Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Мангир А.В.

К вопросу о понятиях ресоциализации и реабилитации несовершеннолетних правонарушителей в России в практике специализированных субъектов предупреждения

Новосибирский государственный университет экономики и управления

This work pays attention to the main key problems, established in practical person an resocialization of minor offenders. Irectly analysis of notional device is conducted on questions of rehabilitations, readaptation, resocialization minor, as well as problems, appearing before specificed organs of warning to criminality minor.

Reywords: minor; socialization; resocialization; readaptation; rehabilitation; criminality.

Эта работа обращает внимание на основные ключевые проблемы, сложившиеся в практике ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей. Непосредственно проводится анализ понятийного аппарата по вопросам реабилитации, реадаптации, ресоциализации несовершеннолетних, а также проблем, возникающих перед специализированными органами предупреждения преступности несовершеннолетних.

Ключевые слова: несовершеннолетние; социализация; ресоциализация; реадаптация; реабилитация; преступность.

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции Российской Федерации).

Комплексная работа по минимизации уровня рецидивной преступности – одно из основных направлений противодействия криминализации общества, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечения национальной безопасности России в целом. Необходимость такой работы обусловлена наличием в социуме достаточно многочисленного количества представителей «группы риска» из числа лиц, подвергавшихся уголовным наказаниям. Данный контингент подразделяется на две категории:

● лица, желающие, но не имеющие возможностей вернуться к нормальному образу жизни, в силу объективных причин. Таких как – затруднения с трудоустройством, а также жилищные, медицинские, семейные и иные значимые социальные проблемы, возникающие по отбытии уголовного наказания в виде лишения свободы;

● лица со стабильными антисоциальными установками, стремящиеся в любых условиях удовлетворять свои нужды преимущественно незаконными способами. Данная категория представляет наибольшую общественную опасность. Её представители постоянно нагнетают криминальный фон, дестабилизируют нормальную жизнь законопослушных граждан, становятся катализаторами вовлечения в противоправную деятельность новых участников, формируют основу организованной преступности и экстремизма [1.].

Прежде чем начать рассматривать вопрос ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, стоит обратить внимание на то, что же такое «социализация личности».

Социализация личности представляет собой процесс вхождения личности в общество, её взаимодействие с ним.

Известны три системы социализации - врастания молодежи в мир взрослых (В.Т. Лисовским). Первая - направленная социализация. Ее создает социальная система, в лице своих постоянных социальных институтов (семья, детский сад, школа). Вторая - система «стихийной» социализации. Сюда относят обычно все то, что обобщают словом «улица», детские и подростковые компании, влияние средств массовой информации, книг, искусства. Третья система - самовоспитание личности, ее способность к принятию решений.

Социализация осуществляет передачу социального и культурного опыта поколений. Центральное звено социализации - значимая деятельность. И если ее нет, энергия направляется на «дискотечно-потребительское» времяпрепровождения, утверждение себя лишь в сфере развлечений[2. С. 516.].

Всё это приводит в конечном итоге вовлечению или т.н. «вхождению» несовершеннолетних в преступный мир, тем самым пополняя ряды правонарушителей.

Процесс социализации личности, по мнению О.Г. Шапиева, к которому присоединяемся и мы, можно разделить на несколько этапов:

1) становление человеческой личности, ее формирование. Этому способствует семья, где человек усваивает целую систему ценностей, определяющих в дальнейшем его нравственную и социальную позицию. Данная ступень - исключительно важный момент нравственно-правовой социализации личности, хотя нуждается в дальнейшем развитии;

2) восприятие нравственным сознанием индивида норм права в форме закона. На этой ступени в личности человека формируются качества гражданина;

3) третий этап имеет место только тогда, когда право воспринимается субъектом как нравственная ценность. На данной ступени нравственные ценности и нормы права отражаются в сознании индивида в теснейшем единстве, т.е. когда можно говорить о полной включенности индивида в общественные процессы. Только на этой, третьей, ступени развития правовые ценности приобретают для человека конкретную значимость и выступают средством формирования активной, одобряемой обществом жизненной позиции личности [3.].

Говоря о социализации несовершеннолетнего, необходимо рассматривать первые два этапа.

Следующее понятие, которое необходимо рассмотреть в заявленной теме, это реабилитация. Реабилитация [новолатин. rehabilitatio] (книжн.) представляет собой восстановление прежней, незапятнанной репутации, опровержение обвинений.

Ресоциализация - в криминологии - процесс повторного вживания бывшего преступника в систему представлений о ценностях, существующих в обществе (ре + лат. socialis – общественный). Один из аспектов реабилитации. Характеризуется возвращением или укреплением социальных связей, устранением проявлений общественной дезадаптации [4.].

При этом нужно помнить, что в словарях существуют и иные значения указанного термина.

