УДК 51-74; 677.076.442.2; 691.16
Лаврушин Г.А.*, Лаврушина Е.Г.**, Серебрякова Л.А.*
Прогнозирование деформационных процессов композитных нетканых материалов при различных климатических условиях
*Дальневосточный федеральный университет
**Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
Введение
В дорожном строительстве сложилась парадоксальная ситуация – поток геосинтетических материалов нарастает лавинообразно при почти полном отсутствии нормативной базы по их применению. Отсутствие достоверной информации о геосинтетических материалах, их функциях, свойствах и областях применения мешают проектировщикам тех или иных конструкций прогнозировать сроки службы. На данный момент существуют только рекомендательные документы по применению геоматериалов, и нет ни одного обязательного. Назрела необходимость в создании единых нормативов по испытанию геосинтетических материалов, и приведении их в соответствие с требованиями ISO и EN (международный и европейский стандарты), так как существует множество расхождений, как в методиках испытаний, так и в требованиях к материалам.
Опыт многих стран и России наглядно показывает, что применение геосинтетических материалов в дорожном строительстве сокращает сроки строительства, уменьшает себестоимость при улучшении физико-механических свойств элементов дорожных конструкций, продлении сроков службы автомобильных дорог.
Целесообразность и область применения геосинтетических материалов определяется в каждом конкретном случае на основании прочностных и технико-экономических расчетов. Можно выделить три основные сферы применения геосинтетики при строительстве автомобильных дорог: разделение различных конструктивных слоев, фильтрацию влаги, армирование грунтов и дорожных одежд.
Конструкция дорожной одежды – это совокупность слоев из различных материалов. Прочность и долговечность всей конструкции достигается одновременной работой всех слоев – асфальтобетон, щебень, песок, геосинтетический материал. Таким образом, геосинтетический материал оказывает влияние на прочность и долговечность всей конструкции в целом, что позволяет нам уменьшить толщину слоев, в том числе и асфальтобетона.
Следует отметить, что на текущий момент в научных работах практически не отражено влияние фактора времени на длительную прочность геосинтетических материалов, которые применяются для армированных асфальтобетонных покрытий [1 - 8, 10]. Поэтому вопросы прогнозирования дорожных покрытий и полотен в целом остаются открытыми. В связи с этим были проведены исследования по выявлению влияния климатических факторов (влажности) на деформационные процессы в композиционных нетканых полотнах.
Особенности структуры композиционных нетканых материалов
Быстрое развитие науки о материалах, как результат исследования в разных областях естественных наук, тесно связано с запросами современной технологии. Технический прогресс, с одной стороны, порождает необходимость разработки новых конструкционных материалов, а с другой – в значительной степени обуславливается результатами этих разработок.
ЧИТАТЬ ВЕСЬ ТЕКСТ с рисунками >>>