Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

Мишарина Р.Н., Сванидзе Е.В.

ПРОФИЛАКТИКА ПРЕДШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

ГДОУ Детский сад №101 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга

 

Эта статья посвящена вопросу психологической готовности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе. Рассматриваются возможные причины, трудности в обучении и пути их преодоления.

Ключевые слова: предшкольная подготовка, психологическая готовность, интеллектуальная готовность, личностная готовность, трудности в обучении.

This article be devoted to questions psychological readiness and preparedness preschool child with limited facilities health to teaching and training at school. Be considered possible reason, obstacle at the teaching and theirs overcoming.

Keywords: preschool preparation, psychological preparedness, intellectual preparedness, personality readiness, obstacl and trouble at the teaching.

Переход из детского сада в школу важная ступень в жизни каждого ребенка.  В периодизации критических возрастов этот этап перехода ребенка в новые социальные условия называют этапом социализации. Часто к этим новым условиям  дети бывают не готовы, особенно дети с ограниченными возможностями здоровья.

Несформированность психологической готовности к школьному обучению сказывается, прежде всего, на эмоциональной сфере дошкольников. Вот почему так важно, чтобы дети имели представление о школе еще до того, как переступят ее порог. Еще более важно, чтобы родители детей старшего дошкольного возраста понимали значение термина «школьная зрелость» или как ее еще называют «психологическая готовность к школе».

Л.И. Божович еще в 1959-х годах отмечено, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Основным критерием готовности к школе в трудах Л.И Божович выступает особое новообразование – «внутренняя позиция школьника», которое включает в себя познавательную потребность в общении на новом уровне.

Аналогичных взглядов придерживался А.В. Запорожец (1986), считавший, что готовность к обучению в школе представляет собой целую систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д.

Идеи этого подхода находят отражение в работах Н.И. Гуткиной (1993), где также подчеркивается определенная роль мотивации в готовности детей к школьному обучению. Особое внимание автор уделяет произвольности, слабое развитие которой рассматривается как основная предпосылка трудностей, возникающих при школьном обучении.

В работах Л.А. Венгера и А.Л. Венгер (1994), Д.Б. Эльконина (1994) в качестве важнейших параметров психологической готовности детей к обучению называются следующие: наличие предпосылок к формированию учебной деятельности (умение ориентироваться на систему правил, умение слушать и выполнять инструкцию взрослого, умение работать по образцу), определенных достижений нового уровня психической регуляции; развитие наглядно-образного и логического мышления, мотивационной и эмоциональной сфер личности.

Таким образом, готовность к школьному обучению имеет многокомпонентную структуру.

Для того, чтобы подготовить ребенка к школе, необходимо иметь представление о тех типичных психологических сложностях, которые возникают у первоклассников. Конечно, внимательные родители умеют предвидеть и избежать проблем школьной адаптации, но для этого надо быть уверенным, что их ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для того, чтобы учиться в школе. Любой ли ребенок может пойти в школу и легко и успешно в ней учиться? Очевидно, это не так.

Многие родители детей предшкольного возраста думают, что по  достижении ребенком семилетнего возраста этот вопрос разрешится сам собой, и что всему их детей должны научить в школе. Зачем же тогда нужна предшкольная подготовка?

Этот вопрос правомочен. Но это не совсем верно. Дело в том, что путь развития каждого ребенка очень индивидуален, особенно для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.  Здоровые дети имеют практически равные стартовые возможности, а дети с проблемами в развитии имеют свои собственные временные рамки в процессе созревания психических функций, восстановления здоровья и сроков реабилитации. Поэтому к школьному возрасту дети с ограниченными возможностями здоровья, в отличие от здоровых детей, приходят с еще более разным багажом опыта: знаниями, умениями, навыками, привычками.

Каждый возраст приносит что-то новое в психологический облик ребенка. Основные новообразования дошкольного детства – умение играть в ролевые, сюжетные и, что самое важное для школы – в игры с правилами.

Ребенок моделирует в игре свои отношения с окружающим миром, проигрывает различные ситуации: в одних он лидирует, в других – подчиняется, в-третьих – осуществляет совместную,  кооперативную деятельность с другими детьми и взрослыми. Дошкольник постигает разнообразие социальных связей. Поэтому важнейшая предпосылка готовности к школе – это исчерпанность предыдущего периода развития: ребёнок должен уметь играть!

