УДК 616-071.2:616-053.4:612.821
Орлова И.И., Синдеева Л.В.
изменчивость телосложения и психологического статуса детей при использовании многомерных дидактических средств
Красноярский государственный медицинский университет
им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого
В данной статье рассматриваются вопросы физического и психологического развития детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные учреждения, применяющие различные методики воспитания. Применение многомерных дидактических средств оказывает положительные влияние на психологический статус ребенка.
Ключевые слова: телосложение, психический статус, многомерные дидактические средства, соматотип, антропометрия, дети, физическое развитие.
In this article discusses the physical and psychological development of preschool children attending pre-school educational institutions that use different methods of education. The use of multi-dimensional teaching tools has a positive impact on the psychological status of the child.
Key words: constitution, mental status, dimensional teaching tools, somatotype, anthropometry, children, physical development.
Состояние здоровья подрастающего поколения — один из основных индикаторов качества окружающей среды [1].
Общеизвестно, что физическое развитие детей и подростков является одним из информативных показателей уровней оценки здоровья населения. Простота и доступность антропометрических измерений среди детских контингентов, информативность получаемых данных придают физическому развитию наряду с показателями заболеваемости и медико-демографическими данными значение объективного критерия санитарно-гигиенического благополучия населения [2;3]. Сложившаяся в Российской Федерации сложная социально-экономическая ситуация в последние десятилетия на фоне негативной динамики процессов роста и развития детей и подростков обусловливает особую актуальность подобных исследований [4].
Проблема здоровья детей и подростков на современном этапе является одной из самых актуальных и сложных. Ее решение в общеобразовательных учебных заведениях во многом зависит от организации учебного процесса. Многие детские сады и школы на сегодняшний день не имеют необходимых средств, методов и форм, которые бы позволили подготовить фундамент здоровья детей - сформировать у них адаптационные механизмы к физическим и психологическим нагрузкам [5].
В дошкольном и младшем школьном возрасте оптимальная двигательная активность и физическое воспитание являются ведущими факторами в сохранении здоровья, физическом и психическом развитии ребенка [6].
В настоящее время широко распространяются различные авторские педагогические методики тестирования физической подготовленности детей.
Изучая специальную литературу и систематически проводя обследование детей, педагоги пришли к выводу, что современный детский сад и школа без применения новых авторских методик, не может сформировать и поддержать должное физическое развитие и психофизическую подготовленность к той или иной деятельности, а также устранить ряд причин, которые могут привести к заболеванию.
Применение разнообразных по объему и интенсивности физических и психических нагрузок должно быть оптимальным в пределах конкретных, свойственных данному этапу возрастного развития физических, физиологических и психических стандартов, а также педагогических норм [7]. В раннем детстве закладываются основы развития мышления ребенка, он постепенно переходит от внешних ориентировочных к мыслительным действиям, используя образы, произвольные формы запоминания и воспроизведения, развиваются все психологические сферы ребенка [8].
Целью исследования явилось выявление характера изменений соматического и психологического статуса детей под влиянием авторских методик физического воспитания и психологического развития.
Задачи исследования:
-
Провести антропометрическое обследование детей основной группы и группы сравнения.
-
Провести анализ наглядно-действенного мышления, внимания, памяти, речи, воображения, эмоциональной, волевой и моторной сфер.
Проведено антропометрическое обследование 74 детей. Из них 41 посещали детский сад, активно использующий многомерные дидактические средства в процессе физического воспитания, составившие основную группу, а 33 ребенка являлись воспитанниками детского образовательного учреждения (ДОУ), в котором занятия физической культурой осуществляются традиционно. Эти дети составили группу сравнения. Методология многомерных дидактических средств включала спортивный комплекс, обучающую дорожку, вестибулярный круг, развивающие игрушки-головоломки и другие развивающие формы и средства. Обследование проводили в условиях ДОУ. Антропометрическое исследование проводилось по методике В. В. Бунака [9]. Определение компонентного состава тела осуществлялось по формулам J. Mateigka (1921). Определение соматотипа проводилось по индексу Rees-Eysenck (1945). Статистическая обработка полученных результатов проводилась с использованием непараметрического метода анализа данных. Сравнение двух независимых групп по количественному признаку проводилось с помощью критерия Манн-Уитни. Различия принимались значимыми при р<0,05. Необходимо отметить, что все обследованные подвержены влиянию одинаковых экологических условий и проживают в Свердловском районе г. Красноярска.
Для определения психологической готовности к школьному обучению были использованы следующие блоки методик: диагностика наглядно-действенного мышления, внимания, памяти, эмоционально-волевой, моторной, личностной сфер, воображения и речи.
Исследование показало, что длина тела мальчиков основной группы составляет 114±1,2 см, что достоверно (p<0,05) меньше аналогичного показателя группы сравнения (121,9±3,3 см). При этом масса тела мальчиков в обеих группах в среднем была практически одинаковой (22,1±0,9 кг и 23,6±0,8 кг соответственно). У девочек отмечается аналогичная тенденция по длине и массе тела, однако выраженных различий по данному показателю выявлено не было (109,1±1,6 см и 111,7±2,0 см; 19,2±0,8 кг и 21,7±1,5 кг).
