Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 

Рунова С.А.

УСВОЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ ДЕТЬМИ В ВОЗРАСТЕ 2-3 ЛЕТ

ГДОУ детский сад №101 компенсирующего вида Фрунзенского р-на г. Санкт-Петербурга

 

В данном докладе рассматриваются особенности усвоения детьми третьего года жизни существительных, глаголов, прилагательных, наречий и числительных. Рассматривается вопрос о соотношении и преобладании различных частей речи, в частности, существительных и глаголов, в словаре ребёнка дошкольного возраста.

Ключевые слова: Речевое развитие ребёнка, части речи, лексико-грамматические разряды, категориальные слова, имена существительные, глаголы, прилагательные, наречия, числительные, ближайшее окружение, лексико-грамматическая система языка.

This report deals with the specialties of learning of nouns, verbs, adjectives, adverbs, numerals by children at the age of 2-3 years. Specialties in question are the usage proportions and dominance of certain parts of speech, such as nouns and verbs, in the preschool child’s vocabulary.

Key words: child’s verbal development, parts of speech, lexico-grammatical means, categorical words, nouns, adjectives, verbs, adverbs, numerals, closest relationship circle, lexico-grammatical language system.

Речевое развитие ребёнка – длительный и вместе с тем постоянно изменяющийся процесс. Значительные изменения в нём происходят на втором и особенно на третьем годах жизни малыша. В этот период существенно изменяется образ жизни ребёнка – он начинает ходить. А общение становится всё более разнообразным, расширяются представления об окружающем мире. У детей этого возраста значительно пополняется лексикон. При этом ребёнок усваивает большое количество слов, относящихся ко всем частям речи. Среди них: наречия; слова категории состояния; предлоги; подчинительные союзы и союзные слова: когда, если, что, чтобы, потому что. Появляются новые лексико-грамматические разряды существительных и прилагательных: абстрактные существительные (еда, питьё, музыка, кошмар, ужас, жара), существительные и глаголы без наглядно-чувственных сем в лексическом значении (слово,  назвать,  мечтать).

Ребёнком усваиваются коннотативные элементы лексического значения: в речи наблюдается обилие слов и словосочетаний с эмоционально-оценочными и/или экспрессивными семами (умница-разумница, просто чудо,  ужасный, ахнуть, грохнуться); происходит усвоение стилистически окрашенных слов и словосочетаний разговорной и  книжной лексики. Следует, однако, отметить, что функционально-стилистические различия ещё не осознаются ребёнком, и, например, слова плясать и танцевать являются в детском лексиконе полными, а не стилистическими синонимами.

В речи детей появляются среди родовых наименований более книжные термины: фрукты, овощи, животные, посуда (ср. гиперонимы до 2-х лет: ягоды, цветы, грибки, птички – слова, характерные для начального детского лексикона); усваиваются «многоимённость» денотата, «выстраивается» двух- или трёхуровневая иерархия понятий (животное – собака – пудель; птица – попугай – какаду); одно и то же слово включается в различные иерархии (машина – игрушка, машина – транспорт). Среди категориальных слов после двух лет усваиваются не только таксономические понятия, обозначающие «вид существ», - слова, имеющие общий прототип, но и «коллективные гетерогенные» категории, объединяющие слова, обозначающие предметы различных видов, обладающие функциональным сходством.

Вопрос о последовательности усвоения различных частей речи и преобладании тех или иных частей речи в словаре ребёнка 2-3 лет до сих пор является дискуссионым.

Некоторые исследователи (В. А. Андриеш, 2000)отмечают, что у детей в возрасте от 2 до 3 лет словарный запас на 42,7% состоит из имён существительных. Большинство из них – имена существительные, обозначающие предметы ближайшего окружения, которыми ребёнок часто (но не постоянно) пользуется. Глаголы же составляют  в среднем 36,8%, среди которых преобладают глаголы однонаправленого движения. Ребёнок 3 лет чётко обозначает оттенки значений, может выбрать глагол, наиболее точно передающий характер движения. Кроме существительных и глаголов, ребёнок употребляет имена прилагательные (4,4%), наречия (2,6%), местоимения (3,9%), числительные (1,5%).

А. Н. Гвоздев (1990) охарактеризовал становление лексико-грамматического строя речи своего сына. Так, до двух лет в речи Жени преобладали имена существительные, глаголы занимали второстепенное значение по отношению к существительным. В возрасте от 2,0 до 2,2 лет количество глаголов увеличилось, существительных стало значительно меньше, чем глаголов. В возрасте от 2,2 до 2,3 в речи ребёнка снова стали преобладать существительные, а от 2,3 до 2,6 лет - глаголы вновь заняли первостепенное значение и использовались ребёнком гораздо чаще, нежели существительные.

