого во многом зависит динамика экономического, социального и духовного развития общества, будет возрастать. Процессы воспроизводства человеческого капитала, по оценкам ученых, в ближайшие десятилетия будут иметь для России существенное значение. Круг областей, где профессиональные навыки, умения, способности осваивать ноу-хау играют решающую роль, постоянно расширяется. Он охватывает как раз те сферы деятельности, которые характерны для перехода экономики в постиндустриальную фазу. Это значит, что в обозримом будущем роль человеческого капитала будет возрастать. Принимая во внимание сложную демографическую ситуацию, сложившуюся в России в настоящее время, становится очевидным, что в ближайшие годы наша страна не сможет решать экономические и социальные проблемы за счет простого наращивания численности людей, занятых в народном хозяйстве. Все большее значение будут приобретать качественные характеристики человеческого капитала- уровень квалификации, способность к получению знаний на протяжении всей трудовой жизни и т.д. Требования к профессионально-квалификационному составу будут существенно изменяться: потребуются кадры, обладающие новыми профессиями или существенно более высокой квалификацией в рамках имеющихся профессий.

Известно, что любые изменения в производительных силах, открывая новые возможности, таят в себе и потенциальные угрозы. По мнению специалистов в ближайшие 10 лет нельзя исключить развития целого ряда негативных тенденций, обозначившихся в России в начале нового столетия.

Одной из таких тенденций является всеобщее снижение качества образования и, как результат, несоответствие уровня профессиональной подготовки рабочей силы требованиям потенциальных инвесторов. Сохраняется разрыв между требованиями работодателей и инвесторов  к профессиональным качествам работников и возможностям системы подготовки кадров, не способной их вовремя и в полной мере удовлетворить, что несомненно, скажется отрицательно на динамике капиталовложений. При сохранении имеющихся недостатков существующая система подготовки кадров будет препятствовать развитию различных отраслей и, прежде всего, отраслей производственных, базирующихся на использовании современных технологий, а также затормозит привлечение иностранных инвестиций.

Осознание, формулировка и законодательное закрепление в соответствующих официальных документах целей и системы приоритетов государства в сфере воспроизводства человеческого капитала- ключевой вопрос, стоящий пере современным российским обществом. Осознанная, четкая политика государства в сфере воспроизводства человеческого капитала понятна всем, важна ничуть не меньше. Чем, скажем, денежно-кредитная или налоговая. На сегодняшний день пока нет ясного преставления о том, как перевести проблему «человеческого капитала» из пассива в актив. Но саму подобную необходимость власть уже четко осознала. Доказательством этому служит высказывание теперь уже бывшего Председателя Совета Федерации Сергея Миронова, сделанное на заседании Экспертного совета при Председателе Совета Федерации: «Сегодня для России крайне важно эффективно решать проблемы человека - проблемы социальной защиты и демографии, здоровья и образования, ведь именно человеческий капитал лежит в основе всех конкурентных преимуществ государства».

В результате тех процессов, которые происходили в России, ситуация в такой сфере как «человеческий капитал» крайне неудовлетворительна. Процессы реформирования, по мнению С. Миронова, «негативно повлияли на качественный уровень человеческого потенциала и привели к плачевным результатам, однако, государство в состоянии изменить ситуацию, дать новые возможности развития позитивных тенденций в сфере человеческого капитала» [1].

Итак, если проблема «человеческого капитала» и требований, предъявляемых к человеку в современном информационном обществе, является первостепенной, то неизбежно возрастают требования и к самой образовательной системе, как к основному источнику производства «человеческого капитала». Сегодня вся система российского образования должна быть направлена, во-первых, на воспитание социально активных, творческих граждан, способных к преобразованию общества, экономических и общественных отношений, участию в управлении, обладающих чувством гражданской ответственности за результаты своего труда, за судьбу народа и всей страны; во-вторых, на удовлетворение текущих потребностей производства в экономической, социальной, культурной и других сферах, квалифицированных специалистах, соответствующих требованиям социального, научно-технического, гуманитарного прогресса, обладающих широким общеобразовательным и профессиональным кругозором.

