Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Медведева Е.С.

ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ

Сибирский государственный технологический университет

 

Статья раскрывает особенности постнеклассической рациональности, особого вида рациональности,  развертывающегося  в  современной науке и являющейся предметом философского осмысления.

The article considers singularity of postnonclassical rationality as special type of  rationality, deployed in up-to-day science and is an object of philosophy research.

Ключевые слова: философия, рациональность, постнеклассическая рациональность, научное познание.

Три этапа исторического развития науки, в рамках метафизической традиции теоретизирования, можно охарактеризовать как три исторических типа научной рациональности, сменявших друг друга в истории техногенной цивилизации. Это - классическая рациональность (соответствующая классической науке в двух ее состояниях - додисциплинарном и дисциплинарно организованном), неклассическая рациональность (соответствующая неклассической науке) и постнеклассическая рациональность, связанная с радикальными изменениями в основаниях науки (соответствующая постнеклассической науке).

Классический тип научной рациональности, описывая и объясняя объекты, стремится полностью нивелировать субъекта, его деятельность, используемые им средства и операции, и только такая элиминация выступает необходимым условием получения объективно-истинного знания о мире.

Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте, характере  средств и операций деятельности – взаимосвязь этих условий объективно-истинного описания является истолкованием объективной реальности. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии, хотя скрыто они определяют характер знаний (определяют, что именно и каким способом осмысливается в науке).

Постнеклассический тип рациональности расширяет поле познания объективной реальности, учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с ценностно-целевыми структурами, но и с вненаучными, социальными ценностями и целями.

Каждый новый тип научной рациональности характеризуется особыми, свойственными ему основаниями, которые позволяют выделить и исследовать соответствующие явления современного общества и научного философского  познания.

Возникновение нового типа рациональности и нового образа науки не приводит к полному исчезновению представлений и методологических установок предшествующего типа научной рациональности, между ними сохраняется преемственность. Так, например, появление постнеклассической рациональности в науке не уничтожило неклассическую и классическую рациональность, а только ограничило сферу их применения. При решении ряда задач постнеклассические и неклассические представления о реальности и познании оказались избыточными, и исследователь мог ориентироваться на традиционно классические образцы. Точно так же становление постнеклассической науки не приводит к уничтожению всех представлений и познавательных установок неклассического и классического исследования.

Развитие техногенной цивилизации  характеризуется появлением индивидуалистического типа общества, в котором присутствует «принцип антропоцентризма», где объективное видение мира заменяется установками проявления свободы воли индивида - любой шаг познания может быть принят только в том случае, если он оправдан интересами рода людей. Постнеклассическое видение мира с его нацеленностью на потребностей человеческой цивилизации, ее техногенного развития, предполагает поворот в направленности научного поиска от онтологических проблем на проблемы бытия.

Постнеклассическая рациональность, как новая парадигма современного типа общества и современного типа мышления сегодня активно проявляется в различных областях научного знания: философии, истории, культурологи, социологии, политологии и других науках.

Вследствие этого проявления формируются не классический идеал рациональности, а неклассический и постнеклассический типы рациональности, которые, очевидно, и призваны воплотить новые научные подходы к исследовательским задачам всех научных дисциплин и как следствие, понимание явлений и проблем современного мира. Объектами таких современных научных исследований все чаще становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием. Такой подход определяет характер предметных областей фундаментальных наук и детерминирует облик современной, постнеклассической рациональности, которая «конструирует» субъекта научного познания, в результате чего объект и субъект познания оказываются организованными в единый цикл через средства познания.

На основе проявления постнеклассической рациональности в науке субъект познания включен в познавательный процесс в качестве особого, интегрированного компонента. В результате реализации с помощью внедрения информационных технологий, объект познается в результате взаимозависимых наук, между которыми стерты жесткие разграничительные линии, и полученные картины реальности предстают в качестве фрагментов целостной общенаучной картины мира. Как можно видеть, все это и есть определение постнеклассического типа рациональности.

Если кратко охарактеризовать современные тенденции синтеза научных знаний, то они выражаются в стремлении построить общенаучную картину мира на основе принципов универсального эволюционизма, объединяющих в единое целое идеи системного и эволюционного подходов. Постнеклассическая рациональность в полной мере может реализоваться только в обществе с индивидуалистическим типом, основанном на принципах антропоцентризма и конструирования социальной реальности.