Тарасенко В.А.
ПОКАЗАТЕЛИ ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ И ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Восточно-Сибирский институт МВД России
Эта работа о роли специально разрабатываемых оценочных систем при оценке пожарной опасности объектов и подвижного состава железнодорожного транспорта России.
Ключевые слова: экспертные оценки, показатели пожарной опасности.
Значительная роль при оценке пожарной опасности объектов и подвижного состава железнодорожного транспорта России принадлежит специально разрабатываемым оценочным системам, которые должны включать такие важные составляющие как: перечень показателей, характеризующих объект принятия управленческого решения; оценку сравнительной важности показателей; шкалы для оценки объектов по показателям; формирование принципа выбора.
На пожарную опасность объектов и подвижного состава железнодорожного транспорта России оказывают влияние многочисленные показатели, которые, с одной стороны, должны адекватно отражать степень достижения цели, а с другой - быть количественно измеримыми. В случае, когда показатели носят качественный характер, в задачу экспертов входит установка их количественных значений. Решение всех возникающих проблем исследования осуществлялась на основе материалов (статистических, экспертных, прогнозных и т.д.). В качестве примера была выбрана Восточно-Сибирская железнодорожная магистраль.
В состав Восточно–Сибирской железной дороги входят - Улан-Удэнская, Иркутская, Черемховская, Тайшетская, Вихоревская дистанции пути. Каждая из вышеперечисленных дистанций пути имеет определенные предприятия, обеспечивающие нормальное функционирование экономики региона. Основными предприятиями, представляющими пожарную опасность на Восточно–Сибирской железной дороге являются: вагонное депо; деревообрабатывающий комбинат; дорожные электромеханические мастерские; комбинат железобетонных конструкций; дистанция гражданских сооружений; путевая машинная станция; дистанция пути; щебеночный завод; локомотивное депо; шпалопропиточный завод.
Для того чтобы определить и оценить пожарную опасность системы ВСЖД, необходимо разделение показателей по двум направлениям: показатели пожарной опасности объектов, относящиеся к железнодорожному транспорту и показатели пожарной опасности подвижного состава.
Все ниже перечисленные показатели выбраны для исследования по целому ряду существенных причин. Во-первых, они наблюдаемы, то есть имеется систематическая статистика, ежегодно формируемая соответствующими службами, во-вторых, именно эти факторы оказывают по-настоящему существенное влияние на пожарную опасность рассматриваемого объекта исследования, и в-третьих, выбор вышеизложенных показателей был основан на решениях высококвалифицированных экспертов.
В результате, изложенных выше требований, из предварительно отобранных 68 показателей, определяющих пожарную опасность объектов Восточно–Сибирской железной дороги, в качестве основных выбраны 8 относительных показателей, в частности: количество зданий, имеющих чердаки, количество зданий, имеющих подвалы, сумма поэтажных площадей, отнесенных по пожаровзрывоопасности к категории В, сумма поэтажных площадей, отнесенных по пожаровзрывоопасности к категории Г и Д, срок эксплуатации основного оборудования, максимальная численность людей в расчете на одно здание; количество зданий 1-2 степени огнестойкости, количество зданий 3 степени огнестойкости.
Подвижной состав железнодорожного транспорта так же характеризуется определенной пожарной опасностью. В результате проведенных исследований выделены следующие показатели пожарной опасности: максимальная численность людей в расчете на единицу пассажирского подвижного состава, максимальная численность людей в расчете на единицу грузового подвижного состава, средний срок эксплуатации основного оборудования единицы подвижного состава, среднее количество перевозимых ЛВЖ И ГЖ в сутки, среднее количество перевозимого угля в сутки, среднее количество перевозимых горючих газов в сутки, среднее количество перевозимой древесины в сутки, среднее количество перевозимого хлора в сутки.
Немаловажным при определении комплексного показателя пожарной опасности как объектов, так и подвижного состава железнодорожного транспорта представляется напряженность обстановки с пожарами.
Аналогичным образом выделен целый ряд показателей напряженности обстановки с пожарами, в частности: количество пожаров в год на локомотивах, количество пожаров в год на пассажирских вагонах, количество пожаров в год на грузовых вагонах, количество пожаров в год на дизельных локомотивах, количество пожаров в год на электропоездах, количество пожаров, произошедших в результате короткого замыкания электропроводки, количество пожаров, произошедших в результате поджога, количество пожаров, произошедших в результате нарушения правил пожарной безопасности при проведении огневых работ, количество пожаров, произошедших в результате старения оборудования, количество пожаров, произошедших в результате нарушения режимов эксплуатации технологического оборудования, количество пожаров, произошедших в результате неосторожного обращения с огнем, количество пожаров, произошедших в результате искр статического электричества, количество погибших людей при пожарах, количество травмированных людей при пожарах.
Таким образом, на основе проведенных исследований с использованием экспертных оценок, определены основные группы показателей, которые можно применять в последующем для расчета критерия пожарной опасности такой системы, как Восточно–Сибирская железная дорога.