Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

Панина С.В.,  Залуцкая С.Ю.

ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ И ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕВЕРО-ВОСТОКА РОССИИ
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова
 
Введение. В последние десятилетия двадцатого века в когнитивной лингвистике обозначился новый этап изучения отношений языка и мышления, начало которому было положено в теоретических трудах В.фон Гумбольта и А.А. Потебни, рассматривавшего происхождение языка как психологический аспект, когда явления душевной жизни предшествуют языку, законы его образования и развития влияют на последующую деятельность [1]. А.А. Потебня отмечал роль языка в процессах познания нового, в процессах становления и развития человеческих знаний о мире на основе психологических процессов апперцепции и ассоциации, на основе разных по силе представлений человека о явлениях, имеющих название в языке.
Однако, если в первой половине XX века лингвистическая проблематика «язык / общество / культура / личность» ограничивалась исследованием языка «в себе и для себя» [2; 64], когда во всех моделях языка изучение процессов проходило с позиции внутреннего пространства, то позднее в гуманитарном знании получает развитие антропоцентрическая парадигма. Антропоцентризм как особый принцип исследования современной лингвистики проявляется в том, что «человек становится точкой отсчета в анализе тех или иных явлений, он вовлечен в этот анализ, определяя его перспективы и конечные цели» [3; 212]. Так, в центре исследования находится языковая личность, при этом личность понимается как  «человек, взятый в его отношении к обществу, член общества» [2; 65].                В свете современной антропоцентрической парадигмы языковая личность становится базовой категорией знания, отражающей ментальность и менталитет обобщенного носителя естественного языка.

ЧИТАТЬ ВЕСЬ ТЕКСТ >>>