Рейтинг пользователей: / 4
ХудшийЛучший 

УДК: 502:005.584.1

Зеленская Т.Г., Еременко Р.С.

МОНИТОРИНГ АВТОТРАНСПОРТНОЙ НАГРУЗКИ ОСНОВНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОГО РАЙОНА Г. СТАВРОПОЛЯ

Ставропольский государственный аграрный университет

В статье приведены данные расчета автомобильной нагрузки и количества выделившихся вредных веществ в Промышленном районе города Ставрополя.

The article presents the calculation data and the number of car loads of hazardous substances evolved in the industrial district of the city of Stavropol.

Ключевые слова: мониторинг; загрязнение атмосферы; вредные вещества; интенсивность движения

В связи с постоянно растущими темпами антропогенного влияния на природные комплексы, требуется «совершенствование системы показателей, создание методологии экологического мониторинга». Изучение экологического состояния урбанизированных территорий и в том числе  загрязнения атмосферы выбросами автотранспорта на сегодняшний день является актуальным [3]. В городе Ставрополе, в котором нет развитой промышленности с тысячами стационарных источников, наиболее остро стоит проблема загрязнения атмосферного воздуха отработавшими газами автомобилей. По данным экологического паспорта города Ставрополя в 2009 году их доля в общем объеме выбросов составила 82,9%, по сравнению с 2008 годом. Количество выбросов вредных веществ от автотранспорта увеличилось на 40,2% (с 240,1 тыс. тонн в 2008 г. до 336,6 тыс. тонн в 2009 г.) . По данным отчета МПРиООС СК за 2009 год: с 2005 года наблюдается устойчивый рост загрязненности атмосферы  нижней части города за счет увеличения выбросов в связи с ростом автомобильного парка города, среднегодовая концентрация оксида углерода превысила предельно допустимую санитарно-гигиеническую норму  и составила  1 – 1,7 ПДК.  Наибольший уровень загрязнения атмосферы отмечался в 2002, 2007 и 2008 гг.   Среднегодовые концентрации оксида углерода составили 5 мг/м3 (1,7 ПДК). Рассмотрение среднегодовых концентраций оксида углерода показывает, что уровень загрязнения атмосферы верхней части города этой примесью значительно ниже, и если в нижней части города среднегодовая  концентрация оксида углерода составляет 1-1,7 ПДК, то  здесь среднегодовые концентрации не превышают 1 ПДК.  С 2003 по 2009 гг. было зарегистрировано 56 случаев превышения ПДК,  когда как в нижней части города  - 2848 случаев, что почти в 50 раз больше [2].

Автотранспорту как источнику загрязнения присущи ряд особенностей: численность машин в Ставрополе постоянно растёт, автомобиль относится к движущим источникам загрязнения, широко встречающимся в жилых районах и местах отдыха, выхлопные газы двигателя содержат около 280-ти вредных веществ.

Цель нашей работы: проведение мониторинга, расчет автомобильной нагрузки и количества выделившихся вредных веществ в Промышленном районе города Ставрополя  на основных автотранспортных  магистралях – проспект Кулакова и улица Доваторцев.

Мониторинг автотранспортной нагрузки и количество выбросов вредных веществ поступающих в атмосферу проводился расчетным методом. При этом было посчитано  количество единиц автотранспорта различных типов, проезжающих по выделенному участку автотрассы. Рассчитали количество сжигаемого топлива разного вида на каждом участке и количество выделившихся вредных веществ: оксидов азота, углерода и углеводорода.

Для изучения автотранспортной нагрузки на этих объектах было установлено по 6 постов наблюдения. На проспекте Кулакова: пр. Кулакова - ул. Ленина, пр. Кулакова - ул. 1 Промышленная, пр. Кулакова - ул. Васильева, пр. Кулакова - проспект Юности, пр. Кулакова – ул. Бруснева, пр. Кулакова - ул. Октябрьская. На улице Доваторцев: ул. Доваторцев – ул. Южный обход, ул. Доваторцев – ул. 45-я Параллель, ул. Доваторцев – ул. Тухачевского, ул. Доваторцев – ул. Шпаковская, ул. Доваторцев – ул. Лермонтова, ул. Доваторцев – ул. Ленина.

Данные количества единиц автотранспорта четырех видов (легковые автомобили, автобусы, маршрутные транспортные средства (дизельные) и грузовые карбюраторные автомобили), прошедших по каждому из участков в течение 1 часа представлены в табл.1 и 2.

Таблица 1 

Интенсивность движения различных видов автотранспорта по проспекту Кулакова

Участок дороги

Тип автотранспорта

легко-вые

грузо-вые

автобу-

сы

маршрут-ные транспорт-ные средства (дизельные)

интенсив-ность движения (общее)

пр. Кулакова –

ул. Ленина

3541

125

208

291

4165

пр. Кулакова-

ул.1Промышленная

3025

140

179

251

3577

пр. Кулакова -

ул. Васильева

2309

185

143

198

2835

пр. Кулакова –

пр. Юности

1605

212

107

216

2140

пр. Кулакова –

ул. Бруснева

1049

309

181

271

1810

пр. Кулакова -ул.Октябрьская

763

340

254

339

1696

 

Из табл. 1. видно что на перекрестке участка проспект Кулакова – ул. Ленина наибольшая загруженность автотранспортом, и общая интенсивность движения составляет 4165 авт./час, где доля легковых автомобилей  около 85%.

На участке проспект Кулакова – проспект Юности за время наблюдения зарегистрировано 2140 автомобилей, доля грузового автотранспорта увеличилась до 10%.

