УДК 378:72
Вострикова Ю. В.
Формирование профессиональных компетенций студента-архитектора в рамках дисциплины «Живопись и архитектурная колористика»
Ухтинский государственный технический университет
In this work process of formation professional competence at the student-architect on an example of the analysis of the baccalaureate program of training of painting and architectural chromatics is considered.
Keywords: professional the competence; the student-architect; architectural education; painting and architectural chromatics; natural tasks; abstract colour exercise .
В данной работе рассмотрен процесс формирования профессиональных компетенций у студента-архитектора на примере анализа бакалаврской программы обучения живописи и архитектурной колористике.
Ключевые слова: профессиональные компетенции; студент-архитектор; архитектурное образование; живопись и архитектурная колористика; натурные задания; абстрактное цветовое упражнение.
В современном обществе одной из актуальнейших проблем является повышение качества образования. В «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» понятие «компетенция» выводит на новый уровень понятия «подготовленности» и «образованности», объединяя формируемые у студента знания, умения и владения. Формирование компетентной личности студента через освоение им общекультурных и профессиональных образовательных компетенций является главной целью модернизированного высшего образования.
В архитектурном образовании главной задачей является обучение студента методу архитектурного проектирования. В основе творческой архитектурной деятельности лежит метод позитивного созидательного преобразования человеком окружающей среды. В процессе обучения сознание и мышление студента должно стать более профессиональным, «архитектурным». Для этого государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования нового поколения предусматривают формирование базовых общекультурных и профессиональных компетенций. По новой бакалаврской программе за всё время обучения у студента-архитектора должно быть сформировано более 20 общекультурных и 18 профессиональных компетенций.
В процессе освоения дисциплины «Живопись и архитектурная колористика» формируются следующие профессиональные компетенции (ПК):
- способность разрабатывать архитектурные проекты согласно функциональным, эстетическим, конструктивно-техническим, экономическим и другим основополагающим требованиям, нормативам и законодательству на всех стадиях: от эскизного проекта – до детальной разработки и оценки завершенного проекта согласно критериям проектной программы (ПК-1);
- способность использовать воображение, мыслить творчески, инициировать новаторские решения и осуществлять функции лидера в проектном процессе
(ПК-2);
- способность демонстрировать пространственное воображение, развитый художественный вкус, владение методами моделирования и гармонизации искусственной среды обитания при разработке проектов (ПК-4);
- способность грамотно представлять архитектурный замысел, передавать идеи и проектные предложения, изучать, разрабатывать, формализовать и транслировать их в ходе совместной деятельности средствами устной и письменной речи, макетирования, ручной и компьютерной графики, количественных оценок (ПК- 9);
- способен транслировать накопленные знания и умения в образовательных программах (ПК-11).
В результате освоения дисциплины студент должен владеть разнообразными техническими приемами и средствами межпрофессиональных и публичных коммуникаций; способен выражать творческие идеи и проектные решения содержательно ясно и технически грамотно (укрупнённая базовая компетенция).
Живописная и колористическая подготовка – важная составляющая в образовании будущего архитектора, оказывающая большое влияние на его творческую деятельность.
Структура обучения живописи и архитектурной колористике является двухуровневой, первый раздел программы посвящен изучению закономерностей живописного изображения и композиционных приемов его формирования, второй раздел - методике работы над живописной композицией и архитектурной колористикой. Главной задачей дисциплины является формирование художественной культуры и цветового композиционного мышления студентов, выработка профессиональных навыков в изобразительной работе и прикладной колористике. В программе по живописи заложено изучение студентами основных закономерностей восприятия цвета; развитие у студентов чувства цветовой гармонии; изучение различных живописных техник; изучение основ цветовой композиции; умение применять полученные знания в учебных натурных работах и творческих работах по воображению. Весь блок архитектурных профильных дисциплин формирует специальные и общие свойства личности, такие как пространственное мышление, зрительная память, способности к конструированию, творческое воображение, способности к анализу и синтезу, необходимые для успешного освоения в университете специальности архитектора.
В программе по живописи и архитектурной колористике все задания расположены в методической последовательности от простого к сложному, от колористических абстрактных упражнений к закрепляющим полученные знания натурным и фантазийным работам. К примеру, самым первым заданием по живописи является колористические упражнения на контрастное и нюансное сочетание цветов. Здесь сразу же выявляется степень начальной подготовки студента и возможные пробелы в знаниях колористических основ. В этом задании от студента требуется знать композиционные правила, теорию гармонических сочетаний цветов; уметь практически применять эти знания в работе, т. е. грамотно выстраивать композицию в листе, гармонично сочетать в работе контрастные и нюансные цвета; владеть гуашевой техникой живописи. Специфика изобразительных дисциплин такова, что трудно бывает провести границу в этих знаниях, умениях и владениях, чтобы разделить их на конкретные профессиональные компетенции. Но в комплексе все они формируют в этом задании способности вести работу от эскиза через детальную проработку к завершающему этапу (ПК-1), способности грамотно выполнять задание колористическими средствами (ПК-9), развитый художественный вкус в составлении и цветовом решении абстрактной формальной композиции (ПК-4).
Следующие программные задания по живописи предполагают выполнение на основе предыдущих колористических упражнений натурных натюрмортов на контраст и нюанс в различных живописных техниках (акварельной отмывке, «лоскутной» и пуантельной гуашевой технике). Эти академические задания продолжают формировать профессиональные компетенции предыдущего задания и расширяют их, углубляя знания закономерностей восприятия различных цветовых сочетаний и умения выявлять объём предметов средствами живописи.
Формальные колористические упражнения продолжает сложное творческое задание – абстрактный психологический портрет. В этом интересном нестандартном задании студентам необходимо передать основные психологические черты портретируемого с помощью сочетания абстрактных цветовых пятен и форм. Здесь продолжают формироваться предыдущие профессиональные компетенции, кроме того, в этом задании особый акцент ставится на способности студента к творческой работе воображения, когда ему необходимо трансформировать реальный образ в абстрактные формы (ПК-2).
Непосредственно архитектурная тема начинается с выполнения натурного живописного интерьера и завершается итоговой работой – цветовой концепцией архитектурного объекта по представлению или воображению. В этих сложных заданиях студент должен продемонстрировать знания композиционных правил и построения в прямой линейной и перцептивной перспективе, законов светоцветовой среды, общего колорита, уметь изображать архитектурные формы в угловой и фронтальной линейной перспективе, передавать глубинное пространство с помощью воздушной перспективы средствами живописи, владеть различными живописными техниками и материалами. Все эти знания, умения и навыки формируют у студента в процессе выполнения этого задания способности демонстрировать пространственное воображение при анализе структуры архитектурного объекта и его раскладке на планы, развитый художественный вкус в цветовом решении работы (ПК-4), способность композиционно грамотно представлять замысел работы в различных живописных техниках (ПК-9), транслировать накопленные знания и умения в конкретном задании (ПК-11).
Именно в этих заключительных работах окончательно формируются профессиональные компетенции архитектора-колориста: способности разрабатывать художественно-выразительные архитектурные идеи и замыслы от стадии эскиза до завершающего этапа через детальную живописную проработку; способность демонстрировать пространственное воображение, развитый художественный вкус в натурных и фантазийных работах искусственной среды обитания; способность живописно и композиционно грамотно представлять конкретный архитектурный замысел; использовать воображение, мыслить творчески во всех профессиональных работах.