Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

УДК 371(09)+37.012.5

Гапонюк П.Н., Карпова Н.К., Мареев В.И. Щипанкина Е.С.

Применение системного подхода в педагогике: линейное и нелинейное развитие систем

Российская академия образования, Москва, Погодинская 8, 119121

Южный федеральный университет Ростов-на-Дону, Большая Садовая, 33, 344082

UDC 371(09)+37.012.5

Gaponyuk P.N., Karpova N.K., Mareev V.I., Shchipankina E.S.

Application of the Systemic Approach in Pedagogics: linear and non-linear system development

Russian Academy of Education, Moscow, Pogodinskaya Street 8, 119121

Southern Federal University, Rostov-on-Don, Bolshaya Sadovaya Street 33, 344082

 

В докладе представлены методологические характеристики системного подхода и особенности его применения в педагогике. Рассмотрен системный подход в трудах Я.А. Коменского, Дж. Локка, И.Ф. Герберта, А. Дистервега, К.Д. Ушинского. Осуществлен анализ развития системного подхода в трудах отечественных теоретиков и практиков, начиная с 20-х годов ХХ века до появления исследований по синергетике, учении о самодвижении, саморазвитии систем. Обоснована необходимость дополнения системного подхода синергетическим при исследовании системы образования. Определены основополагающие принципы нового подхода, междисциплинарного синтеза линейного и нелинейного развития систем.

Ключевые слова: система, системный подход, междисциплинарный системный подход, синергетика, самоорганизующиеся системы, междисциплинарный синтез линейного и нелинейного развития систем.

The article presents methodological characteristics of the systemic approach and its peculiarities in pedagogical science. The author analyses the given approach in works by Y.A. Kamensky, J. Locke, I.F. Herbert, A. Diesterweg and K.D. Ushinsky. The article also analyses the development of the systemic approach in works by Russian and Soviet theorists and practitioners covering the period from the 1920s till the appearance of synergetics, the study of self-organazing systems in transformation. The author explains the necessity of combining the systemic approach with synergetics to fully analyse the system of education, and looks into the main principles of the new approach, i.e. interdisciplinary synthesis and linear and non-linear system development.

Key words: system, systemic approach, interdisciplinary systemic approach, synergetics, self-organizing systems, interdisciplinary synthesis of linear and non-linear system development.

ЧИТАТЬ ВЕСЬ ТЕКСТ >>>

 
Секции-октябрь 2012