УДК 338.24 (07)
Жабреев В.С.
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
ОТНОШЕНИЙ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Челябинский институт путей сообщения –
филиал Уральского государственного университета путей сообщения
Гигантские перемены постоянно происходят в сфере технологий. В мировом сообществе учебная среда меняется. Общество тоже меняется. Вот почему образовательные учреждения должны адаптироваться к изменениям в обществе, если они собираются продолжать играть значимую роль в экономической жизни [Цыганов, И.Ю. Методы менеджмента качества. Обзор по материалам сайта www.aqc.org.au / И.Ю Цыганов, № 9-2003, с.37 – 40]. Для того чтобы быть эффективным, необходимо чутко реагировать на происходящие в обществе изменения и первым откликаться на его запросы. Необходимо, чтобы в образовательном учреждении помогали не только раскрывать особенности личности, но и способствовали полноценному интегрированию в общество этой личности и ее нацеленности на совершенствование общества. Человек должен научиться анализировать знания, применять их, у него должно развиться стремление быть полноценным членом того общества, в котором он живет. Он должен научиться быть активным и иметь правильное представление о жизни, роли труда и прочных знаний.
Проблемы отношений с обучающимися в образовательном учреждении обусловлены устаревшим менталитетом, который утверждается, даже, в учебниках. Пётр I: «Подчинённый перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальства. Указ от 9 январь 1708г.» [Резник, С.Д. Управление кафедрой: Учебник. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2010. ]. Пётр I Рубил головы лично…«С другими европейскими народами можно достигать цели человеколюбивыми способами, с русскими не так…Я имею дело не с людьми, а с животными, которых хочу переделать в людей» [Тарле, Е.В. Пётр I против Карла XII. Северная война / Е.В. Тарле. – М.: Издательский дом Ридерз Дайджест, 2010]. Это проявляется у преподавателей, сотру3дников,кураторов студенческих групп и др.
Современные тенденции развития воспитания. Планомерное воздействие на умственное и физическое развитие детей, формирование их морального облика привитием им необходимых правил поведения. В воспитании участвуют в качестве партнеров субъект воспитания, педагоги и родители, каждый из которых вносит свою лепту. Подобные отношения должны противостоять педагогическому авторитаризму, создать творческую и демократическую педагогическую среду, где рождаются независимое мышление, социальная ответственность и долг. Это процесс, который встраивается в жизнь субъекта воспитания, а не надстраивается над ней. Новое воспитание призывает формировать, считает учёный во Франции А. Медичи, человеческую личность не насилием и не по заготовленным моделям. Принуждение, считает ученый, ставит ребенка и наставника в ложное положение. Учёные рассматривают гуманизацию воспитания как поворот к личности ребенка. Осознавая необходимость такого поворота, японский педагог Ю. Ногути на вопрос, что более всего его тревожит, ответил: «Нехватка у учеников индивидуальности». Руководство молодыми коллективами, командами, бригадами и т.п., осуществляемое опытным специалистом (наставничество).
Инновационные методы менеджмента обучающихся. Видения программы развития отношения с обучающимися [Цыганов Ю.И. Человеческий фактор. Культуранепрерывного улучшения в школе / Ю.И. Цыганов; Методы менеджмента качества, №9, 2003, с. 37 –40. (Обзор по материалам сайта www.ags.org.au)]. Адаптированные к руководству группы принципы современного менеджмента качества. Студенты и кураторы получают удовольствие от наставничества; студенты и кураторы приобретают навыки учиться всю жизнь; студенты и кураторы вместе постоянно анализируют окружающую действительность и стремятся к улучшениям; формируется большая вовлеченность в жизнь самих студентов и кураторов в деятельность. Качество определяется потребителем. Конечный потребитель образования – предприятие. 2 Для того чтобы улучшить результат, необходимо улучшить процесс и взаимосвязи. 3 Люди работают в системе. Роль куратора состоит в том, чтобы работать на систему с целью постоянного её улучшения. Все системы и процессы подвержены изменчивости (вариабельности). 5 Постоянное улучшение опирается на непрерывное обучение. 6 Самое важное богатство — это люди, их креативность (творческий подход) и знания. 7 Решения и действия должны основываться на фактах и данных. 8 Куратор определяет направления улучшений и создаёт для этого соответствующую окружающую среду. 9 Улучшения должны проводиться планомерно, а не стихийно.