Также А. Н. Гвоздев, анализируя речь своего сына, выделил тематические группы слов, имеющиеся в речи ребёнка. К группе «Предметов» относятся:  имена людей (собственные и нарицательные), названия и клички животных (собственные и нарицательные), названия продуктов питания, частей тела, одежды, игрушек, предметов домашнего обихода и предметов вне дома. Группу «Признаков» чаще всего передают слова, выражающие принадлежность. В словаре ребёнка имеются также слова, обозначающие место и действие  (действие-требование, действие-констатирование).

 Однако эти данные не могут носить обобщающий характер. А. Н. Гвоздев рассматривает только словарь Жени, ребёнка референциального типа, придерживающегося своей особой речевой стратегии. Необходимо отметить, что лексикон детей при нормальном речевом развитии имеет в своём становлении аналогичные этапы [3].

По данным Л.И. Аксёновой, А.А. Лисеева (2002)  в числе первых слов  появляются имена существительные, они используются в неизменной форме. Названия действия (глаголы) появляются несколько позже, чаще в форме инфинитива или императива, побуждающего ребёнка к тем или иным действиям или запрещающего их. Количество существительных преобладает над числом глаголов [1].

По данным же В. Б. Касевича (1998)  объём глагольного словаря преобладает над количеством существительных, что несколько противоречит вышесказанному. По мнению В.Б.Касевича, глаголы нужны  ребёнку уже на самых ранних стадиях овладения речью. Для ребёнка более важным, даже в большей степени, нежели для взрослого является мир событий, а не вещей. Как известно, сам интеллект ребёнка раннего возраста Ж.Пиаже называл «сенсомоторным». Любая вещь выделяется ребёнком постольку, поскольку она выступает субъектом ситуации, где последнюю уместно трактовать предельно широко, в том числе и как переживание потребности, эмоции и т.п. Соответственно, усвоение языка не может начинаться с номинирования «предметов», между которыми в дальнейшем устанавливались бы различные отношения, выражаемые в языке глаголами; последовательность должна быть прямо противоположной. Первичной выступает событие (в широком смысле), ситуация; бессобытийный «неподвижный» мир, если бы таковой существовал, вообще был бы в значительной степени невоспринимаемым [6]

По мнению В. В. Гербовой (2002) на основании проведённых исследований было установлено, что дети 2-3 лет используют глаголы чаще, чем другие части речи. У детей до 2,5 лет они составили 37% от числа всех слов, у детей второго полугодия третьего года – 28,5%. Выяснилось, что дети используют глаголы очень активно. Все слова, обозначающие действия, разделились на две основные группы.

В первую группу входят глаголы, часто встречающиеся в обиходной речи взрослых и детей

А) Состав данной группы представляют глаголы, характеризующие взаимоотношения ребёнка и взрослого, ребёнка и сверстников (давать, водиться, обижать, драться и др.). Эта группа наиболее многочисленная  - составляет 12,2% всех употребляемых детьми слов.

Б) Слова, обозначающие действия, которые ребёнок ежедневно выполняет (ест, умывается, одевается), - 8,6%.

В) Слова, обозначающие действия, характеризующие поведение окружающих взрослых (читают, стирают, готовят), - 5,3%.

Г) Глаголы, характеризующие повадки знакомых ребёнку животных (лает, кусается, прыгает ), - 1,8%.

Во вторую группу входят названия действий, редко встречающихся в практике ребёнка (тащить, буксовать, нападать, завихриться) и глаголы, которые выражают психическое состояние человека (сопротивляться, вспоминать, огорчаться, растеряться), - 4,9%.

Однако исследования В. В. Гербовой выявил и противоположный факт, свидетельствующий о том, что «ассортимент» используемых глаголов беден. Половину (53%) из них составили 24 глагола, повторяющихся в разных временных формах, лицах, наклонениях. Эти глаголы, названные «ходовыми», распределились так:

1. Глаголы, отражающие взаимоотношения ребёнка с окружающими, - 25%: давать (даёт, дай, дам, не даёт) – 9,2%; идти (не идёт, не ходи, пошёл) – 3,4%; смотреть (смотрит, не смотрит, не смотри) – 2,6%; ломать (не ломай, ломает) – 2%; трогать (трогает, не трогай) – 1,8%; брать (берёт, взял, не берёт) – 0,9%. Сюда же относятся глаголы, отражающие состояние ребёнка в данный отрезок времени, предшествующий ему или следующий за ним. Это глаголы: садиться (сяду, сижу, хочу сесть) – 1,6%; играть – 1,4%; гулять – 1,3%.                                        

2. Глаголы, связанные с событиями, доставившими ребёнку радость (ехать, кататься – 6,6%, покупать – 2,4%, видеть – 1,1%), либо огорчение (падать – 1,1%, плакать – 1,1%, болеть – 1,1%, ушибиться – 0,8% и др.).

