Рейтинг пользователей: / 4
ХудшийЛучший 

Клипка К.К.

ПОЛИТИКА РАСПРОСТРАНЕНИЯ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В РОССИИ

Томский государственный педагогический университет

 

Эта работа о политики КНР в области распространения китайского языка в России. Анализ основных инструментов распространения языка, проблем с которыми сталкивается РФ на практике ее применения.

Ключевые слова: языковая политика; китайский язык; мировая политика.

Говоря о перспективах овладения китайским языком, часто вспоминают шуточное выражение: «Жизнь дается человеку один раз, а китайский язык ни разу»[5].

Китайский язык – крупнейший язык в мире, около 1300 миллиардов человек говорящих в Китае. Если сравнить с английским от 300 до 400 млн. человек[4]. В 20 веке уверенно вошел в мир информационных технологий. В  2009 году – число пользователей Интернета в Китае  достигло  360 млн. человек[4].

Но, несмотря на пессимистическую сторону данного вопроса, интерес к китайскому языку в России в последнее время возрастает. К причинам такой заинтересованности, несомненно, можно отнести возросший экономический потенциал Китая и в необходимости специалистов для торговых отношений, но более важной причиной является активная политика руководства КНР по распространению  китайского языка.

Итак, рассмотрение данного вопроса требует постановки следующей цели: определение инструментов и результатов распространения китайского языка в России, проблем его распространения на территории Российской Федерации.

А также постановке следующих задач:

1. Рассмотреть современную внешнюю «языковую» политику КНР по следующим аспектам:

- количество и географическое распределение;

- инструменты «продвижения» национального языка (объемы финансовых средств, организации, мероприятия, стажировки и обмен, др. инструменты);

- проблемы политики;

- степень эффективности, результаты политики;

Политика открытости в области образования Министерства образования и науки РФ в конце 20 века привела к расширению сотрудничества российских вузов с вузами иностранных государств, в том числе активно и с азиатскими партнерами. Сегодня с азиатскими партнерами наибольшее сотрудничество с КНР. География сотрудничества не только Дальний Восток, а также Центральная и Западная части Российской Федерации и направлено на расширение совместной образовательной и научно-исследовательской работы: обмен передовыми научными достижениями, инновационными методиками в области образования, расширению языковых обменов и научных стажировок.

Интенсивный этап в развитии образовательного сотрудничества приходится на 2007 год и связан с созданием Институтов Конфуция. Институты Конфуция – сеть учебных учреждений под руководством китайского государственного агентства по распространению китайского языка (Ханьбань) Министерства образования КНР[2]. Динамика роста Институтов Конфуция в России превосходит темпы создания в любой другой стране мира. Виды деятельности и мероприятия: преподавание китайского языка для иностранцев, подготовка и аттестация преподавателей китайского языка, поддержка научных исследований в области китаеведения, проведение научно-просветительских и образовательных мероприятий, направленных на продвижение китайского языка и китайской культуры, проведение тестирования по китайскому языку, организация стажировок, проведение конкурсов[2].

Финансирование, создание и функционирование Институтов Конфуция по всему миру осуществляется Ханьбань из отдельного бюджета КНР. Сайт http://www.linese.com – деятельность Институтов Конфуция во всем мире, информация о культуре, искусстве, бизнесе, образовании в КНР, уроки китайского языка. В рамках изучения китайского языка также открыт сайт для носителей европейских языков «Изучаем китайский язык. Институт Конфуция он-лайн. С декабря 2007 года действует радио Института Конфуция на 38 языках мира, в том числе на русском языке.

Объем финансирования на преподавание китайского языка – 25 миллионов долларов в год[2]. До 2010 года планировалось 200 миллионов долларов[2]. К 2009 году зарегистрировано  311 Институтов Конфуция в 76 странах мира. По числу распространения Россия занимает пятое место – 15 Институтов Конфуция [2]. К концу 2008 года – более 400 выставок, конференций, мероприятий, посвященных пропаганде изучения китайского языка за пределами КНР, 1 миллион человек посетителей [2]. Институты Конфуция – работа со взрослой аудиторией (Кунцзы сю э юань), классы Конфуция – работа со школьниками (Кунцзы тан).

Прообраз Институтов Конфуция в России – Школа Конфуция, которая открыта в городе Санкт-Петербурге в 2005 году, которая в декабре 2007 года вошла в состав глобальной сети китайских культурно-образовательных центров – Институтов Конфуция. Школа Конфуция при поддержке Министерства образования КНР организовывает специальные лингвистические лагеря для детей 7-16 лет с выездом в КНР, преподаются даже курсы китайского языка для детей с двух лет.

В 1996 году были установлены китайско-российские отношения стратегического взаимодействия и партнерства. 22 марта 2010 года – в Российском информационном центре в Пекине состоялся видеомост Пекин-Москва, посвященный теме «Зачем русским китайский язык?», приуроченный к официальному открытию церемонии Года китайского языка в России[1].

