Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

 

Омельченко Е.А.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ КОММЕРЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Новосибирский государственный педагогический университет

Доклад посвящен вопросам, затрагивающим проблему осуществления развития мыслительных операций дошкольников. Особое внимание уделено тем методикам, которые используются для этого в современных коммерческих центрах развития ребенка.

Ключевые слова: образовательные услуги; развитие; дошкольники; мыслительные операции.

The report focuses on issues which affecting the problem of development of mental operations preschoolers. Particular attention is paid to those techniques that are used for this purpose in the modern commercial centers of the child.

Keywords: educational services, development, pre-schoolers; mental operations.

Дошкольное образование в России характеризуется в настоящее время наличием не только государственных образовательных учреждений, но и большим числом негосударственных – коммерческих учреждений, которые предоставляют услуги по развитию детей от года до семи лет. В них родители дошкольников могут выбрать для своего ребенка широкий спектр платных образовательных услуг: развивающие занятия, массаж, психогимнастику, театральные студии, студии актерского мастерства, детского дизайна, рисования, бумагопластики и т. д. Практически в каждом таком учреждении осуществляется подготовка  к школе,  свои услуги предлагает логопед, психолог, воспитатели групп кратковременного пребывания.

Стоит отметить, что за последние годы сложились такие типы подобных учреждений, как: школы развития, академии для дошколят, центры развития и др. Во многих случаях от названия учреждения суть работы с дошкольниками не меняется. Поэтому в дальнейшем мы будем ориентироваться на коммерческие центры развития ребенка. Большим спросом у родителей пользуются комплексные развивающие занятия для детей, проводимые в этих учреждениях. Очень часто для того, чтобы сделать занятия интересными, продуктивными, и, что немаловажно, посещаемыми, педагоги пользуются самыми современными методиками, подходами, технологиями работы с детьми от года до семи лет. При этом особое внимание обычно уделяется развитию мыслительных операций дошкольников.

Одной из методик, отвечающих реализации названной цели, является методика М. Шичида, направленная, по словам автора, на стимулирование врожденной гениальности  маленьких детей, каждый из которых от  рождения обладает уникальными природными способностями. Для их развития нужно с раннего возраста включать в работу оба полушария мозга ребенка, используя подачу информации двумя способами: 1) медленно, с многократными повторениями – тренировка для левого полушария; 2) быстро меняя без повторений – активизация правого полушария. Материалы для показа могут быть самые разные: изображения животных, людей, любых предметов, слова, цифры, геометрические фигуры и т. п. В результате применения этой методики в разных странах мира установлено, что дети приобретают способность быстрее запоминать большие объемы информации и вспоминать прочитанное или увиденное с точностью (при этом вся информация является им понятной).

С точки зрения положительного влияния на развитие мыслительных операций у детей дошкольного возраста в условиях коммерческих центров развития ребенка интерес представляет технология «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича, который построил ее на следующих принципах.

1.  Игровое обучение дошкольников, подразумевающее взаимодействие взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в содержание игры. Дополнительную игровую мотивацию в этой технологии создают методические сказки. В их сюжеты органично вплетается система вопросов, задач, упражнений, заданий. При этом взрослый читает сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания.

2.  Построение детской игровой деятельности таким образом, чтобы в результате развивалось внимание, память, воображение, мышление, речь детей.

3.  Раннее творческое развитие дошкольников.

4.  Развивающая сенсомоторная среда - Фиолетовый Лес, изготавливаемая из фанеры, ковролина, ткани и т. д. Ребенок действует здесь самостоятельно: играет, конструирует, тренируя умения, которые приобрел в совместной со взрослым деятельности. В Фиолетовом Лесу обязательно находятся сказочные персонажи.

Для развития мыслительных операций дошкольников в коммерческих центрах развития ребенка также используется методика, предложенная Л. Я. Береславским, который обосновал идею о том, что возможности для развития определенных психических функций и логических приемов открываются в строго определенном возрасте – в раннем детстве. Поэтому в каждый возрастной период дошкольного детства нужно работать над развитием вполне конкретных логических приемов. Например, в три-четыре года нужно развивать умение сравнивать и осуществлять операцию синтеза. В пять лет работать над анализом, упорядоченностью действий, классификацией. В шесть лет ребенок осваивает  понятия «вне», «внутри», логическую связку «не», решает задачи на соотношение фигур.

