Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 

Мозговой С. Г., Казакова А. И., Кирова Н. Ю., Канунникова А. П.

ТРЕНИНГ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Дальневосточный Федеральный университет, филиал в г. Арсеньеве

 

В данном докладе рассматривается сущность, виды, функции такого активного метода обучения как тренинг. Проводится анализ сильных и слабых сторон данного метода. А также обосновывается эффективность применения тренинговых занятий для обучения студентов ВУЗов.

Ключевые слова: активные методы обучения, тренинг, студент, цель.

This report reviews the nature, types and functions of training. We analyze the strong and weak aspects of this method. It also substantiates the effectiveness of training sessions to teach students at the universities.

Key words: active learning methods, training, student, goal.

Современный процесс обучения невозможно представить без методов, обеспечивающих максимальную активизацию творческого потенциала учащихся - активных методов обучения.  Активные методы обучения - система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала [1]. Среди множества методов активного обучения выделим тренинг. Согласно распространенному определению, тренинг  представляет собой групповое занятие психологической направленности под руководством опытного ведущего-психолога, направленное на развитие необходимых знаний, умений, навыков человека, а также лучшее понимание себя и других [2].

Тренинг  – это один из ведущих активных методов обучения, поскольку выполняет целый ряд задач, таких как анализ ситуаций, получение новых знаний и мгновенное применение их на практике, развитие творческого потенциала и умение работать в группе.

Целевая аудитория тренинга разнообразна и включает в себя бизнесменов, программистов,  домохозяек, студентов, продавцов, учителей, пенсионеров. Здесь нет профессиональных и возрастных ограничений [3].

История тренингов начинается в конце 60-х годов прошлого века. Тренинг "Динамика Разума" был создан в Техасе, США, Александром Эвереттом для подготовки кадров внутренней и внешней разведки. Идеи и технологии этого автора стали прототипами многочисленных тренингов во всем мире. В нашей стране такие программы появились еще в 90-е годы. Изначально их вели американцы, затем воспитанные ими российские тренеры организовали собственные тренинг-центры [там же].

Существует особая классификация методов работы на тренинге:

- кейс (проблемная ситуация, требующая ответа и нахождения решения);

- деловые игры (имитация профессиональной деятельности);

- ролевые игры (исполнение определенных ролей с целью проработки определенной ситуации);

- групповые дискуссии (совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации);

- мозговой штурм (высказывание как можно большего числа идей по поводу проблемной ситуации и выбор лучшего) [4].

Тренинг имеет большой позитивный потенциал. Положительными составляющими тренингов являются:

- создание таких ситуаций, в которых человек может на новом уровне осознать, что происходит с ним в реальной жизни;

- развитие человеком жизненного, творческого и духовного потенциала не задействованного ранее;

- проведение тренингов в схеме марафона – то есть процесс не растягивается на месяцы и годы, а проходит оперативно за несколько дней;

- меньшая стоимость по сравнению с индивидуальной психотерапией;

- прочный научный фундамент [5].

Будучи прикладной технологией, позволяющей применять на практике достижения многих наук о человеке, тренинг вобрал в себя лучшее, что есть в философии, психологии, социологии [3]. Однако существуют некоторые ограничения по прохождению тренингов:

-тренинги противопоказаны в случае диагностированных врачом депрессий, неврозов, тревожных состояний;

- тренинг — это групповое занятие, поэтому если есть желание подробного вникания в личные проблемы, то лучше обратиться к психоаналитику [5].

Существует также миф относительно тренингов: опасность "подсесть" из-за желания вновь и вновь переживать фонтан положительных эмоций, которые дает курс [там же]. Однако нельзя впасть в зависимость от обучения, от приобретения новых знаний и навыков.

