Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Иванова И.В., Летвинко П.С.

МАГИСТРАТУРА – ВТОРАЯ СТУПЕНЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Костанайский государственный университет им. А Байтурсынова

 

В статье говорится о присоединении Казахстана к Болонскому процессу и значению магистратуры при подготовке современных специалистов.

The article says about Kazakhstan's joining the Bologna process and the value of graduate training in today's professionals.

Ключевые слова: магистратура, докторантура, болонская конвенция.

Согласно Закону Республики Казахстан «Об образовании» 2007 года в Казахстане предусмотрена трехступенчатая модель подготовки специалистов: бакалавриат-магистратура-докторантура.

Магистратура – это второй уровень трехуровневой системы высшего образования, созданной в процессе реформирования казахстанской образовательной системы согласно Болонскому процессу.  В магистратуре продолжают обучение выпускники бакалаврских программ и дипломированные специалисты. Термин «магистратура» в казахстанском лексиконе появился в начале 21 века.

В 1999 году 31 европейских государств подписали Болонскую декларацию, цель которой - создание единого образовательного пространства в Европе. Внедряя в жизнь принципы Болонской декларации, европейские страны, включая Германию, Швецию, Финляндию и другие, начали процесс реформирования своих систем высшего образования. По мнению участников этого договора, выравнивание образовательных моделей расширит практику студенческих обменов и сделает европейские университеты центром мировой интеллектуальной элиты. Казахстан присоединилась к этой конвенции в 2010 году.

Выбор студентом обучения в магистратуре предполагает получение им полного высшего образования и свидетельствует о достаточно высокой подготовке выпускника бакалавриата. Обучение студентов на втором уровне высшего образования – в магистратуре – ориентировано на подготовку специалистов с индивидуальным стилем учебной деятельности, способных к самостоятельной исследовательской деятельности в различных областях науки с высокой квалификацией. Еще одной отличительной чертой магистратуры является одновременная образовательная и профессиональная подготовка.
Основная задача магистратуры – подготовить профессионалов для успешной карьеры в международных и казахстанских компаниях, а также аналитической, консультационной и научно-исследовательской деятельности.

Многоступенчатая система обучения (бакалавриат, магистратура, докторантура) считаются более гибкой: здесь больше используется новых технологий в обучении, даётся больше времени и возможности магистранту для самостоятельной и практической работы.

Обучение по программам магистратуры проходит уже по профессиональной, углубленной специализации. Выпускникам этого уровня доступны так называемые элитные должности в науке, аналитических центрах, в управлении и т.д. Магистр - академическая степень и квалификация, приобретаемая студентом после окончания магистратуры (освоения специальной программы обучения).

Считается, что магистратура - это подготовка ученых, что верно лишь отчасти. В учебных планах магистратуры есть научная составляющая, но научную карьеру выбирает лишь небольшая часть выпускников. Магистерское образование дает не только фундаментальную подготовку, но также инструментальные, практические знания и навыки, которое высоко ценят любые современные работодатели.

Преимуществ обучения в магистратуре не мало. Во-первых, способные и умные студенты могут в период обучения неоднократно поменять так называемую траекторию своего обучения, согласно меняющимся требованиям рынка труда.

Во-вторых, для желающих получить второе высшее образование достаточно поступить и закончить только магистратуру.
В-третьих, обучение в магистратуре дает двухгодовую отсрочку от армии, что позволяет беспрепятственно получить высшее профессиональное образование.
Магистратура предполагает гораздо более узкую и конкретную направленность, чем «привычная» подготовка дипломированного специалиста или бакалавра. Магистерскими программами руководят ведущие ученые и преподаватели казахстанских университетов. Среди этих программ много авторских, которые соответствуют запросам региона и в целом - рынка труда Казахстана.

В-четвертых, с дипломом магистра гораздо легче получить престижную и высокооплачиваемую работу.

В-пятых, диплом магистра ценится в вузовском сообществе выше, чем диплом специалиста. Магистратура - ступень на пути к докторской степени. Следующий уровень образования – это докторантура.

В Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2010 года образование определено в качестве общенационального приоритета на длительный период. В соответствии с этим планом принята Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2005-2010 годы, направленная на дальнейшую модернизацию национальной модели многоуровневого непрерывного образования, полную интеграцию в мировое образовательное пространство и удовлетворение потребности личности и общества в качественном знании.

 

Литература:

1.     Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы. //Казахстанская правда, 16 октября 2004.

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.