Самым распространенным соматотипом в обеих группах среди мальчиков был нормостенический (73,1% в основной группе и 80% в группе сравнения), астенический и пикнический соматотипы регистрировались нечасто (в основной группе 11,5% и 15,4%, а в группе сравнения 13,3% и 6,7% соответственно). Среди девочек нормостенический соматотип также выявлялся чаще других. Так в основной группе девочек-нормостеников выявлено 66,7%, в группе сравнения 91,7%. Пикнический соматотип в основной группе 6,7%, в группе сравнения не встречался. Астенический соматотип составил соответственно 26,7% и 8,3%.
Анализ данных психологического тестирования выявил ряд важных различий (табл. 1).
Таблица 1
Характеристика показателей психологического статуса детей
Показатели |
Высокий уровень, % детей |
Средний уровень, % детей |
Низкий уровень, % детей |
|||
Основная группа |
Группа сравнения |
Основная группа |
Группа сравнения |
Основная группа |
Группа сравнения |
|
Наглядно-действенное мышление |
48,8 |
15,6 |
39 |
50 |
12,2 |
34,4 |
Внимание |
70,7 |
28,1 |
19,5 |
25 |
9,8 |
46,9 |
Память |
75,6 |
31,3 |
22 |
53,1 |
2,4 |
15,6 |
Волевая сфера |
26,3 |
5,9 |
42,1 |
35,3 |
31,6 |
58,8 |
Речь |
73,2 |
22,6 |
24,4 |
64,5 |
2,4 |
12,9 |
Эмоции |
75,6 |
68,8 |
19,5 |
28,1 |
4,9 |
3,1 |
Моторика |
61 |
12,1 |
24,4 |
36,4 |
14,6 |
51,5 |
Воображение |
70,7 |
25 |
22 |
59,4 |
7,3 |
15,6 |
По показателю наглядно-действенного мышления дети основной группы значительно превосходят детей группы сравнения. Так высокий уровень данного показателя был выявлен у 48,8% детей, занимающихся методикой, включающей многомерные дидактические средства, что в 3 раза больше чем в группе сравнения. Также в основной группе в 2,5 раза чаще регистрировался высокий уровень устойчивости, продуктивности и переключаемости внимания. Почти в 3 раза чаще отмечалось высокоразвитое воображение. Память была лучше развита у детей основной группы. Если среди этих детей высокий уровень памяти отмечался в 75,6% случаев, то в группе сравнения только у 31,3%. Очень редко у детей основной группы регистрировался низкий уровень развития речи. Развитие эмоциональной сферы у детей обоих ДОУ находится на высоком уровне.
Самые выраженные межгрупповые различия были выявлены по показателям волевой сферы и моторики. Так число детей с высокой волевой сферой у детей основной группы было в 4,5 раза больше, чем у детей группы сравнения. Хорошо развитая моторика регистрировалась более чем в 5 раз чаще у детей основной группы.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Методика воспитания, включающая многомерные дидактические средства оказывает благотворное влияние на психологический статус растущего организма. Особенно это относится к развитию познавательных процессов, показатели которых у детей основной группы выражены значительно лучше, чем у детей, воспитывающихся по традиционным методикам.
2. Изучение влияния выше упомянутой методики на соматический статус требует дальнейшего более длительного изучения.
Литература:
1. Масюк В.С. Состояние иммунной системы детского населения Карелии как биомаркер влияния окружающей среды: Автореф. дис. канд. мед. наук. – Архангельск, 2003. — 19 с.
2. Воронцов И.М. Закономерности физического развития детей и методы его оценки. — Л.: Изд-во ЛПМИ, 1986. — 65 с.
3. Леонов А. В. Физическое развитие школьников Нижнего Новгорода // Российский педиатрический журнал. — 2004. — № 3. — С. 10-14.
4. Масюк В.С., Шабалина И.М. Физическое развитие детей и подростков республики Карелия // Экология человека. – 2006. – №2. – С. 28-33.
5. Бурханов А.И., Хорошева Т.А. Состояние здоровья учащихся школ различного профиля // Гигиена и санитария. – 2006. – №3. – С. 58-61.
6. Кучма В.Р. Новые подходы к интеграции профилактических и оздоровительных технологий в образовательном процессе / В.Р. Кучма, П.И. Храмцов, Е.Н. Сотникова // Гигиена и санитария. – 2006. – №1. – С. 61-64.
7. Двигательная активность детей. Концептуальные и методологические основы / И.И. Ольгин, В.Н. Шурдукалов, В.Л. Тюканов и др. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2008. – 180 с.
8. Кондратьев С.В. Восприятие как интегративный познавательный процесс и основа для типизации учащихся // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. – 2009. – №12. – С. 87-93.
9. Бунак В.В. Антропометрия. – М.: Наркомпрос РСФСР, 1941. – 368 с.