На последних 2 участках проспекта Кулакова увеличился поток грузовых, транспортных средств и автобусов, при этом уменьшился поток легковых автомобилей. Количество автотранспорта на каждом последующем участке уменьшается на 15 процентов - что составляет около 500 автомобилей. Максимальное количество грузовых автомобилей и автобусов, вносящих ощутимый вклад в загрязнение атмосферного воздуха на исследованной территории, было зарегистрировано на участке - улица Доваторцев – Южный обход и составило 104 авт./час и 164авт/час соответственно.   

Таблица 2

Интенсивность движения различных видов автотранспорта по ул. Доваторцев

Участок дороги

Вид автотранспорта

легковые

грузо-вые

маршрутные транспорт-ные средства (дизельные)

автобу-сы

общая интенсивность движе-ния

ул. Доваторцев – ул. Южный обход

2351

104

212

164

2831

ул. Доваторцев – ул. 45-я Параллель

1844

83

142

115

2184

ул. Доваторцев – ул. Тухачевского

1506

45

135

120

1806

ул. Доваторцев – ул. Шпаковская

1770

40

138

109

2057

ул. Доваторцев – ул. Лермонтова

1640

52

120

104

1916

ул. Доваторцев – ул. Ленина

1323

48

125

96

1592

Общая наименьшая интенсивность движения автотранспорта - на участке ул. Доваторцев - ул. Ленина – 1592авт./час. Доля маршрутных транспортных средств (дизельных)   в общем потоке от участка к участку уменьшалось незначительно. Количество легковых автомобилей с бензиновыми двигателями варьировалось от 2351 автомобилей до 1323 автомобилей в час. Наибольшее количество автотранспорта по улице Доваторцев было отмечено на участках: ул. Доваторцев - Южный Обход- 2831 авт./час, ул. Доваторцев - 45-я Параллель – 2184 авт./час и ул. Доваторцев – ул. Шпаковская - 2057 автомобилей в час.  

Данные количества выделившихся вредных веществ, при нормальных условиях, для каждого участка исследуемой территории в отдельности - данные представлены в табл.3 и 4.

Таблица 3

Количественная характеристика выделившихся вредных веществ от автотранспорта по проспекту Кулакова

Участок дороги

Количество вредных веществ, л

СО (угарный газ)

С5Н12 (углеводороды)

NO2(диоксид азота)

пр. Кулакова –

ул. Ленина

317

60

24,2

пр. Кулакова –

ул.1 Промышленная

276

47

21,1

пр. Кулакова –

ул. Васильева

228,3

39

17,3

пр. Кулакова –

пр. Юности

178,6

31

14,2

пр. Кулакова –

ул. Бруснева

183

30,5

15

пр. Кулакова –

ул. Октябрьская

185,8

33,6

16

 

Максимальное количество выбросов загрязняющих веществ: СО-317г, С5Н12 -60г, NО2 - 24.2г характерно для участка Проспект Кулакова - ул. Ленина с наибольшей интенсивностью движения автотранспорта. Минимальные значения загрязнения атмосферного воздуха -  отмечены на менее загруженном участке – пр. Кулакова – ул. Бруснева СО-183г, С5Н12 -30,5г, NО2 – 15г. При средней интенсивности движения по проспекту Кулакова 2704 автомобиля в час количество выбросов основных загрязняющих веществ составило СО-228г, С5Н12 -40г, NО2 -18г.

Таблица 4

Количественная характеристика выделившихся вредных веществ от автотранспорта по ул. Доваторцев

Участок дороги

Количество вредных веществ, л

СО (угарный газ)

С5Н12 (углеводороды)

2 (диоксид азота)

ул. Доваторцев –

ул. Южный обход

235,7

40,4

18,2

ул. Доваторцев –

ул. 45-я Параллель

182,3

31

13,9

ул. Доваторцев –

 ул. Тухачевского

151,5

26,1

11,6

ул. Доваторцев –

 ул. Шпаковская

165,5

29,3

12,7

ул. Доваторцев –

ул. Лермонтова

158,3

27

11,9

ул. Доваторцев –

ул. Ленина

133,7

22,7

10,3

Наши исследования показали (табл. 4), что по улице Доваторцев  наибольшая интенсивность движения составляет 2831 автомобилей в час, максимальные выбросы СО-235,7г, С5Н12 -40,4г, NО2 -18,2г (ул. Доваторцев – Южный обход). Минимальные выбросы отмечены на участке ул. Доваторцев – ул. Ленина. С интенсивностью движения- 1592 авт./час - СО-133,7г, С5Н12 -22,7г, NО2 – 10,3г .

Сравнительная оценка общей интенсивности движения автотранспорта и его выбросов вредных веществ  по проспекту Кулакова и улице Доваторцев показала: что средняя загруженность автотранспортом  проспекта Кулакова больше на 639 автомобилей (13%). Соответственно  и содержание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе: СО, С5Н12, NО2 ,на ул. Доваторцев в среднем на 13% меньше.

Таким образом, данные наших исследований указывают на экологическое неблагополучие на территории интенсивного транспортного движения. При изучении общей интенсивности транспортного потока по всем участкам было выявлено превышение санитарной нормы 200 авт/час в 8-21 раз, что отрицательно влияет на здоровье населения города Ставрополя.

Литература:

1. Экологический паспорт города Ставрополя, 2009.

2. Отчет МПРиОС СК о состоянии окружающей среды Ставропольского края. - Ставрополь, 2009.

3. Мандра Ю.А. Биоиндикационная оценка состояния окружающей среды города Кисловодска на основе анализа флуктуирующей ассиметрии / Ю.А. Мандра, Р.С.  Еременко //Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. т. 12, №1(8). – С. – 1990-1994.

 
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.