23 марта 2010 года в Москве – церемония открытия Года китайского языка в России, в которой приняли участие член Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК, заместитель председателя КНР Си Цзиньпин и премьер-министр России Владимир Путин[1]. В рамках Года китайского языка запланировано проведение более 80 мероприятий, в числе которых научно-практические конференции, выставки и фестивали, конкурсы и олимпиады на знание китайского языка и литературы, гастроли китайских театральных и музыкальных коллективов, мультимедийный проект «Здравствуй, Китай»[1]. Вся  эта мульмейдийная продукция выйдет к российским зрителям, слушателям и пользователям Интернета через российское телевидение, радио, газеты, российский сегмент Интернета и другие медиа- ресурсы.

Планируется открытие новых отделений китайского языка, преподавательские и студенческие обмены, организация летних детских лагерей для российских школьников в Китае, - говорится в сообщении пресс-службы правительства РФ.

За тридцать лет реформ и открытости (гайгэ кайфан) языковая политика стала одной из важных составляющих частей по улучшению имиджа Китая за рубежом. В 1984 году при Министерстве образования КНР создана Канцелярия по делам распространения китайского языка за рубежом, с 1992 года  - создан экзамен на знание китайского языка как иностранного HSK  по образу британского TOEFL . По данным на ноябрь 2009 года, более 40 миллионов иностранцев изучают китайский язык. 2004 год – открытие за границей учебно-информационных центров – Институты Конфуция. К апрелю 2009 года – 326 институтов в мире, к октябрю 2009 года – 523 института[3]. В России – 12 институтов.[3]. В 2008 году – китайский язык преподают в 3500 высших заведениях мира[3]. В 2010 году – общее число студентов и аспирантов, изучающих китайский язык в 100 российских ВУЗах – 10 тысяч человек, тем более что в России имеются давние традиции изучения китайского языка и его преподавания[3]. Так, до середины 19 века – Российская духовная миссия в Пекине, основанная Петром 1. Первый преподаватель китайского языка русского происхождения – И.Л.Рассохин. в 1837 году – первая в России кафедра китайского языка в Казанском университете. Советский период – время расцвета китаеведного языкознания, что было связано с политическими, экономическими и военными интересами СССР[3].

Весьма активно действуют Программы международного обмена для преподавателей Teach in China и Volunteer in China.

Транслируется канал русского языка Всекитайского Центрального телевидения и Международное радио Китая в Москве.

Неудивительно, что китайский язык  превратился в  экспортный товар. КНР проводит активную внешнюю политику в области его распространения. Однако несет ли столь «мирная политика» для восстановления дружественных отношений какую ли угрозу Российской Федерации?

В настоящий момент не существует никакой нормативно-правовой базы, регулирующей создание и функционирование Институтов Конфуция на территории Российской Федерации или  в рамках отдельных вузов[2]. Никаких договоров с китайской стороной не существует, Институты Конфуция открываются при ВУЗах в качестве вузовских подразделений или кафедр. В связи с этим в письме руководителям образовательных учреждений РФ от 17 марта 2008 г для служебного пользования «О создании гуманитарных структур зарубежных стран на базе российских образовательных учреждений» от имени руководителя Федерального агентства по образованию отмечается, что практика открытия подобных заведений без международного договора сопровождается нарушением российского и международного законодательства[2].

Преподавание в рамках Институтов Конфуция ведется не в рамках основных учебных программ, а как дополнительные образовательные услуги, программы при этом полностью разрабатываются и утверждаются китайской стороной, которые зачастую противоречат нормам российских образовательных программ.

Несмотря на имеющуюся в российской науке практики преподавания китайского языка используется практика КНР, которая зачастую в своих учебных пособиях дает выгодную трактовку истории, экономики, культуры КНР, формируя при этом специалистов с выгодной точкой зрения на те или иные вопросы для китайской стороны.

Нужно ли такое «мирное» и эффективное сотрудничество между КНР и РФ? Вопрос остается открытым для общественного обсуждения.

 

Литература:

1. Вопросы распространения китайского языка в России.  [Электронный ресурс]: Газета «Женьминь жибао» он-лайн.-М.,2010.Режим доступа: http://russian.people.com.cn/, свободный.

2. Институты Конфуция в мире и в России.[Электронный ресурс]: Центр стратегических исследований Китая.-М.,2010. Режим доступа: http://chinacentre.ru/?id=67, свободный.

3. О.И. Завьялова. Языковая ситуация и языковая политика в КНР// Китай: поиск гармонии. К 75-летию академика М.Л. Титаренко. М., 2009. С. 492–499.

4. О.И. Завьялова. Язык – это мягкая сила. [Электронный ресурс]: Независимая газета. 16.12.2009 –Режим доступа: http://www.ng.ru/science/2009-12-16/9_language.html., Дата обращения: 27.11.2011

5. Юлия Якушева. Китайский язык – дело государственной важности [Электронный ресурс]: Информационно-аналитический центр по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве.-М.,2007. Режим доступа: http://www.ia-centr.ru/archive/public_detailsc1ca.html?id=983, свободный.

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.