Рейтинг пользователей: / 4
ХудшийЛучший 
Абдуллина Г.М., Карягина Н.Т., Князева О.А., Кулагина И.Г.,
Камилов Ф.Х.
 
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ХИМИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
 
ГБОУ ВПО Башкирский государственный медицинский университет
Минздравсоцразвития России
 
Биохимия, как доклиническая естественнонаучная дисциплина в медицинском образовании призвана создать базу, фундамент для последующего изучения клинических дисциплин. В то же время биохимия, физико-химическая химия и молекулярная биология - одни из наиболее активно развивающихся направлений биомедицинской науки. Широкое внедрение биохимических, биотехнологических и молекулярных методов в диагностику и лечение заболеваний даже привело, в свое время, к появлению нового термина «молекулярная медицина». Следовательно, глубокие знания биохимических процессов должны быть в активе современных врачей и использоваться ими при решении профессиональных задач.
Выраженный фундаментально-прикладной дуализм создает определенные трудности в преподавании биохимии. Курс биологической химии изучается на младших курсах и, по сути, сводится к освоению языка (если не алфавита) этой интереснейшей науки. Запоминание сложных химических формул, многоэтапных цепочек метаболических путей – все это требует от перво- и второкурсников огромных усилий. Существует точка зрения о необходимости некоторого «облегчения» курса путем снижения требований к знанию формульной части, химизма метаболических путей. Подобные предложения, на наш взгляд, по существу, лишают биохимию ее фундаментальности, ее логической основы как науки, описывающей химическим языком биологические процессы. В то же время ни уровень знаний начинающих студентов-медиков, ни выделяемый на изучение дисциплины объем часов не позволяют преподавателям в полной мере донести, а студентам понять и оценить значение биохимии для медицинской науки. Практически за пределами основного курса остается огромный массив данных в области клинической биохимии, а курс клинической биохимии, введение которого в обучение на старших курсах широко обсуждалось, в учебный план так и не введен.