В противном случае нагрузка начальной школы может оказаться непомерной и привести к появлению невротических симптомов у ребёнка (капризности, плаксивости, страха перед учениками и учительницей и даже отказу ходить в школу).

«Проработав» в игре социальные взаимоотношения различного рода, ребёнок может высвободить энергию для интеллектуального, познавательного развития, которое происходит более продуктивно, если ребёнок не устаёт от других детей, а общение с учительницей не является для него отдельной сложной задачей. Но умение играть – это личностная составляющая готовности к школе. Подготовка к школе как профилактика школьной дезадаптации будет благополучной, если будут учитываться особенности личности ребенка-дошкольника, если воспитатели и родители будут помнить, что ведущая деятельность этого периода – игра. Они играют и учатся, общаются и тем самым учатся, конструируют, лепят, рисуют, обучаются внутри этих деятельностей. Обучение в этом случае выступает как побочный результат, а вот в учебной деятельности это ее прямая цель.

Следует особо подчеркнуть, что детство – не только подготовка к школе, да и ко всей последующей взрослой жизни, но уже сама жизнь ребенка. Детство самоценно само по себе, а не только как подготовка к чему-нибудь более «серьезному». От того, насколько счастливым и радостным было детство, зависит судьба, характер и весь склад личности взрослого человека. Основа нашей личности там, в детстве. При этом очень многое, что закладывается в детстве, никуда впоследствии не уходит и ни во что не трансформируется, не превращается в строительный материал для чего-то более сложного, но останется неизменным и на всю жизнь не теряющим своего значения и смысла. Это и дорогие каждому воспоминания детства, и те ценности, которые в будущем станут сердцевиной мировоззрения, и устойчивые эмоции, окрашивающие всю жизнь человека.

По мнению многих специалистов, современное начальное образование в России является более эффективным, чем получившие распространение на Западе игровые методы обучения. Для родителей достаточно лишь быть готовыми к новым требованиям и к тому, что в некоторый момент времени ребёнок встретится с внешней оценкой в образе начальной школы, которая рассматривает все его жизненные достижения очень узко и строго. А именно: может ли он учиться в тех условиях, которые приняты сегодняшней системой образования, или нет?

Магистральную линию в «школьной зрелости» составляет подготовка детей к учебной деятельности. Формирование психологических предпосылок и основ этой деятельности происходит в дошкольном возрасте, хотя сама учебная деятельность складывается только на учебных занятиях. У дошкольников этой деятельности нет и быть не может, так как только к концу дошкольного детства возникают ее психологические предпосылки. Их формирование составляют содержание и суть психологической готовности к школе.

Что же является объектом пристального внимания при поступлении ребёнка в школу?

Традиционно выделяют три аспекта психологической готовности к школьному обучению («школьной зрелости»): интеллектуальный, эмоциональный, социальный.

Интеллектуальная зрелость для возраста 6-7 лет – это умение:

  • Выделять фигуру из фона;
  • Способность концентрировать внимание;
  • Способность устанавливать связи между явлениями и событиями;
  • Возможность логического запоминания;
  • Умение воспроизводить образец;
  • Развитие тонких движений руки и их координации;

Итак, интеллектуальная готовность определяется уровнем развития наглядно-образного мышления и основ логического мышления, перцептивной сферы, связной речи, мелкой моторики рук и сенсомоторной координации.

Данный компонент готовности предполагает наличие у дошкольника кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и дифференцированным восприятием, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями (анализом, обобщением, выделением существенных признаков и закономерностей и т.д.), смысловым запоминанием. Однако, на этом возрастном этапе мышление детей и, особенно, мышление детей с ограниченными возможностями здоровья, остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами и их заместителями.

Несформированность следующих двух аспектов (эмоциональной и социальной зрелости) существенно указывает на наличие школьной дезадаптации.

Эмоциональная зрелость – это ослабление непосредственных, импульсивных реакций и умение длительно выполнять не очень привлекательную работу, т.е. развитие произвольности поведения.

