Рейтинг пользователей: / 5
ХудшийЛучший 

Пельтихина Ю.В.

Диагностика проявлений психической напряженности у детей раннего возраста

Мурманский государственный гуманитарный университет

 

This work is about problems of diagnostics of mental conditions and features of diagnostics of displays of mental intensity at early age.

Keywords: children of early age; mental conditions; diagnostics of mental intensity.

Эта работа об особенностях проведения диагностики проявлений психической напряженности у детей раннего возраста, о проблемах отбора диагностических методов.

Ключевые слова: дети раннего возраста; психическая напряженность; диагностические методы.

Проблема диагностики психических состояний, в частности проявлений психической напряженности остается практически неразрешенной в современной детской психологии.

В разработанных диагностических методиках в основном исследуются отдельные психические реакции детей в различных стрессовых ситуациях. При этом необходимо отметить, что данные диагностические методики рассчитаны в основном  на младший школьный возраст.

В результате теоретического анализа нами был выделен комплекс методов, необходимых для психологического анализа проявлений психической напряженности у детей раннего возраста.

Опросник  «Признаки психического напряжения и невротических тенденций» (И.Б.Дерманова).  Опросник состоит из 34 вопросов, описывающих различные признаки психического напряжения и невротических тенденций в развитии личности ребенка с целью выявления причин, приводящих к нарушению эмоционального благополучия ребенка. Опросник заполняется педагогом. Ответы на пункты опросника предполагают варианты «Да» и «Нет». Повторное использование опросника позволяет оценить динамику психического состояния ребенка.

Метод наблюдения. Для решения задачи изучения проявлений психической напряженности у детей раннего возраста был выбран метод стандартизированного наблюдения – Карта Наблюдения Д.Стотта . Данный метод является адаптированным вербальным методом, в своем составе шкалу «эмоциональная напряженность».

Данная шкала заполняется педагогом или психологом дошкольного образовательного учреждения.

Адаптация данного метода в России была проведена психологами Ленинградского НИИ психоневрологии им. В.М.Бехтерева.

По мнению авторов, наблюдение является наиболее емким методом сбора информации о проявлениях психической напряженности.

В Карте Наблюдений выделены относительно элементарные фрагменты поведения ребенка, характеризующие тот или иной симптом и группировку этих фрагментов в определенные комплексы или шкалы, а также определение взаимоотношений между этими фрагментами или «отрезками поведения».

Карта Наблюдения включает 189 фрагментов, фиксированных форм поведения, которые разделены на 16 симптокомплексов.

Все утверждения, касающиеся  детей, делятся на две группы:

  1. Суждения, содержащие информацию чисто физического характера.
  2. Суждения эмоционального характера.

В нашем исследовании были использованы не все симптокомплексы, а только те, которые описывают эмоциональную сторону жизни ребенка (8 из 17):

  1. Шкала 1 – недоверие  к незнакомым людям, вещам, ситуации (41 параметр).
  2. Шкала 2 – депрессия (42 параметр).
  3. Шкала 3 – уход в себя (43 параметр).
  4. Шкала 4 – тревожность по отношению к взрослым (44 параметр).
  5. Шкала 6 – тревога по отношению к детям (45 параметр).
  6. Шкала 7 – недостаток социальной нормативности (социальность) (46 параметр).
  7. Шкала 9 – неугомонность (47 параметр).
  8. Шкала 10 – эмоциональное напряжение (48 параметр).

Опросник детской тревожности Клинединста. С целью диагностики уровня тревожности детей раннего возраста был использован опросник, рассчитанный на знание матерями особенностей своих детей.

Данный опросник был разработан в 1974 году в Минесотском Университете, а впервые использован в русском варианте Ю.А.Ефимовым (1994).

Опросник заполняется матерью обследуемого ребенка. За каждый ответ «да» начисляется 1 балл. Номера утверждений, помеченные знаком «+» имеют обратный перевод – за ответ «нет» также начисляется 1 балл.

Следующие методики, используемые в нашем экспериментальном исследовании, основаны на возможности использования цветовых стимулов в диагностической работе.

Исследования А.Новохатского, О.Уваровой, Л.С.Венгера (1978), А.Л.Венгера (1988) и Д.Б.Эльконина (1988) свидетельствуют о том, что несмотря на возникновение цветоощущения у девочек и мальчиков в разные сроки, можно говорить о становлении верхнего порога ощущений у тех и других к 2,5 годам. С этого же возраста возможно применение цветовых тестов.

Исходя из вышеизложенного в нашем исследовании были использованы авторские методики С.В.Велиевой: «Паровозик», «Цветик-восьмицветик», «Часики».

Методика «Паровозик».  Основой для разработки методики послужил цветовой тест Люшера.

Методика направлена на определение степени позитивного и негативного психического состояния. Данная методика применяется индивидуально с детьми с 2,5 лет. В качестве стимульного материала используются: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне. Дается инструкция: «Рассмотри все вагончики. Надо построить необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь, выбери из оставшихся самый красивый» и т.д.

Фиксируются: позиции цвета вагончиков, высказывания  ребенка.

Обработка данных, полученных с помощью методики, проводится следующим образом:  присваивается 1 балл, если ребенок ставил вагончик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый – на  третью, красный, желтый, зеленый – на шестую. Два балла присваивалось, если ребенок ставил вагончик фиолетового цвета на 1 позицию; черный, серый, коричневый – на 2 позицию; красный, желтый. Зеленый – на 7, синий – на 8 позицию. Три бала присваивалось, если черный, серый или коричневый вагончик поставлен на 1 позицию; синий – на 7 позицию;  красный, желтый, зеленый – на 8 позицию.

Если в результате суммирования полученных данных, баллов оказывалось менее 3-х, то психическое состояние оценивалось как позитивное. При 4 – 6 баллах – как негативное  психическое состояние низкой степени; при 7 – 9 баллах – как негативное психическое состояние средней степени; более 9 баллов – как негативное психическое состояние высокой степени.

Методика «Цветик-восьмицветик».  Данная методика позволяет выявить отношение ребенка к членам семьи, сверстникам, их отношение к ребенку. Материалом служат разноцветные лепестки (красного, синего, желтого, зеленого, фиолетового, коричневого, серого, черного цветов), сердцевина цветка – белого цвета. Детали беспорядочно располагались на белом фоне. Исследование проводится в форме игры-беседы.

Инструкция: «Выбери лепесток, который больше всего нравится тебе. Выбери лепесток, цвет которого ты чувствуешь, похож на … (например, маму, папу, брата)»,

«Часики». Данная методика направлена на выявление психического состояния детей 2,5 – 3 лет.

Для проведения методики необходимо подготовить поле, используя следующие цвета: красный, синий, желтый, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый, черный и две пиктограммы с изображением грустного и веселого лица.

Инструкция: «Выбери цвет, который тебе в данный момент нравится. А теперь соедини его с рисунком, похожим на твое лицо сейчас». Фиксируются цвет, пиктограмма и высказывания детей.

 

Литература:

1. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. – М., 2001

2.Макарова Е.И. Развитие эмоций у детей раннего возраста //Физиология высшей нервной деятельности. – М., 1968

3.Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М., 1997

4.Психология эмоций: Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во МГУ, 1984

5.Фетискин Н.П. Диагностика и регуляция эмоциональных состояний. – М., 1990

 

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.