Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Грошовкина Н.А.

Гендерные стереотипы: образ современной женщины в СМИ

Приднестровский Государственный Университет им. Т.Г. Шевченко

 

Образ современной женщины в СМИ - это нечто подвижное и быстро трансформирующееся, где имеет место множественность детерми­наций, среди которых трудно отделить ситуативные, сиюминутные факто­ры, от проявлений долговременных отношений и ценностей. Поэтому без решения проблемы гендерного равновесия в структурах масс-медиа очень сложно разрешить гендерные проблемы в других сферах.

Сегодня налицо диссонанс в формировании нового типа женщины и тем образом, который формируется средствами массовой информации. По результатам исследования, проведенного под руководством автора, выяснилось, что лишь 10% опрошенных считают, что СМИ не изменяют образ женщины. 72.8% респондентов ответили, что даже принижают, и 17.2% считают, что образ женщины современные СМИ идеализируют (1).

К сожалению, СМИ и реклама оказывают значительное влияние на мировоззрение людей, формируя стереотипное и однобокое восприятие роли женщины в современном обществе. Зачастую образ современной женщины приравнива­ется к определенному «секс-символу» и нивелируется значимость таких важнейших ролей женщины - как мать, жена, хранительница семейного очага и т. д. Психологически совре­менная женщина не готова к диктуемым и навязываемым СМИ образцам поведения.

Основными причинами, приводящими к навязыванию современных образов женщины в средст­вах массовой информации, стали проблемы в ма­териальной сфере и некоторые психологические аспекты, в частности подражание, которое осуществляются по разным мотивам и поводам, но всегда возникают из-за конфликта либо внутри личности, либо личности и окру­жающей среды, когда женщина пытается соответствовать диктуемым сте­реотипам и шаблонам из масс-медиа. Слепое следование и соответствие навязанному с экранов телеви­зоров образов становится не просто отдельным актом деятельности лично­сти, а распространенным массовым явлением. Стигма шаблонности, желание соответствовать и выглядеть как с обложки, быть такой же как модели на экране, присутствует у большинства опрошенных, хотя присутствует осуждение и даже равнодушие - среди 8% оп­рошенных. Очевидно, что данное явле­ние весьма негативно и создает необходимость поиска путей, снижения его уровня восприятия.

В проведенном исследовании был выявлен ряд образов женщин в СМИ. В основном они состоят из нескольких базовых стереотипов: это жертва и вьючное животное, сексуальный объект, жадная потребительни­ца, домохозяйка, защитница традиционных ценностей и тендерных ролей, а также «супер-женщина», разрывающаяся между карьерой и домашней работой.

Образ современной женщины за последние 10 лет очень изменился. С этим согласились 85% опрошенных нами мужчин и 65% женщин. Говоря о качествах, наиболее необходимых современной женщине, большинство  считает уверенность в себе, чувство независимости, терпение, образованность. Менее эмоциональность, консерватизм, сексуальная раскрепощенность. Таким образом, среди классических женских качеств осталось только терпение, а эмоциональность и открытость отодвинулись на периферию. В итоге перед нами образ сильной, деловой женщины, наделенной качествами, необходимыми, чтобы выстоять и поддерживать мир и стабильность повсюду, и в семье и в профессиональной сфере.

Сейчас в области средств коммуникации работает больше женщин, но лишь немногие из них достигли уровня принятия решений и могут оказывать влияние на политику в области СМИ. Отсутствии внимания к тендерной проблематике в СМИ влечет за собой неспособность искоренить стереотипизации по признаку пола, которую можно обнаружить в государственных и частных, местных, национальных и международных СМИ.

 

Литература:

1. Социологическое исследование «Образ современной женщины в СМИ», кафедра теории и методологии социологии, ПГУ им. Т.Г.Шевченко, Тирасполь, 2007 г.