У детей с ограниченными возможностями здоровья чаще наблюдается синдром эмоциональной (астенической) лабильности, у них быстрее наступает психическое пресыщение, активность внимания в среднем 10 – 15 минут, их нервная система истощается быстрее и, вследствие этого, может быть низкая работоспособность и быстрая утомляемость. Необходимо понимать обусловленность такого состояния детей с ограниченными возможностями здоровья и учитывать рекомендации специалистов при поступлении детей в образовательные учреждения. А именно: соблюдение психоэмоционального щадящего режима, чередование активной и пассивной деятельности на уроках, переключение с одного вида деятельности на другой каждые 15 минут в течение урока, сниженная учебная нагрузка, эмоциональная стимуляция и поощрение.

Личностная готовность предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу обучения в школе у него должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость (отсутствие импульсивных реакций, способов длительное время выполнять не очень привлекательные задания), на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности. У детей формируется произвольность как способность действовать в соответствии с сознательно поставленной целью. Появление принципиально новых возможностей саморегуляции предполагает не только развитие эмоционального контроля, но и переход от внешней регуляции поведения к внутренней (когда оно становится внутренне осмысленным) и установление соподчинения мотивов поведения.

Социальная зрелость  подразумевает:

  • Потребность в общении со сверстниками;
  • Умение подчинять свое поведение законам детских групп;
  • Способность принимать роль ученика;
  • Умение слушать и слышать;
  • Выполнять указания учителя.

Из вышесказанного следует, что личностная готовность включает в себя  и эмоциональную, и социальную зрелость, формирует у дошкольника готовность к принятию новой социальной позиции (положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей) и проявляется в наличии учебной мотивации, умении общаться со сверстниками и взрослыми, в способности подчинять свое поведение законам детских групп.

Ребенка со сформированной психологической готовностью к школьному обучению школа привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо управлять своим поведением и познавательной деятельностью, что требует сформированности иерархической системы мотивов.

Что касается физической готовности, то она определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам.

Таким образом, выделенные три сферы – отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе – являются основными сторонами психологической готовности к школе. С ними связана сама возможность перехода к новой ведущей деятельности, они составляют психологические условия перехода от игры к учению.

Если попытаться обозначить изменения, происходящие в сфере общения на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, одним словом, то это будет произвольность. Произвольность является важнейшим итогом психологического развития в дошкольном возрасте и, одновременно, тем фундаментом, на котором в младшем школьном возрасте будет формироваться учебная деятельность.

Таким образом,  профилактикой школьной дезадаптации является тот необходимый уровень готовности к школе, без которого ребенок вообще не сможет учиться в школе.

Сразу же можно сказать, что главным показателем готовности ребенка к школе является его отношение к школьному учению. Если он сумел безболезненно приспособиться к новым требованиям, если учение дается ему относительно легко, если, начав учиться, ребенок не только не потерял интерес к обучению в школе, а наоборот, этот интерес упрочился и развился, то в этом случае можно с уверенностью сказать о полноценной психологической подготовленности ребенка к школе.

Но большинству детей с ограниченными возможностями здоровья трудно учиться и многие  не могут приспособиться к новой для них школьной жизни. Наблюдения за этими детьми с  младшего школьного возраста позволяют выделить три основные сферы, где обнаруживаются трудности.

Первая группа трудностей связана с непониманием детьми самой ситуации урока, истинного смысла вопросов учителя, его профессиональной роли.

По своим навыкам и умениям практически все ученики могли бы справиться с учебной задачей. Однако этого не происходит. И главная причина – в «неправильном» отношении школьников к учебной ситуации.

Это непонимание условности учебной ситуации и специфической роли учителя в учебном процессе. Учитель – это не просто взрослый, который рассказывает интересную историю и предлагает «пообщаться» по ее поводу. Вся его деятельность подчинена задаче – дать знания детям, научить их. Непонимание этого затрудняет восприятие ребенком предложенного задания как учебной задачи, препятствует выделению учебной проблемы и, тем самым, процессу обучения. Такие дети могут по многу раз выслушивать объяснение способа решения задачи, но каждый раз, сталкиваясь с новой задачей, полностью ей аналогичной, попадают в тупик.