Уникальность тренинга состоит в том, что никто не говорит Вам, как следует улучшить свою жизнь. Участники сами обнаруживают возможности видеть себя и жизнь вокруг иначе. Главная задача тренинга — создать обстановку, в которой человек, нацеленный изменить свою жизнь, начнет делать это немедленно [3]. Здесь обозначаются цели и формулируются способы их достижения. Многочисленные упражнения позволяют запомнить позитивную информацию и применить ее в повседневной жизни.

В настоящее время тренинги широко применяются как дополнительная форма обучения студентов.  В эпоху  информационного общества молодому человеку для построения успешной карьеры необходимо обладать не только строго профессиональными знаниями и навыками, но и умением эффективной коммуникации, способностью постоянно обучаться и наличием разнообразных жизненных интересов. Весь этот комплекс и обеспечивают тренинговые занятия. К тому же они способствуют развитию лидерских качеств, что также немаловажно для студента. 

Молодость - особый возраст, когда, с одной стороны, планы просто колоссальные, а с другой стороны, - уже присутствует некоторое сомнение в том, что планы эти реализуемы в принципе [6]. Чтобы исключить сомнения по поводу устройства будущей жизни и не потеряться в многочисленных возможностях после окончания обучения в ВУЗе необходимо начать строить свое завтра уже сегодня. Человек может сделать свое будущее таким, каким хочет его видеть.

Обозревая собственное прошлое и выстраивая жизненную стратегию будущего, уместно сформулировать элементарную тренинг-модель.

Прежде всего, надо ответить себе честно на три вопроса:

  1. Что я могу успеть за ближайшие два-три года?
  2. Какая цель для меня наиболее важна?
  3. Как я буду двигаться к реализации этой цели?

Если ответы вызывают чувства, далекие от уверенности и спокойствия, то сейчас самое время определить, что же Вы знаете о своей личностной силе и как Вы умеете ее применять, потому что способность противостоять неопределенности и непредсказуемости жизни не дается от рождения, а успешно тренируется [6]. Только определив свою цель, Вы сможете ее достигнуть.

Но этому не учат в школе и особо не учат в  ВУЗе, этим вряд ли в полной мере могут поделиться с нами родители, именно поэтому каждый год огромное количество молодых людей оказывается в состоянии «лишних на празднике жизни». Исходя из вышесказанного, можно заключить, что тренинг является объективным решением данных проблем.

Эффективность применения тренингов в сфере обучения студентов можно обосновать следующими фактами:

- в процессе активного, увлекательного сотворчества членов группы и тренера гораздо проще усвоить необходимый материал;

- студенты за несколько дней получают возможность не просто освоить огромный объем новой информации, но и научиться ей пользоваться;

- тренинг, в отличие от академических лекций, нацелен не столько на овладение новыми знаниями, сколько на создание нового. Нового восприятия привычных вещей, нового взгляда на мир и себя в этом мире, нового отношения к обстоятельствам, опыту, ценностям, результатам и лидерству.

Тренинг – эффективный способ обучения, посредством которого студент усваивает новые понятия и получает возможности их практического применения. В процессе тренинга создаются ситуации, в которых студент действует и переживает, находясь чаще в дискомфортных для себя условиях. Но если есть желание получить максимальный результат, то нужно будет пройти через этот дискомфорт. В заключении хотелось бы отметить, что тренинг - не панацея от всех бед, а только лишь стимул.

 

Литература:

1. Вернер Л. Г. Применение активных методов работы на уроках в начальной школе http://pedsovet.su/load/145-1-0-4578;

2. Что такое тренинг. Интернет-ресурс http://spbgati.moeobrazovanie.ru/chto_takoe_trening.html - словарь абитуриента;

3. О тренингах. Интернет-ресурс тренинг – центра «Планета лидеров»  http://planetalider.ru/history/;

4. Белая О. Методы психологического тренинга http://propsiholog.ru/node/485;

5.  Городков Б. Компьютерные решения № 92 2007.;

6.  Тренинги для студентов. Интернет-ресурс тренинг – центра «Добро» http://tc-dobro.ru/training-for-students.

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.