Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Луницына Е.В.

ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА В ИНВЕСТИЦИОННОМ ПРОЕКТЕ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ЮЖНОЙ ЯКУТИИ

Сибирский государственный университет путей сообщения

 

Сформулирован ряд задач реализации проектов развития региона. Приведены некоторые сведения по составу и эффективности проекта комплексного развития Южной Якутии. Подчеркивается необходимость системного исследования устойчивого развития производительных сил региона и создания транспортной инфраструктуры.

Ключевые слова: проект, опорная транспортная сеть, железные дороги, автомобильные дороги, эффективность.

A set of tasks for realization of the projects for development of the region was stated. Some information about the content and effectiveness of the project for the integrated development of South Yakutia is given. It is emphasized that there is a necessity of a systemic research of a steady development of regional productive forces and a necessity of building of transport infrastructure.

Key words are a project, a supporting transport network, railways, automobile roads, effectiveness.

 

Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года предусмотрены три варианта развития экономики. Среди них основным признается вариант инновационного развития и, как вспомогательный – энерго-сырьевой вариант. По-видимому, Российская Федерация на ближайшие годы обречена развиваться по последнему сценарию и лишь в отдаленном будущем возможно выйдет на инновационный сценарий. В этой связи целесообразно обратиться к транспортной стратегии РФ на период до 2020 года, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 мая 2005 года №45. В ней продекларированы принципы  развития транспортной инфраструктуры, среди которых особое место уделяется сокращению диспропорций в развитии инфраструктуры различных регионов, увязанной с развитием коммуникаций энергетики и других инфраструктурных отраслей.

Энерго-сырьевой вариант развития экономики  РФ базируется на освоении новых месторождений полезных ископаемых и наращивании топливно-сырьевого экспорта. Он предполагает ускоренное развитие транспортной инфраструктуры для реализации конкурентного потенциала России в сфере транспорта и роста экспорта транспортных услуг. Реализация любого варианта требует научного обоснования функциональных программ по направлениям, формирующим устойчивое развитие региона, и технико-экономических расчетов их эффективности. Особое место занимает проблема их увязки, требующая решения следующих комплексов задач:

1.  Формирование целевых Программ развития региона с выделением Проектов их реализации;

2.   Комплексная оценка потребности в инвестициях;

3.  Технико-экономическое обоснование эффективности проектов с учетом состояния и прогноза развития производительных сил региона;

4.  Формирование источников инвестирования проектов с разработкой нормативно-правовой базы государственно-частного партнерства;

5.   Оптимизация сроков реализации проектов при обоснованных инвестициях;

6.  Оптимизация инвестиций в Проекты с определенными сроками реализации;

7.  Комплексная оценка рисков по каждому проекту и их совокупности;

8.  Разработка системы управления ресурсами и рисками;

9.  Формирование структур реализации проектов.

Энерго-сырьевой вариант развития экономики в первую очередь связан с развитием производительных сил Сибири и Дальнего Востока. Первоочередной задачей становится формирование опорной транспортной сети региона. Это – железные и автомобильные дороги, обеспечивающие освоение природных ресурсов, связь населенных пунктов, экономических центров с магистральными путями сообщения.

Одним из перспективных регионов реализации энерго-сырьевого варианта развития экономики является Южная Якутия. Исследования эффективности этого проекта являются актуальной проблемой.

Обоснование комплексного и планомерного развития региона выполнено в "Схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года", рассмотренной и одобренной Правительством Российской Федерации в феврале 2007 года (протокол заседания Правительства Российской Федерации №5 от 8 февраля 2007 года).

Схемой комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Якутии до 2020 года на Дальнем Востоке России предусматривается создание многоотраслевого промышленного района. Его основой станет природно-ресурсный потенциал Южной Якутии, освоение которого базируется на транспортной и электросетевой инфраструктуре этого региона. Без участия государства и крупных инвесторов его реализация сомнительна. Поэтому, инвестиционный проект "Комплексное развитие Южной Якутии" требует многократной экспертизы, дополнительных системных исследований.  Определенные данным документом государственные расходы по реализации проекта в 25 % от общей стоимости работ (из средств Инвестиционного фонда проектирования и строительства отдельных промышленных объектов, железных и автомобильных дорог, линий электропередач), а также расходы частных инвесторов в 75 % требуют дополнительных обоснований. При этом главной задачей становится окупаемость проекта и его доходность, права собственности.