Вторая группа трудностей связана с недостаточным развитием у детей общения и способности взаимодействовать с другими детьми. Учебная деятельность, во всяком случае, в ее начальных формах, - деятельность коллективная и предполагает интенсивное общение и совместную работу с другими учениками и учителем. Не все дети с ограниченными возможностями здоровья готовы к этому. Так, есть дети, которые могут работать только в том случае, если учитель общается непосредственно с ним. При этом жалобы родителей и учителей на неразвитость у этих детей памяти или внимания обычно оказываются несостоятельными, так как в индивидуальных психологических проверках они показывают достаточно высокие результаты.

Их невнимательность, неусидчивость, плохое поведение на уроках и трудности в выполнении домашних заданий – это звенья одной цепи, следствие недостаточного развития общения и способности взаимодействовать со сверстниками.

Третья группа трудностей связана со специфическим отношением дошкольников к самим себе, к своим возможностям и способностям, к своей деятельности и ее результатам. Исследования того как ребенок с ограниченными возможностями здоровья  воспринимает и оценивает себя, показывают, что самооценка дошкольника почти всегда завышена, что в полной мере относится и к продуктам его деятельности. Возникает несоответствие между личной оценкой и оценкой окружающих.

Выделенные три группы трудностей являются наиболее важными и первичными для детей, психологически не готовых к школе. На их базе могут появляться и другие, производные от них, однако имеющие в своем основании одну, две или все три выделенные выше причины.

Психологический анализ школьных трудностей показывает, что причины, их порождающие, лежат либо в сфере общения ребенка со взрослым (понимание условности вопросов учителя, его особой внутренней позиции, специфичности учебных ситуаций и учебного общения), либо в системе взаимоотношений и взаимодействия со сверстниками (умение слушать товарища и следить за его работой, способность содержательно общаться со сверстниками, согласовывать с ними свои действия и т.д.), либо причины затруднений связаны с особенностями самоосознания детей (завышенная оценка своих возможностей и способностей, необъективное отношение к результатам своей деятельности, неверное восприятие оценок учителя).

Эти три группы трудностей соотносятся с основными сторонами «школьной зрелости».

Детям, имеющим ограниченные возможности здоровья, очень важна родительская включенность в профилактику школьной дезадаптации. Бытовые, повседневные ситуации богаты обучающим материалом, позволяющим сформировать, закрепить, обогатить различные составляющие психологической готовности ребенка к школе. Повседневное общение становится неиссякаемым источником обучения, взаимного познания и радости детско-родительских отношений. Важной составляющей подготовки к школе может стать знакомство ребенка со школой. Не менее интересными и познавательными могут стать воспоминания родителей о своем первом классе, домашние фотографии, сохранившиеся первые тетрадки и букварь, и впечатления родителей, ориентирующие ребенка на школу, формирующие у него реальные представления.

Успешная согласованность родителей и педагогов в правильном подборе школы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья решит вопросы с посильной учебной нагрузкой, а также предупредит школьную неуспеваемость и школьные неврозы. Преемственность в вопросах профилактики школьной дезадаптации между родителями, педагогами и специалистами поможет создать именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит занять ему достойное место среди одноклассников и чувствовать себя в школе комфортно.

 

Литература:

1. Безруких М. М., Ефимова С. П., Князева М.Г.  Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться? М.: Новая школа, 1993.

2. Божович Л.И.  Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению//Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948,(с.122-131).

3. Венгер Л.А. Психологическая готовность к обучению в школе// Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. М., 1985,(с.27-39).

4. Внегер Л.А., Венгер А.Л.  Готов ли ваш ребенок к школе? М.: Знание, 1994,(с.192).

5. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: Комтекс-Центр, 1993,(с.176).

6. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т.1,2. М.: Педагогика, 1986.

7. Каменская В.Г., Томанов Л.В., Зверева С.Е., Шапиро Е.И. Готов ли ваш ребенок к школе? /методические разработки/. С.-Пб.: Акцидент, 1996.

8. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. М.: Педагогика, 1992.

9. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов, родителей. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001,(Подготовка детей к школе).

10.  Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Учпедгиз, 1960.

11.  Эльконин Д.Б. Психология обученя младшего школьника. М., 1974,(с.64).

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.