1) Ресоциализация - (от лат. re - приставка, указывающая на повторное, возобновляемое действие, и socialis - общественный) - англ. resocialization; нем. Resozialisierung. 1. Вторичная социализация, происходящая на протяжении всей жизни индивида в связи с изменениями его установок, целей, норм и ценностей жизни. 2. Процесс приспособления девиантного индивида к жизни без острых конфликтов.

2) Ресоциализация - усвоение новых ценностей, ролей, навыков взамен прежних, неправильно усвоенных, устаревших или же в связи с переходом в принципиально иные социальные условия.

3) Ресоциализация - процесс усвоения новых норм, ценностей, мировоззрения и моделей поведения.

4) Ресоциализация - (resocialiwtion). Вид личностного изменения, при котором зрелый индивид принимает тип поведения, отличный от принятого прежде.

5) Ресоциализация - процесс усвоения новых ролей, ценностей, знаний на каждом этапе жизни.

Социализация личности несовершеннолетнего – есть многогранный процесс формирования человеческой личности, связанный с усвоением системы ценностей, восприятием индивидом норм права в форме закона.

Ресоциализация личности несовершеннолетних правонарушителей есть одна из форм социализации личности несовершеннолетних, осуществляемой специфическими средствами и методами, но это лишь стадия формирования личности.

Характерные особенности ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей:

- протекает после освобождения;

- начинается с момента освобождения и завершается достижением соответствия между требованиями-ожиданиями общества и поведением ранее осуждённого;

 - основная задача – приобщение к жизни без правоограничений в новой или меняющейся социальной среде и добровольное подчинение нормативным требованиям;

- зависит от адаптационных навыков и способностей, присущих индивиду изначально и воспитанных в условиях исполнения наказания;

- зависит от соотношения системы личностных установок освобождённого и требований, предъявляемых средой;

- может быть обеспечена лишь при наличии взаимообусловленной социальной направленности микросреды и личности судимого.

В процессе ресоциализации криминологи выделяют проблемы, подразделяемые на две категории[5]:

а) связанные с удовлетворением определённых потребностей (т.е. связанные с созданием внешних условий жизнедеятельности личности несовершеннолетних) - объективные обстоятельства;

б) связанные с вхождением освобождённого в микросреду (семью трудовой коллектив, ближайшее бытовое окружение) – личностные качества лица и его поведение, т.е. факторы субъективного плана.

Восстановление нормальных коммуникативных связей – важнейший процесс ресоциализации несовершеннолетних, т.е. установление бесконфликтных отношений. Это должно приводить к утверждению морально-нравственных ценностей в создании бывших осуждённых.

Несовершеннолетним свойственен разрыв между нравственными ценностями, которые они признают, и теми, которым фактически следуют. Серьезное обстоятельство, затрудняющее ресоциализацию и реадаптацию – действие криминальной субкультуры, процветающей в воспитательных колониях; неформальное социальное окружение, влияющее на систему взглядов, ценностных ориентаций и стереотипов поведения несовершеннолетних правонарушителей [5].

С учетом всего вышесказанного представляется возможным согласиться с мнением П.В. Иванова о том, что социализацию личности несовершеннолетнего можно определить как многогранный процесс формирования человеческой личности, усвоение системы ценностей, восприятие сознанием индивида норм права в форме закона. В данном аспекте следует отметить, что ресоциализация несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, является одной из форм социализации личности несовершеннолетнего, осуществляемой специфическими средствами и методами, речь о перевоспитании идти не может, поскольку, говоря о несовершеннолетних, их личности находятся в стадии формирования. Принятие решения об изоляции несовершеннолетнего - не самоцель, а именно способ в специфических условиях социализировать личность, адекватную обществу [5].

Список литературы:

  1. Режим доступа: [Электронный ресурс http://prisonlife.ru/analitika/487-sravnitelnyj-analiz-otechestvennogo-i.html].
  2. Лисовский В.Т. Молодежь России в зеркале криминологии. В кн.; Криминология - XX век / Под ред. В.Н. Вурлакова, В.П. Сальникова. - СПб., 2000.
  3. Вяткин Д.М. Социализация личности несовершеннолетнего /Вяткин Д.М. // «Вопросы ювенальной юстиции», 2007, № 3. [Режим доступа: Электронный ресурс: Правовая справочная система «Консультант+»].
  4. Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. Режим доступа: [Электронный ресурс http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C%20%D0%A3%D1%88%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0/]
  5. Иванов П.В. Проблемы социальной адаптации несовершеннолетних, освобожденных из мест лишения свободы /Иванов П.В. // «Вопросы ювенальной юстиции», 2008, № 6. [Режим доступа: Электронный ресурс: Правовая справочная система «Консультант+»].
 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.