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что формирование современного специалиста будет соответствовать требованиям современного общества, если в основу любой профессиональной деятельности будет положен принцип гуманизма, предполагающий формирование у человека чувства личной ответственности за свою деятельность и тем самым «очеловечивания» его профессиональной деятельности, преодоления профессиональной ограниченности и профессионального эгоизма.

Сегодня процесс образования уже можно определить как процесс и результат обучения и воспитания, профессионального становления и развития личности, формирования разносторонне развитой личности, что наряду с овладением знаниями, умениями и навыками  включает формирование убеждений, мировоззрения, идеалов, внимания, воли, чувств, и т.д. Центральным средством «очеловечивания» профессионального образования и профессиональной деятельности является гуманизация.

Гуманизация профессионального образования – это, своего рода, переориентация на личностную направленность как процесс и результат профессионального развития личности и как средство его социальной устойчивости и социальной защиты в условиях рыночных отношений.

Принцип гуманизма может быть реализован через его гуманитаризацию средствами интеграции, позволяющей превратить систему знаний в интеллектуальную культуру, отвести опасность деградации мышления человека и его культуры. Деградации потому, что расчлененное сознание способно развивать логику, рассудок, но не разум, который только один способен охватит все целое, вывести человека на уровень Вселенной. Преподавание несвязных частностей увеличивает опасность патологического мышления и поведения, проявляющихся через ущербность профессионального сознания [2].

Поскольку идея целостности «пронизывает» понятие гуманитаризации во всех его аспектах, то интеграция выступает естественным средством как гуманитаризации образования вообще, так и профессионального образования в частности. С учетом этого в НФ ГУВШЭ была поставлена и успешно решается задача  интегративного подхода в процессе подготовки специалистов  посредством активного использования интегративных  интеллектоемких ценностно-ориентированных педагогических технологий. В рамках данных технологий интегрируемые предметы, усиливая интеллектоформирующий потенциал друг друга, наполняются нравственным содержанием.

Базой интеграции в интегративных технологиях  могут выступать различные науки, такие  как психология, философия, педагогика, экология и др.

Мощным интегративным, гуманистическим и личностно-формирующим потенциалом  обладает и такая дисциплина как иностранный язык. Будучи беспредметным по своей сути он может быть наполнен любым содержанием. Иностранный язык выступает базой интеграции в лингвообразовательных интегративных технологиях, целью и результатом которых является формирование такой целостности как языковая личность профессионала. Содержание, как элемент технологической цепи, включает в себя общеинтеллектуальную, общекультурную и профессиональную компоненты, в которых представлены практически все гуманитарные дисциплины, предусмотренные базовым учебным планом.

Но особое, на наш взгляд, место занимают такие дисциплины, как религиовдение и философия, поскольку именно они выполняют существенную гуманитаризирующую функцию, помогая студентам овладевать достижениями мировой и общественной культуры, свободно определяться в мировоззренческих позициях, духовных интересах и ценностях.

Осваивая философию и религиоведение, студенты приобретают навыки ведения мировоззренческого диалога, овладевают искусством понимания людей, чей образ мысли является иным. Своими средствами философия и религиоведение способствуют реализации свободы совести, давая информацию о правовых нормах по этому вопросу, они способствуют становлению гражданских качеств личности, дают ориентацию в определенных социально-политических процессах. Особая роль этих двух дисциплин возникает в связи с наличием в них мировоззренческой, т.е. этической и эстетической проблематики. Любое профессиональное знание должно быть наполнено философским осмыслением. Конкретное знание не существует само по себе, а опирается на фундаментальные философские обобщения, составляющие уникальную систему знаний, включенную как отдельный самостоятельный элемент в еще более сложную структуру общечеловеческой культуры. Осознание ценности духовной культуры в ее единстве и целостности может быть достигнуто в конечном итоге ишь на основе знания богатства философских исканий прошлого и настоящего в их многообразии.

