Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

Пизенгольц Б. В.

ОСОБЕННОСТИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА РАССЛЕДОВАНИЕМ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Российский Университет дружбы народов

 Данная работа посвящена надзору прокурора за раскрытием и расследованием преступлений в сфере экономики. Осуществляемый   надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности неразрывно связан с надзором прокурора за законностью деятельности отделов по борьбе с экономической преступностью (ОБЭП) органов внутренних дел, которые осуществляют производство дознания по указанной категории уголовных дел. Именно эти подразделения органов  внутренних дел устанавливают взаимодействие с оперативно-розыскными органами для пресечения, предупреждения, раскрытия и расследования преступлений в сфере
экономики.

Ключевые слова: прокурорский надзор; органы внутренних дел; преступления в сфере экономики.

This work is dedicated to prosecutor’s supervision over economic crimes investigation. The acting supervision over laws observance in investigative activity is tied with prosecutors supervision over laws observance of interior organs for economic crimes investigation. These interior organs departments works with investigative organs together  for preventing, finding and investigation of economic crimes.

Keywords: prosecutors supervision; interior organs, economic crimes.

Специфика тактики и методики осуществления прокурорского надзора за законностью деятельности органов ОБЭП и оперативно-розыскных органов заключается в следующем.

Во-первых, прокурору необходимо в пределах поднадзорного ему региона проанализировать и обобщить статистические данные о структуре, динамике и  криминогенной характеристике экономических преступлений. В этих целях прокурору следует обратиться к статистической отчетности органов внутренних дел о числе зарегистрированных преступлений и количестве возбужденных по ним уголовных дел (форма Iа ГИЦ МВД РФ) и числе уголовных дел, оконченных производством, включая дела, прекращенные производством по реабилитирующим и нереабилитирующим основаниям, а также направленные в суд (форма Iе ГИЦ МВД РФ). К тому же прокурор должен располагать статистическими данными судов и органов юстиции о числе уголовных дел, рассмотренных судами с постановлением обвинительного приговора,  в том числе с назначением осужденным уголовного наказания в виде лишения свободы.

Во-вторых, план деятельности прокуроров по осуществлению надзора за законностью способов борьбы с экономической преступностью должен содержать отдельно проверку уголовных дел, прекращенных производством по реабилитирующим основаниям (ст.5 УПК РФ) и по основаниям нереабилитирующего характера (ст.6 - 9 УПК РФ), а также проверку всех материалов, по которым в силу ст.113 УПК РФ отказано в  возбуждении уголовных дел. Принятие незаконных и необоснованных решений органами
ОБЭП о прекращении дела производством происходит с целью "улучшить" статистические показатели о состоянии экономической преступности в районе, городе, крае,  области или в республике. В тех случаях, когда прокурор признает незаконным или необоснованным принятое решение о прекращении уголовного дела производством или об отказе в возбуждении уголовного дела, он своим постановлением отменяет эти решения и предлагает провести дознание или поручает следователям провести предварительное расследование совершенного преступления.

В-третьих, самостоятельным предметом проверки является деятельность оперативно-розыскных органов, входящих в структуру органов ОБЭП. Состоящие в одном структурном подразделении (ОБЭП) оперативные уполномоченные, проводящие дознание по экономическим преступлениям, и сотрудники оперативно-розыскных органов, осуществляющие оперативно-розыскные мероприятия, действуют в тесном контакте, имея одну общую цель - пресечь,  успешно раскрыть и расследовать преступление.

В-четвертых, прокурор обязан изучить дела оперативного учета, заведенные  должностными лицами оперативно-розыскных служб, тщательно проверяя:  правомерность их заведения; практическую необходимость осуществления намеченных мероприятий оперативно-розыскного характера; ход и результат проведенных мероприятий; правильность документального оформления полученных сведений;  полезность полученных данных для раскрытия и расследования преступлений; оформление лицом, производящем дознание, полученных данных оперативного характера в качестве доказательств по уголовному делу.

В-пятых, прокурорам следует помнить, что органы ОБЭП не должны работать изолированно от других правоохранительных органов. Успешно осуществлять возложенные на них функции они смогут только тогда, когда будет установлено тесное взаимодействие с отделами уголовного розыска и борьбы с организованной преступностью органов внутренних дел, с органами федеральной службы безопасности, налоговой службой,   прокуратурой, судами, в особенности с арбитражными судами, рассматривающими иски экономического характера.

Прокуроры, осуществляющие надзор за законностью деятельности органов ОБЭП, должны не ограничиваться лишь констатацией разобщенности этих органов  в деятельности по борьбе с преступностью, а принимать зависящие от них меры к установлению необходимого взаимодействия указанных органов в их деятельности по раскрытию и расследованию преступлений экономического характера.

В-шестых, в сфере борьбы с экономическими преступлениями, как ни в какой   иной отрасли уголовного судопроизводства, важно широкое использование агентурной службы на отдельных предприятиях, в учреждениях и организациях, различного  рода коммерческих формированиях, а также в системе Центробанка и коммерческих  банков.

Прокурору целесообразно проверять законность осуществления сотрудниками   оперативно-розыскных органов и лицами, оказывающими содействие этим органам, намеченных мероприятий, с тем, чтобы указанные лица не накапливали полученные   сведения о преступной деятельности работников тех или иных государственных  организаций и коммерческих формирований и не доводили тем самым до причинения крупного ущерба, а своевременно принимали соответствующие меры к предупреждению или пресечению совершения хищений, растраты и присвоения средств лицами, ставшими на преступный путь.

Прокурор должен уделять внимание и фактам, связанным с внедрением сотрудников органов ОБЭП в преступные формирования. Деятельность названных лиц должна быть организована таким образом, чтобы они не оказались втянутыми в преступную  деятельность, в результате которой они могут быть привлечены к уголовной ответственности  и осуждены.

В-седьмых, прокуроры, проверяя уголовные дела и материалы, находившиеся  в производстве органов ОБЭП, и заведенные дела оперативного учета, обязаны   учесть следующее обстоятельство: если уголовное дело законно прекращено производством в процессе производимого дознания или оно рассмотрено судом с постановлением  обвинительного приговора, то дело оперативного учета должно быть окончено и уничтожено. Нельзя допускать того, чтобы после прекращения производства по уголовному делу продолжалась его оперативная "разработка". Это приводит   к существенным нарушениям прав и законных интересов граждан. Если соответствующие
органы такого решения не приняли, прокурор, руководствуясь ст.24 Закона "О   прокуратуре Российской Федерации", вносит по этому поводу представление руководителям  органов ОБЭП.

По сводным данным МВД Российской Федерации и Генеральной прокуратуры   Российской Федерации, в общем числе зарегистрированных преступлений (именно зарегистрированных, а не фактически совершенных, поскольку многие преступления   укрываются от учета) велика еще доля (около 50%) нераскрытых преступлений.

Литература

  1. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1
  2. Уголовно-процессуальный кодекс  Российской Федерации  (УПК РФ) от 18.12.2001 №174-ФЗ 
  3. Приказ Генпрокуратуры РФ от 02.06.2011 №162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия»
  4. Басков В.И. «Прокурорский надзор». Учебник для юр. вузов и факультетов. – М., 1995. … Алексеев А. Общий надзор: проблемы и перспективы // Законность, 1998. - №1. Байков А. Проблемы развития российской прокуратуры // Законность, 1998. - №7
 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.