Иванова И.В., Летвинко П.С.
МАГИСТРАТУРА – ВТОРАЯ СТУПЕНЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Костанайский государственный университет им. А Байтурсынова
В статье говорится о присоединении Казахстана к Болонскому процессу и значению магистратуры при подготовке современных специалистов.
The article says about Kazakhstan's joining the Bologna process and the value of graduate training in today's professionals.
Ключевые слова: магистратура, докторантура, болонская конвенция.
Согласно Закону Республики Казахстан «Об образовании» 2007 года в Казахстане предусмотрена трехступенчатая модель подготовки специалистов: бакалавриат-магистратура-докторантура.
Магистратура – это второй уровень трехуровневой системы высшего образования, созданной в процессе реформирования казахстанской образовательной системы согласно Болонскому процессу. В магистратуре продолжают обучение выпускники бакалаврских программ и дипломированные специалисты. Термин «магистратура» в казахстанском лексиконе появился в начале 21 века.
В 1999 году 31 европейских государств подписали Болонскую декларацию, цель которой - создание единого образовательного пространства в Европе. Внедряя в жизнь принципы Болонской декларации, европейские страны, включая Германию, Швецию, Финляндию и другие, начали процесс реформирования своих систем высшего образования. По мнению участников этого договора, выравнивание образовательных моделей расширит практику студенческих обменов и сделает европейские университеты центром мировой интеллектуальной элиты. Казахстан присоединилась к этой конвенции в 2010 году.
Выбор студентом обучения в магистратуре предполагает получение им полного высшего образования и свидетельствует о достаточно высокой подготовке выпускника бакалавриата. Обучение студентов на втором уровне высшего образования – в магистратуре – ориентировано на подготовку специалистов с индивидуальным стилем учебной деятельности, способных к самостоятельной исследовательской деятельности в различных областях науки с высокой квалификацией. Еще одной отличительной чертой магистратуры является одновременная образовательная и профессиональная подготовка.
Основная задача магистратуры – подготовить профессионалов для успешной карьеры в международных и казахстанских компаниях, а также аналитической, консультационной и научно-исследовательской деятельности.
Многоступенчатая система обучения (бакалавриат, магистратура, докторантура) считаются более гибкой: здесь больше используется новых технологий в обучении, даётся больше времени и возможности магистранту для самостоятельной и практической работы.
Обучение по программам магистратуры проходит уже по профессиональной, углубленной специализации. Выпускникам этого уровня доступны так называемые элитные должности в науке, аналитических центрах, в управлении и т.д. Магистр - академическая степень и квалификация, приобретаемая студентом после окончания магистратуры (освоения специальной программы обучения).
Считается, что магистратура - это подготовка ученых, что верно лишь отчасти. В учебных планах магистратуры есть научная составляющая, но научную карьеру выбирает лишь небольшая часть выпускников. Магистерское образование дает не только фундаментальную подготовку, но также инструментальные, практические знания и навыки, которое высоко ценят любые современные работодатели.
Преимуществ обучения в магистратуре не мало. Во-первых, способные и умные студенты могут в период обучения неоднократно поменять так называемую траекторию своего обучения, согласно меняющимся требованиям рынка труда.
Во-вторых, для желающих получить второе высшее образование достаточно поступить и закончить только магистратуру.
В-третьих, обучение в магистратуре дает двухгодовую отсрочку от армии, что позволяет беспрепятственно получить высшее профессиональное образование.
Магистратура предполагает гораздо более узкую и конкретную направленность, чем «привычная» подготовка дипломированного специалиста или бакалавра. Магистерскими программами руководят ведущие ученые и преподаватели казахстанских университетов. Среди этих программ много авторских, которые соответствуют запросам региона и в целом - рынка труда Казахстана.
В-четвертых, с дипломом магистра гораздо легче получить престижную и высокооплачиваемую работу.
В-пятых, диплом магистра ценится в вузовском сообществе выше, чем диплом специалиста. Магистратура - ступень на пути к докторской степени. Следующий уровень образования – это докторантура.
В Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2010 года образование определено в качестве общенационального приоритета на длительный период. В соответствии с этим планом принята Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2005-2010 годы, направленная на дальнейшую модернизацию национальной модели многоуровневого непрерывного образования, полную интеграцию в мировое образовательное пространство и удовлетворение потребности личности и общества в качественном знании.
Литература:
1. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы. //Казахстанская правда, 16 октября 2004.