В соответствии с этой методикой автором статьи разработаны серии комплексных сорока пяти минутных занятий для детей трех-пяти лет, ориентированные на развитие их мыслительных операций. Комплекс занятий для детей трех лет был назван «Я учусь сравнивать», для четырехлетних детей – «Я учусь объединять части в целое» и для пятилетних детей – «Я учусь анализировать».

Подробнее рассмотрим цели, структуру и содержание этих занятий.

Основной целью первого комплекса являлось совершенствование умения детей трех лет сравнивать. На ее реализацию было направлено содержание и структура каждого занятия. Вначале педагог организует игру на сплочение детей, создание у каждого трехлетнего ребенка, пришедшего на занятие, настроя на последующее активное участие в деятельности. Далее взрослый предлагает ребятам задания, на выделение признаков предметов (т. к. именно это умение необходимо для того, чтобы выполнять многие мыслительные операции: сравнение, обобщение, классификацию, анализ, синтез). Например, можно обсудить с детьми характерные признаки таких животных, как медведь, лиса, белка, олень, используя их изображения, фотографии или животных-игрушки.

Затем педагог вовлекает детей в сравнение реальных объектов, учитывая наглядно-образный тип мышления ребенка. Так, стоит на столе расставить большие и маленькие разноцветные кубики, машинки, другие игрушки и попросить детей по очереди принести: большую красную машинку; синий маленький кубик; желтый большой шарик и т. д.

После этого на занятии желательно организовать с детьми подвижную игру (двигательная пауза). Далее педагог предлагает дошкольникам выполнить сравнение по картинкам в рабочей тетради. Например, нужно внимательно посмотреть на нарисованное яблоко и среди нескольких яблок, расположенных ниже, выбрать такое же.

Следующий этап занятия – сравнение движений: педагог показывает их, а дети пытаются повторить, полностью копируя увиденное, или меняя что-то по требованию ведущего (поднять вверх руки, опустить их, присесть, повернуться и т. д.).

Завершается занятие подведением итогов, где дети по просьбе педагога рассказывают о том, чему научились, получают заранее подготовленные подарки (наклеечки, «медальки» и т. д.) за активное участие, старание, внимательность на занятии и т. п. 

Целью занятий с детьми четырех лет является обучение умению выполнять мыслительную операцию синтез (объедение частей в целое). На каждом из них дети: играют в подвижную игру, настраиваясь на освоение содержания предстоящей деятельности; складывают геометрические фигуры из частей: например, собирают из двух бумажных деталей квадрат (можно использовать игру «сложи квадрат» Б. Никитина); принимают участие в двигательной паузе, имея возможность отдохнуть; складывают фигуры из частей по рисункам: педагог показывает детям половинку картинки и говорит, что нужно найти ее вторую часть среди изображений различных половинок предметов; снова отдыхают, играя в подвижную игру; выполняют задания на синтез в рабочих тетрадях: например, могут быть нарисованы частично рассыпавшиеся бусы из больших и маленьких, чередующихся между собой бусинок, их нужно собрать, соединив одной линией, соблюдая замеченное правило; в конце занятия дети участвуют в подведении итогов и получают призы за работу, как это было описано ранее для трехлетних детей.

С дошкольниками пяти лет нужно вести работу над совершенствованием их умения анализировать – разделять целое на части. Дети, как и в двух предыдущих случаях, включаются педагогом в активные игры с теми же целями, что и описанные выше. Обучающая часть занятий предполагает рассмотрение состава объектов на моделях. Ребята рассказывают из чего состоят, например, заранее подготовленные конструкции из кубиков. Могут присутствовать задания на определение состава объектов по рисункам: нужно внимательно посмотреть на рисунок с двумя рядами фигур. В первом из них изображены целые фигуры, а во втором – эти же фигуры, но разбитые на несколько частей. Педагог предлагает детям показать фигуры первого и второго ряда, подходящие друг к другу. В рабочих тетрадях предлагается под изображением нарисовать геометрические фигуры, из которых составлена, например, машинка или любой другой объект.

Задания каждого типа для каждого возраста должны постепенно усложняться.

На первом и на последнем из описанных развивающих занятий можно проводить диагностику начального и получившегося уровня развития умений сравнивать, выполнять синтез или анализ. В целом, ребенок, овладевший умением успешно выполнять рассмотренные мыслительные операции, сможет лучше учиться, быстрее адаптируется к школе и, в конечном счете, сможет благодаря своим успехам стать самостоятельным, активным, реализовавшим себя человеком. 

 

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.