Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Резенова М.В.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ (РТА) СРЕДСТВАМИ ЭЛЕКТРОННОЙ СТРЕЛЬБЫ

Российская таможенная академия

 

Аннотация Рассмотрены пути воспитания профессионально важных качеств на пример студентов Российской таможенной академии по средствам электронной стрельбы.

Ключевые слова: профессионально важные качества работников таможенной службы, электронная стрельба, СКАТТ, программа Орбита.

Тhe summary Ways of education of professionally important qualities on an example of students of the Russian customs academy on means of circular training and elements of shooting sports are considered.

Keywords: professionally important qualities of workers of customs service, bullet shooting, training apparatus СКАТТ, the program the Orbit.

Актуальность. Деятельность всех подразделений федеральной таможенной службы обеспечивают специалисты прошедшие обучение в специальных вузах. Справиться с этим может лишь сотрудник, который помимо приобретения узкопрофессиональных знаний и умений будет обладать профессионально необходимыми физическими качествами [1].

В процессе предварительных исследований было установлено, что особенности деятельности специалистов таможенной службы свидетельствуют о важности сохранения у них высокой работоспособности в условиях длительной статической нагрузки. Особенно важно это для мышц туловища, спины, кистей рук, плечевого пояса, испытывающих наибольшее напряжение во время ежедневной продолжительной работы. Кроме этого, они должны обладать высоким уровнем статической выносливости, высокой эмоциональной устойчивостью, целеустремленностью, тактическим мастерством, способностью к высокой концентрации внимания в условиях умственного, физического и психического напряжения [1, 4].

Гипотеза предполагалось, что, занятия электронной стрельбой позволит существенно повысить уровень профессиональной психофизической подготовленности студентов российской таможенной академии.

Цель – совершенствование педагогического процесса физического воспитания в российской таможенной академии, на основе элементов спортивно-стрелковой подготовки для развития и совершенствования профессионально важных психофизических качеств.

Методы исследования – анализ научно-методической литературы, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент и методы математической статистики.

Результаты исследования – на основании анализа научно-методической литературы было выявлено, что для подготовки высококвалифицированных специалистов необходимо постоянно заниматься воспитанием и совершенствованием профессиональной психофизической готовности [3].

При изучении воздействия различных видов спорта на уровень физической подготовленности, необходимо найти те, которые развивали и совершенствовали профессионально важные качества будущего специалиста таможенной службы. Наиболее близким к требованиям и по развитию профессионально важных физических качеств, являются физические качества, развиваемые при занятиях стрелковым спортом, а именно – электронной стрельбой. Проведение опроса и анкетирования ведущих специалистов по пулевой стрельбе было установлено, что наиболее значимыми качествами для стрелков из винтовки, можно считать: различные формы выносливости и, в первую очередь статическую выносливость, координационные способности (в частности межмышечную координацию), силовые способности, гибкость, способность к мышечной памяти, психологическую устойчивость. Мнения экспертов по этому поводу отличаются высокой степенью согласованности (коэффициент конкордации W = 0,886) [3].

В современном стрелковом спорте в тренировочном процессе уже давно применяют различные технические средства, помогающие оптимизировать тренировочный процесс. На  основании проведенного исследования различных стрелковых электронно-компьютерных систем можно утверждать, что наиболее эффективным является стрелковый тренажер СКАТТ [3].

Вместе с тем анализ современной учебно-методической литературы показал не достаточную изученность  влияния стрелковой подготовки на развитие профессионально важных качеств у студентов вузов таможенного профиля. Таким образом, возникает необходимость разработать новую форму занятий по физической культуре для воспитания необходимых психофизических качеств.

