Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

 Самороднов О.В., Макаров Е.В.

ЗВУКОСЕМАНТИЧЕСКИЙ МЕТОД ПСИХОКОРРЕКЦИИ ЛИЦ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.

Санкт-Петербургский Государственный университет Сервиса и экономики. 

Центр психологического консультирования и гармонизации Невского района. «Мир всем»

This work about what methods of psychofunctional stabilization of patients can be applied in the conditions of their constant residing at the Psychoneurological Boarding school. Feature of the presented methods concerns persons with intellectual infringements.

Keywords: functional system; integration an improvement method; activation and harmonization of adverse psychophysiological conditions.

Эта работа о том, какие методы психофункциональной стабилизации пациентов можно применять в условиях постоянного их проживания в Психоневрологическом Интернате. Особенность представленных методов касается лиц с интеллектуальными нарушениями.

Ключевые слова: функциональная система; интегративный метод оздоровления; активация и гармонизация неблагоприятных психофизиологических состояний.

Как известно, здоровье человека поддерживается всеми его функциональными системами, которые постоянно сличают отклонения в своей деятельности с «матрицей здоровья», находящейся в акцепторе результатов действия, (согласно теории функциональных систем П.К.Анохина), и любые отклонения от императивно ожидаемого организмом и психикой эталона, подвергаются немедленной автокоррекции. Однако в условиях современного смещения многих внешних факторов (экологических, социально-психологических, нравственных) с их многовековых констант, поддерживавших общество в границах относительно устойчивого оптимума, привело к значительному увеличению психофизиологических срывов в деятельности индивида и личности, росту психосоматических заболеваний, длительным негативным состояниям изменённого сознания, наполненного искажёнными личностными смыслами и патологичным образом мира. Как помочь конкретной личности и даже социальной группе преодолеть этот поток агрессивной энтропии и противостоять стремительному разрушению?

Интегративный метод оздоровления, предложенный нами (психопрофилактика, психокоррекция, просвещение, развитие и терапия) подразумевает формирование экологически и валеологически чистых речезвукосмысловых компонентов сознания человека (установок, потребностей и мотивов), порождающих нравственные и здоровьетворящие алгоритмы поведения на звукомузыкальном фоне активации, гармонизации и нейтрализации неблагоприятных психофизиологических состояний [1]. Для проверки нашего метода была выбрана группа лиц (на абсолютно добровольных началах) в одном из психоневрологических интернатов С-Петербурга, имеющего профиль «умственная отсталость». Цель такого выбора была не случайной. С одной стороны – нам необходимо было продемонстрировать силу метода в плане препятствия разрушительным тенденциям психики и личности таких пациентов, так как скорость психосоматического старения представителей такого контингента отмечалась многими исследователями [3; и др.] А с другой – исключить из психокоррекционного влияния интеллектуальный аспект, могущий затемнить эффект от музыко-семантического воздействия на психосоматическую природу испытуемых.

Экспериментальная группа (12 человек, возраст- от 17 до 21 года) прошла полный курс в течение одного учебного года первый этап психокоррекции настоящим методом. Работа по описываемой методике состояла из:

1.Cвободного (без нот) онтомузицирования в режиме ассоциативно-психомоторного воспроизведения «внутренней» мелодии (музыка «светлых бликов» и в режиме активного музицирования - 2 часа в неделю.

2.Звукомануальной самопрофилактики позвоночника (звукоакустическая коррекция голосовых тонов), вокально-голосового тренинга – 2 часа в неделю.

3.Звукосемантического тренинга речемыслительных операций, артикуляционных упражнений, разучивания специальных омонимосодержащих текстов (в стихотворной форме) – 2 часа в неделю.

4.Ритмических упражнений тела – по желанию самих испытуемых.

В качестве эмпирических индикаторов психофизиологического контроля за происходящими интегративными изменениями в сознании испытуемых были выбраны: пакет психомоторных проб на базе диагностических методик Е.П.Ильина (1981), (компьютерный вариант – усовершенствованный и расширенный – (О.В.Самороднов), хорошо зарекомендовавший себя в подобного рода исследованиях) [4], методика Shepard-Metzler (1971) по диагностике пространственного воображения [5] , а также интеллектуальный тест J.C.Raven, лучший из тестов такого рода на операциональную сторону мыслительных процессов (сокращённый вариант для олигофренов – О.В.Самороднов). Кроме этого, нами был использован интегральный показатель эмоциональной напряжённости, выведенный математическим путём Б.Н.Рыжовым и В.П.Сальницким на примере деятельности представителей операторского труда [2]. Для сравнения с изменениями указанных параметров в экспериментальной группе прослеживалась динамика по тем же показателям в контрольной группе (24 человека, подобранная по общегрупповым исходным величинам, идентичная с экспериментальной). Получаемые эмпирические данные обрабатывались методом t-критерия Стьюдента. Особенно важными оказались представленные нами динамические изменения («после» минус «до» интеллектуальной нагрузки), наглядно иллюстрирующие эффект применения описанного нами метода звукосемантической коррекции. Результаты эмпирических данных представлены в таблице 1. Показаны только значимые (и имеющие значимую тенденцию) психофизиологические и нейропсихологические параметры.