3. Глаголы, связанные с процессом одевания (одеваться, застёгивать, завязывать ) – 8,7%.

4. Глаголы, связанные с удовлетворением потребности в сне (2,2%), в еде (2,8%) [4].

Е. В. Селёдкина (1997) на основе анализа 195 глагольных единиц выявила следующие лексико-семантические группы глаголов, употребляемые детьми в возрасте до трёх лет. Самой многочисленной группой глаголов оказались слова, входящие в поле «действие» - 160 слов. Внутри этого поля наиболее полно представлено подполе «перемещение» - 32 слова. В него входят лексико-семантические группы глаголов перемещения в пространстве, вертикального перемещения, перемещения, ориентированного относительно исходного и конечного пункта, например: бегать, гулять, ехать, идти и т.д. В речи детей  представлены почти все лексико-семантические группы глаголов физического воздействия на объект, например: щипать, мять, облизать, ломать, разбить. Достаточно широко представлены лексико-семантические группы глаголов, входящих в подполе «созидательная деятельность»: делать, строить, лепить.

Позднее появление прилагательных по сравнению с существительными и глаголами представляет собой общепризнанную закономерность детской речи. Какое-то время прилагательные употребляются детьми после существительных (вопреки нормам русского языка). Анализируя адъективный словарь ребёнка 2-3 года жизни, можно отметить, что одной из многочисленных лексико-семантических групп являются качественные прилагательные. Для языкового сознания ребёнка в этом возрасте актуальными являются цветовые прилагательные: красный, белый, зелёный, жёлтый. Первоначально, употребляя цветовые прилагательные, ребёнок делает первые шаги, обозначая ими кубики, машинки, колечки, пирамиды. Постепенно ребёнок отходит от формального использования данных прилагательных.

Наречия появляются в числе первых слов, и их количество быстро растёт. К двум годам появляются немотивированные наречия, обозначающие место и время (тут, там, вчера). Вслед за ними в речи ребёнка появляются первые наречия, мотивированные соответствующими прилагательными (холодно, хорошо, нормально) [1, 2, 8].

В усвоении личных местоимений имеется небольшой начальный период, когда ребёнок не улавливает изменчивости значения местоимения в зависимости от лица говорящего. На третьем году жизни ребёнок начинает выделять себя из окружающего мира. В его речи появляется местоимение «я». Затем появляются и другие местоимения.

Числительные усваиваются очень медленно (по данным А. Н. Гвоздева,  «два» усваивается к двум годам, «три» появляется после 2 лет 6 месяцев и усваивается к 3 годам). Ребёнок может использовать  порядковый счёт до 10 и некоторые числа до 100, при этом употребляет числа 1, 2 со значением «мало». На третьем году жизни в речи детей всё чаще слышаться предлоги (1%), союзы (0,7%), частицы (0,2%), которыми они начинают пользоваться, но ещё не всегда верно. Особое место в речи ребёнка третьего года жизни занимают междометия (0,5%), так как с их помощью малыш выражает своё эмоциональное состояние [2, 3].

Таким образом, усвоение различных частей речи во многом зависит о индивидуальных особенностей ребёнка, от того, какой речевой стратегии (референциальной или экспрессивной) он придерживается в процессе развития лексико-грамматической системы языка. Однако вопрос о соотношении и преобладании различных частей речи, в частности, существительных и глаголов, в словаре ребёнка преддошкольного возраста остаётся открытым и требует дополнительного изучения.

 

Литература

1.  Аксёнова Л.И., Лисеев А.А. Программа ранней комплексной диагностики развития ребёнка от рождения до 3 лет // Дефектология. – 2002. - № 5.

2.  Андриеш В. А. Словарь ребёнка 2-3 лет // Онтолингвистика: современное состояние и перспективы развития. – Спб., 2000.

3.  Гвоздев А. Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребёнка. – Саратов, 1990.

4.  Гербова В. В. Понимание, называние и использование глаголов // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2000.

5.  Елисеева М. Б. Лексикон ребёнка раннего возраста // Речь ребёнка: ранние этапы. – Спб., 2000.

6.  Касевич В. Б. Онтолингвистика, типология и языковые правила  // Язык и речевая деятельность. – М., 1998. – Т. 1.

7.  Селёдкина Е. В. Лексико-семантические группы глаголов в речи детей до трёх лет // Проблемы онтолингвистики. – Спб., 1997.

8.  Ященко М. Я. Цветовые прилагательные в речи ребёнка 2-3 года жизни // Проблемы детской речи. – Спб., 1999.

 

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.