Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Захарова Г.А.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЯКУТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ С РУССКИМ (РОДНЫМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ДИАЛОГА КУЛЬТУР

Северо-Восточный Федеральный университет имени М.К. Аммосова

 

В данной статье отражены теоретические основы и принципы диалога культур при изучении якутской литературы в школе с русским (родным) языком обучения. Исходя из анализа философских, культурологических, литературоведческих,  психолого-педагогических и методических трудов выявлены эффективные методы и приемы изучения литературы в школе. Сравнительно-сопоставительное изучение якутской и русской литератур в русскоязычной школе пробуждает интерес к творчеству коренных писателей, способствует формированию и развитию взаимоуважительного отношения к «другим» у учащихся в тесном сочетании со «всемирной отзывчивостью», что в условиях полиэтнической России является весьма актуальным.

Ключевые слова: методика, диалог культур, литература, республика Саха (Якутия), школа, сравнительно-сопоставительное изучение.

В настоящее время в российском обществе активно протекают процессы роста интереса народов к родной культуре, языку, пробуждения национального самосознания. Наблюдается и другой процесс - в национальных республиках усиливается интерес русскоязычного населения к культуре коренных народов. Общеобразовательная школа становится центром духовного возрождения народов, сохранения языка, культуры и быта этносов в едином культурном и образовательном пространстве России.

Якутская литература несет в себе существенный объем знаний по культуре, истории, этнографии, философии и психологии народа саха. Методистами Республики Саха (Якутия) проделана большая работа по взаимосвязанному изучению литератур в национальных (якутских) школах (Бугаев Н.И., Кугаевская Т.А., Петрова С.М.). Однако эта проблема остается нерешенной в школах с русским (родным) языком обучения. Как показывает  сложившаяся практика, традиционное изучение литературы в общеобразовательных учреждениях такого типа не эффективна. В связи с этим необходим пересмотр методики изучения якутской литературы в школах с русским (родным) языком обучения.

ЧИТАТЬ ВЕСЬ ТЕКСТ >>>

 
Секции июнь 2012