 Таблица 1.

Динамические изменения в показателях пространственного воображения и психомоторики в двух группах лиц, проживающих в условиях психоневрологического интерната.

Параметры

 

 

группы

 ∆Y средн.

 ∆

РДО,σ

 ∆

ПСР,σ

 ∆СРВ,

 Средн.

 

 

∆СРВ,

ошибки

∆Т/тест,

∑n

∆Т/тест,

4n-1n

ν

1

2

3

 4

 5

6

7

8

9

Эксперим.

группа

0,114

 -7,735

0,016

0,035

-1,253

5,396

0,993

0,039

Контр.

группа

0,125

4,460

0,021

0,082

-0,368

-2,223

0,328

0,063

 t-критерий

 1,183

-7,735

1,572

0,998

1,259

0,944

0,710

0,943

p

<0.05

<0.01

<0.05

>0.05

<0.05

>0.05

>0.05

>0.05

 

Условные обозначения:

∆Y средн. –динамика среднегруппового показателя («после» минус «до») пространственного воображения.

∆РДО, σ- показатель среднегрупповой разницы дисперсий в группах –«до» и «после» нагрузки.

∆ПСР, σ-среднегрупповая разница дисперсии в методике ПСР-простая сенсомоторная реакция на световой стимул («до» и «после» нагрузки).

∆СРВ средн. –динамика среднестатистического значения («после» минус «до») параметра сложной сенсомоторной реакции с выбором.

∆СРВ, ошибки – среднегрупповая разница ошибочных реакций в методике СРВ («до» и «после» нагрузки).

∆Т/тест, ∑n- среднегрупповая разница суммарных показателей в теппинг-тесте («до» и «после» нагрузки).

∆Т/тест, 4n-1n – динамика показателя истощаемости (разность между последним и первым 15-секундными отрезками в теппинг-тесте)

∆ν - среднегрупповая разница интегративного показателя нервно-эмоционального напряжения («до» и «после» нагрузки).

 

Через год, в результате переобследования, выявились следующие результаты:

1.Стабильность показателей реакции слежения ( малая величина дисперсии в РДО) - значительно лучше в экспериментальной группе.

2.Количество ошибок в методике СРВ значимо сократилось в экспериментальной группе, чем в контрольной. Также и время реакции в экспериментальной группе (ПСР) возросло совсем незначительно к концу эксперимента по сравнению с контрольной группой.

3.В контрольной группе значительно возросло время реакции в методике СРВ по сравнению с группой учащихся, участников эксперимента. Данный факт говорит в пользу сохранности к концу учебного года энергетического потенциала когнитивного статуса у участников экспериментальной группы. Об этом же свидетельствуют малые величины энергетических потерь (∆ν) у учащихся экспериментальной группы к концу напряжённого учебного сезона. В контрольной группе такие потери оказались значительно выше.

4.Суммарный показатель (Т/тест,∑), а также показатели нервно-эмоциональной истощаемости в процессе выполнения процедуры теппинг-теста (4n-1n) –также подтверждают версию об относительной сохранности нервно-эмоционального потенциала у лиц, участвовавших в эксперименте.

5.Следует отметить, что интеллектуальные структуры при этом не претерпели никаких существенных изменений.

6.По единодушному мнению педагогов, врачей и социальных работников, участники эксперимента стали заметно спокойней, рассудительней, у них возросли способности к эмпатийности, обучаемости к приёмам социальной адаптации и коммуникативных навыков.

Таким образом, метод звукосемантической гармонизации полностью доказал свою эффективность как один из доступных методов психокоррекции и может быть использован в комплексе с другими коррекционными методами в условиях пансионатов, спецшкол и интернатов для лиц с психическими нарушениями.

 

Литература:

1.Макаров Е.В. Новый метод саморазвития, психорегуляции и терапии//

«Психологическая служба в системе образования». Вып.1. Научн. сообщения к междунар. конф. СПб. 26-28 окт. 1993. –с.79.

2.Рыжов Б.Н., Сальницкий В.П. Методика оценки уровня психической напряжённости у человека-оператора //Космическая биология и авиакосмическая медицина. 1983. №5. том 17.

3.Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста (клиника олигофрении). Т. III. –М.: ''Медицина''. 1965.-336 с.

4.Самороднов О.В., Высочин Ю.В. Изменение функциональных показателей шахматистов с ростом профессионального мастерства и возможность коррекции неблагоприятных психофизиологических состояний спортсменов//Современные проблемы теории и практики физического воспитания, спорта и оздоровления населения. Шуя. Изд-во ШГПИ им. Д.А.Фурманова. 1994 . с.135-138.

5.Shepard R.N., Metzler J. Mental rotation of tree-sional objects dimen //«Science», 1971. Vol. 171. p. 701-703.

 

 

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.