С этой целью выявили интерес студентов к различным видам спорта Российской таможенной академии. Анализ интервью показал, что студенты на вопрос, каким видом спорта они желали бы заниматься для сохранения и улучшения своего физического состояния оказалось, что по рейтингу на первое место вышла стрельба (29,9%), второе место занимает гимнастика или упражнения с использованием тренажеров (20,3%). Большинству студентов стрельба недоступна вне стен института и этим обусловлен интерес к этим занятиям. Более низкий процент опрошенных выбрал занятия плаванием и спортивными играми (18,1%). Это свидетельствует, видимо, о том, что многие студентки плохо владеют техникой спортивных игр и плаванием, а так как 2/3 контингента РТА составляют девушки, то процент желающих оказался не высоким.

Полученные результаты интересов студентов в области новых физкультурно-спортивных видов для занятий физической культурой были учтены в дальнейшем исследовании.

На следующем этапе был проведен педагогический эксперимент с этой целью из общего числа испытуемых (n=48), были сформированы две группы экспериментальная (n=23) и контрольная (n=25).

Учебные занятия во всех группах проводились два раза в неделю по два часа в сетке учебного расписания. В контрольной группе (КГ), n=25 осуществлялось комплексное развитие двигательных способностей; в экспериментальной группе (ЭГ), n=23 – с преимущественной направленностью на развитие статической выносливости и концентрации внимания; процентное соотношение времени, отводимого на развитие доминирующих двигательных качеств, проводилось по следующей схеме: КГ – 25% общая выносливость, 25% - скоростно-силовые качества, 25% - гибкость, 25% - ловкость; ЭГ – 50% статическая выносливость, 20% скоростно-силовые качества, 15% - гибкость, 15% - ловкость; с испытуемыми экспериментальной группы учебные занятия строились по принципу спортивной тренировки, которая состояла из двух частей первая – стрелковая, вторая – круговая тренировка, а в контрольной группе режим занятий соответствовал общепринятой методике проведения занятий.

Сравнительный анализ результатов тестирования физической подготовленности студентов определил положительное влияния экспериментальной формы занятий на изменение физических качеств у студентов.

Применение предложенной методики привело к улучшению результатов в тесте на внимание, проводимого  с помощью специализированной компьютерной программы «ORBITA-PS 1» [3], у испытуемых ЭГ данный показатель преобладал на 28% над КГ.

В отношении общей физической подготовки в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной, значимых различий не наблюдается.

Отсутствие достоверных различий (p>0,05) в уровне результатов физической подготовленности студентов экспериментальной и контрольной групп к концу четвертого семестра свидетельствует о приемлемости выбранной формы практического занятия по физической культуре, т.к. несмотря на сокращения времени, занятии предусмотренных стандартом и направленных на развитие основных физических качеств студенты ЭГ не отстают от своих сверстников и сдают успешно предусмотренные нормативы. За счет повышения моторной плотности учебного занятия была получена возможность часть занятия посвятить стрелковой подготовке, при проведении которой воспитывались психофизические качества необходимые в профессиональной деятельности будущих специалистов таможенной службы.

На основании полученных результатов можно сделать выводы:

  1. Анализ исследования показал, что внедрение новой формы занятий по физическому воспитанию с включением электронной стрельбы, к которой студенты проявляют наибольший интерес, отвечает принципам гуманистической педагогики.
  2. Проведенное исследование показало возможность воспитания профессионально важных психофизических качеств у будущих специалистов таможенной службы в процессе занятий физической культурой использованием.

 

Литература:

  1. Зуев С.Н. Компоненты профессиональной психофизической готовности // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровитель­ной и спортивной работы: Тез. докл. / Мат.V науч.-метод. конф. – М.: МГУ, 1998. – С. 205-207.
  2. Каравашкина О.В. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов в вузах строительного профиля // Дис…. канд.пед.наук. – М., 2000. - 108с.
  3. Палехова Е.С. Подготовка высококвалифицированных стрелков из арбалета с биомеханическим волновым тренажером // Дис…. канд.пед.наук. – Малаховка, 2006. - 150с.
  4.  Стефаниди Л.Ю. Модульный метод преподавания профессиональной фи­зической культуры: дисс… канд. пед. наук. – М., 2003. - 161с.
 
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.