Такое знание позволяет понять причину возрастания основополагающего значения философии для дальнейшего развития способности мыслить исторически, освоения и использования прошлого исторического опыта.

В настоящее время ситуация с преподаванием религиоведения и философии во многих вузах плачевная. Данные дисциплины сегодня выведены в одних вузах в ранг факультативных, в других - количество часов, отводимых на их изучение, существенно сократилось. В связи с этим вряд ли возможно говорить о возможности данных двух дисциплин способствовать развитию у студентов навыков полемики и ведения мировоззренческого диалога.

Такую функцию в данной ситуации берет на себя иностранный язык. Задача профессионального лингвообразования сегодня – вооружить студентов дополнительным источником информации, теми знаниями о мире, которые содержатся во всем сказанном и написанном на этом языке.

Важнейшей методологической функцией интегративной интеллектоемкой лингвообразовательной педагогической технологии, применяемой в НФ ГУВШЭ сегодня является формирование целостного научного мировоззрения, целостной личности специалиста, системных знаний, обобщенных умений, таких интегративных свойств личности, как готовность к профессиональной деятельности.

Образовательная функция интегрирования религиоведческой и философской компоненты в лингвообразовательный процесс – формирование целостной системы лингвистических, философских и религиоведческих знаний. Основная цель – создание условия для развития интегративности мышления и сознания студентов через расширение их интерпретационного пространства и развитие механизмов интерпретирования, релевантных для освоения любых предметных областей, особенно гуманитарных.

Основным источником религиоведческих и философских, или шире – энциклопедических знаний выступает текст как «интегрированное высказывание», «сложное речевое произведение», как «дилогическое высказывание». С оной стороны, текст- материальная основа формирования предметно-содержательного плана учебного интегрированного процесса, с другой стороны, как «речевое произведение», он представляет собой учебно-речевое действие. От текста отталкиваются и к порождению текста приходят.

Предметность в учебном процессе не только обеспечивает содержательный план, но и служит мотивационной основой обучения. Предметно-содержательный план обучения должен содержать помимо нового, представляющего познавательную ценность, уже известное обучаемому по данной проблеме то, что вошло в мир его представлений, чувств, информационную систему, т.е. то, что стало частью концептуальной системы.

Опора на содержание концептуальных систем обучаемых имеет особое значение в изучении иностранного языка: без опоры на нее, без постоянного ее обобщения невозможны процессы переориентации внутренней речи на новую языковую базу.

Создание мотивированного предметно-содержательного плана – первый и наиболее ответственный этап в создании и внедрении интегративной лингвообразовательной технологии [3].

Разработанный нами курс (технология) ни в коей мере не является исчерпывающим или претендующим на полное логическое соответствие курсу философии и религиоведения, читаемым на русском языке. Он намеренно эклектичен. И именно эта эклектичность позволяет представить в языке, а значит и в сознании студентов диаметрально противоположные духовные и нравственные ценности. Причем представить их связанными единой ценностной доминантой: человек как часть космоса, как носитель и производитель добра и зла, несущий непосредственную ответственность за все, что происходит в этом мире.

Если попытаться определить эффективность интегративной ценностно- ориентированной интеллектоемкой лингвообразовательной технологии, то мы определим ее как эффект педагогического синергизма, т.е. результат комбинированного воздействия двух или нескольких учебных дисциплин, характеризующийся тем, что это действие превышает действие, оказываемое каждой дисциплиной как компонентом образовательного процесса в отдельности.

 

Библиографический список

  1. Миронов С.М. Выступление на заседании экспертного совета при Председателе Совета Федерации, декабрь 2007 г.
  2. Уварова Н.Л. Гуманитаризация профессионального образования государственных служащих средствами лингвистической подготовки: диc. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Н.Л.Уварова - Казань, 1999. – 402 с.
  3. Уварова Н.Л. Лингвообразовательный процесс в профессиональной подготовке государственных служащих./ Н.Л.Уварова. – Нижний Новгород, Изд-во ВВАГС, 1998. – 183 с.
 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.