Медведева И.Л., Мусаткина Б.В.
УПРАВЛЕНИЕ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВУЗА И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СО СТУДЕНТАМИ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Омский государственный университет путей сообщения
Введение. Исследованию проблем менеджмента качества и созданию систем менеджмента качества (СМК) посвящены труды многих отечественных и зарубежных ученых. Среди зарубежных специалистов в области управления качеством, заслуженным авторитетом пользуются такие авторы как: Э. Деминг, Дж. Джуран, А. Фейгенбаум, К. Исикава, Н. Кано, Т. Конти, Е. Кондо, Р. С. Каплан, Д. П. Нортон, Дж. Харрингтон и др. Среди отечественных исследователей заметный вклад в разработку проблемы создания СМК, в том числе и в высших образовательных учреждениях, внесли М. З. Свиткин; К. М. Рахлин, В. Г. Версан, В. А. Лапидус, Е. И. Тавер, Ю. П. Адлер, В. А. Качалов, В. Е. Швец, А. Д. Шадрин, Т. М. Полховская, В. В. Левшина, Е. А. Горбашко, Н. А. Селезнева, В. А. Балабан, Е. Б. Гаффорова, В. К. Зиненко, С. В. Калинина и многие другие.
Несмотря на широкий круг исследований по решению теоретических и прикладных задач, связанных с созданием СМК в вузах, вопросы ее функционирования в рамках общей системы управления, оценки эффективности СМК, взаимосвязанной с внутренней и внешней оценкой деятельности вуза, остаются практически нерешенными ввиду фрагментарного характера исследований.
Актуальность проблемы создания эффективной СМК в сфере воспитательной и внеучебной работы вуза, недостаточная научная разработанность отдельных ее аспектов определи выбор темы, объекта, предмета, цели и задач настоящего исследования.
Информационную базу исследования составили: нормативно-правовая документация, регулирующая деятельность высших учебных заведений (законы и постановления правительства РФ, приказы и инструктивные письма Минобрнауки РФ, внутренняя нормативная документация вуза); система стандартов в области СМК, включая ИСО 9001:2008; информация по результатам проведенных анкетных опросов; материалы научно-практических конференций и семинаров [4, 7, 8-12].