Большакова Л.К.
Конкуренция на международном рынке образовательных услуг
Таврический Национальный Университет им. В. И. Вернадского
В работе рассмотрены современные тенденции развития международного рынка образовательных услуг. Выявлены особенности конкуренции на международном рынке образовательных услуг, ее формы и методы.
Ключевые слова: «образовательная услуга; конкуренция; международный рынок образовательных услуг».
Конкуренция на международном рынке образовательных услуг в последние десятилетия резко усиливается. Страны и вузы отчаянно борются за студентов, а, следовательно, за деньги и влияние. В этих целях используются различные средства и, прежде всего, международные рейтинги вузов. Методика составления данных рейтингов вызывает много вопросов, тем не менее, она ориентирует молодежь мира на поступление в те вузы, которые находятся в числе первых нескольких десятков. В международном рейтинге 50 крупнейших вузов мира, опубликованных ОЭСР, доля вузов США составляет 70% (35 вузов), Великобритании - 10% (5 вузов). В рейтинге по два вуза из Франции, Японии и Канады, по одному из Германии, Нидерландов, Швейцарии, Швеции. Согласно критериям Shanghai Jiao Tong University, учитывающим количество лауреатов Нобелевской премии, «выращенных» в стенах каждого вуза, 17 из 20 лучших вузов находятся в Америке.
Образовательные учреждения все активнее включаются в конкурентную борьбу за привлечение к себе на учебу иностранных граждан. Обучение иностранцев становится действенным фактором стимулирования экономического роста. По данным Международного бюро ЮНЕСКО по образованию свои образовательные услуги для иностранцев предлагают тысячи высших учебных заведений из 129 государств, хотя основная конкуренция происходит, как правило, между наиболее развитыми странами Западной Европы и Северной Америки, а также Австралией и Японией, где обучаются свыше 4/5 всех иностранных студентов. Характерно, что на эту же группу стран на протяжении последних 20 лет приходится и 4/5 общемировых государственных расходов на образование. Проводя активную иммиграционную политику, США, Канада, Австралия и ряд государств Европы получают за год примерно 1 млн. высококвалифицированных специалистов из числа иностранных граждан, обучавшихся в вузах этих государств. По данным ЮНЕСКО, уровень международной мобильности студентов вырос за последние 25 лет на 300%. По мнению экспертов к 2025 году число студентов, обучающихся за рубежом, составит 4,9 миллионов человек.
В целях привлечения иностранных студентов используются программы обучения разных уровней и стипендиальные программы. Международная программа стипендий Фонда Форда финансирует очное послевузовское обучение (магистратура, аспирантура, PhD) в любом университете мира в области социальных и гуманитарных наук. Стипендия программы полностью покрывает оплату обучения, проживание, проезд к месту учебы, медицинскую страховку, приобретение компьютера и книг.
Различными государственными и региональными программами активно стимулируется мобильность студентов. Многие страны заключают двусторонние и многосторонние соглашения в этой области. Наиболее известные европейские программы - «Эразмус» (с 1987г.) и «Сократ» (с 1995г.). Программа «Эразмус Мундус» является глобальным проектом, обеспечивающей европейский подход к высшему образованию. Прежде всего, эта программа направлена на поднятие качества и привлекательности европейского высшего образования. Мастер-курсы и стипендии, включенные в программу, должны способствовать развитию взаимоотношений между различными культурами. Поддерживая международную активность ученых и студентов, программа ставит целью подготовить не только европейских, но и иностранных студентов для жизни в глобальном обществе, основанном на знаниях. Она также полностью отвечает идее Болонского процесса. Программа предназначена для того, чтобы усилить европейское сотрудничество и международные связи в высшем образовании с помощью высококачественных курсов повышения квалификации, которые позволят студентам и стипендиатам всех стран мира поступать в аспирантуру в несколько европейских университетов одновременно.
Многие вузы пытаются совместить набор иностранных студентов с расширением предложения своих образовательных услуг на перспективных рынках, организуя зарубежные отделения и филиалы, полностью подчиняющиеся основному учебному заведению.
Серьезную конкуренцию странам ЕС составляют не только США, но и страны Азиатско-Тихоокеанского региона — Тайвань, Гонконг, Австралия и Новая Зеландия. Особо стоит выделить Китай, выдвинувший в свое время в качестве национального приоритета задачу превращения 100 своих университетов в первоклассные исследовательские центры.
Самые престижные вузы США, отбирая по всему миру самых талантливых, многообещающих студентов, обогащали американскую экономику по оценкам экспертов примерно на 13 млрд. долларов в год89. Сейчас, впервые за последние тридцать лет, количество иностранцев, стремящихся получить образование в США, пошло на убыль. При этом количество заявок сократилось на 28%, а самих студентов на 6%.
Анализ конкуренции на международном рынке образовательных услуг показывает, что ее формы и методы разнообразны. В их числе использование международных рейтингов вузов, мобильности студентов и различных стипендиальных программ и фондов, систем аккредитации программ и вузов, предуниверситетской подготовки, вневузовских факторов (условия, получения визы и жизни в стране, безопасность, возможность частичной занятости и др.). Конкуренция на международном рынке образовательных услуг подталкивает вузы к созданию новых образовательных программ и осуществлению их на большем количестве языков, снижению стоимости обучения или обучения вообще бесплатно за государственный счет.