Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

УДК 323.285(203)

Лыткина А.И., Аникина Ю.А.

ПРОБЛЕМА ВОЗДУШНОГО ТЕРРОРИЗМА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

СибГАУ им.М.Ф.Решетнёва

 

Воздушный терроризм это крайняя форма терроризма. Он страшен жертвами тысячей случайных людей, паникой, страхом незащищенности и народными волнениями, которые оказывают огромное влияние на международные отношения. В современной России проблема воздушного терроризма насущна и требует огромных вложений средств и сил для ее устранения.

Одной из самых актуальных глобальных проблем современности является терроризм. К сожалению, мировая история насчитывает тысячи террористических актов на протяжении тысячелетий, терроризм стал неконструктивным способом разрешения различных политических, социальных и экономических вопросов на протяжении нескольких столетий. Россия столкнулась с этой проблемой открыто только в XIX веке. Народники, анархисты, революционеры считали бомбу «лучшим аргументом против». От рук террористов погиб Александр II, многие видные деятели политики и искусства, но, самое важное, что от руки террористов погибали ни в чем не повинные люди. Но именно в XXI веке терроризм получил широчайшее распространение, стал одним из методов борьбы за интересы и воздействия на массы. Ничем нельзя оправдать принесенные жертвы, не каждая цель оправдывает средства.

Воздушный терроризм это крайняя форма терроризма. Он страшен тем, что наносит тяжелейший урон. Его характерной чертой является закрытое пространство воздушного судна, которое не позволяет проводить немедленные операции по освобождению заложников, что часто приводит к их неминуемой гибели. В результате воздушного террористического акта могут пострадать тысячи случайных людей. Психологическое воздействие на общество, приносимое актами терроризма, в том числе и воздушного, настолько велико, что вызывают панику, страх незащищенности и могут спровоцировать народные волнения, оказывая огромное влияние на международные отношения.

В последние десятилетия воздушный терроризм был одним из самых распространенных видов террористических актов. К нему прибегали сторонники самых разных политических и религиозных идей (японская «Рэнго Сэгикун», исламская «Аль-Каида» и палестинская «Черный сентябрь», а также множество других террористических организаций).

Для того чтобы дать анализ конкретно воздушному терроризму, необходимо определиться с терминологией. Понятие воздушного терроризма до сих пор не сформулировано в международной правовой практике, но мы включаем в этот термин следующие действия: захват воздушных судов и их угон; захват заложников, находящихся на борту воздушных судов; использование воздушных судов для удержания и транспортировки заложников, захваченных в других местах. Кроме того, актами  воздушного терроризма  считаются вывод из строя аэронавигационного оборудования, средств обеспечения воздушных сообщений и др. Целью воздушного терроризма, как правило, является принуждение властей выполнять требования террористов об освобождении из заключения и свободном выезде из страны своих единомышленников, а также демонстрация несогласия или осуждения тех или иных политических оппонентов. Захват воздушных судов и заложников осуществляется и с целью получения выкупа. 

Мировая практика борьбы с терроризмом только к 70-м гг. (после захвата самолета  Бразинскасами 15 октября 1970г., а также самолета авиакомпании "Эйр Франс», произошедшего 27 июля 1976 г.) выработала эффективные меры по предупреждению террористических актов[1]. Но, к сожалению, и это не исключило жертв в дальнейшем. С развитием науки, техники и совершенствованием охранных технологий, террористы разрабатывают все более изощренные и массовые способы убийства.

В современной России проблема терроризма насущна и требует огромных вложений средств и сил для ее устранения. Разрабатываются различные мероприятия по борьбе с терроризмом, особенно в сфере авиатранспрота. «Совместно с руководством Москвы была разработана целевая программа, в которой предусматривалось управление воздушными силами над столицей на предельно малых высотах, создание систем разведки, системы пресечения воздушных терактов, закупок РЛС миллиметрового диапазона. Но пока нет необходимой законодательной базы", - сказал генерал-полковник Юрий Соловьев, комментируя проблему противодействия воздушному терроризму[2]. Ужесточены меры в  аэропортах после недавнего теракта во Внуково. Процесс регистрации при посадке становится все более длительным и тщательным. Европейские СМИ вещают нам о том, что большинство европейцев готовы терпеть любые неудобства во имя безопасности, и мы привыкаем к этому. Осторожность и настороженность друг к другу становятся повседневной нормой. 

Воздушный терроризм современного мира лишен идеологической подоплеки. Он разрознен по своим мотивам, но при этом крайне силен. Проблема воздушного терроризма уже давно стала глобальной, постепенно размывая грани между внутренним терроризмом и международным. Численность террористических группировок растет, их разрушающая деятельность становится все опаснее и активнее. Средства массовой коммуникации играют им на руку, нагнетая атмосферу страха в мировой общественности. Похоже, начинают сбываться самые мрачные прогнозы о том, что наше государство входит в новую полосу пиратства в воздухе.

 

Литература

1. Интернет-ресурс Newsru.Com

2. Национальный портал «Россия — АНТИТЕРРОР»

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.