Цель проекта определена как «Создание на основе принципов государственно-частного партнерства условий для формирования на Дальнем Востоке России, в целом, и в Республике Саха (Якутия), в частности, нового крупного промышленного района на базе объектов гидроэнергетики и кластера промышленных производств (гарантированных потребителей электроэнергии), преимущественно связанных с глубокой переработкой имеющихся на территории полезных ископаемых».

В состав инвестиционного проекта "Комплексное развитие Южной Якутии" включены проектные и строительные работы на следующих объектах: Канкунская ГЭС; Эльконский горно-металлургический комбинат; Южно-Якутское горно-металлургическое объединение; Селигдарский горно-химический комплекс; Инаглинский угольный комплекс; Якутский центр газодобычи; электросетевая инфраструктура (ВЛ «Канкунская ГЭС – Нерюнгри» и подстанция «Нерюнгри», ВЛ «Канкунская ГЭС – Алдан» и подстанция «Алдан», электроснабжение Эльконского ГМК, Тарыннахского и Таежного ГОКов, Селигдарского ГХК, Инаглинского угольного комплекса).

В ходе реализации инвестиционного проекта "Комплексное развитие Южной Якутии" будут построены железные дороги общей протяженностью около 270 км: Томмот – Эльконский ГМК (~ 53 км); Косаревский – Селигдарский ГХК (~ 13 км); Таежная – Таежный ГОК (~ 4 км); Чульбасс – Инаглинский угольный комплекс (~ 11 км); Икабьекан – Тарыннахский ГОК (~ 189 км).

Важное место в реализации инвестиционного проекта "Комплексное развитие Южной Якутии" займет проектирование и строительство автомобильных дорог Томмот – Эльконский горно-металлургический комбинат; Малый Нимныр – створ Канкунской ГЭС. Общая протяженность этих дорог 150 км. Они соединят федеральную трассу "Лена" с объектами федерального значения. Данная автодорожная инфраструктура будет способствовать как строительству, так и в последующем эксплуатации Канкунской ГЭС и Эльконского горно-металлургического комбината.

Укрупненными расчетами показано, что при финансировании этих проектов инвесторами и привлеченными кредитами проектирования и строительства объектов промышленности и инфраструктуры Проект в целом и отдельные проекты будут иметь отрицательные финансово-экономические показатели в 10-летнем периоде прогнозирования (табл. 1).

Таблица 1

Оценка эффективности проекта при государственной поддержке и ее отсутствии

 

 

Канкунская ГЭС

Эльконский ГМК

Проект в целом

С учетом государственной поддержки

NPV, млн. руб.

7 240

10 497

83 265

IRR, %

11,4

11,1

16,8

PBP(недисконтированный), лет

16,7

13,2

14,3

PBP(дисконтирован

ный), лет

 

 

34,4

31,6

20,3

Без учета государственной поддержки

NPV, млн. руб.

- 33 366

- 4 883

- 6 666

IRR, %

7,2

9,0

12,77

PBP(недисконтированный), лет

25,6

14,4

16,2

PBP(дисконтирован

ный), лет

не окупается

не окупается

Не

окупает

ся

 

В 2009 – 2011 годах планировалось разработать проектную документацию по Канкунской ГЭС, схемы выдачи мощности Канкунской ГЭС: ВЛ 500 кВ Канкунская ГЭС - Нерюнгри и ПС 500/220/110 кВ Нерюнгри; ВЛ 500 кВ Канкунская ГЭС - Алдан и ПС 500/220/110/10 кВ Алдан; проектную окументацию объектов внешнего электроснабжения промышленных предприятий; проектную документацию строительства автодорог: М. Нимныр - створ Канкунской ГЭС; Томмот – Эльконский ГМК; проектную документацию железных дорог: Томмот – Эльконский ГМК; Косаревский – Селигдарский ГХК; Таежная – Таежный ГОК; Чульбасс – Инаглинская ОФ; Икабьекан – Тарыннахский ГОК; проектную документацию: Таежного и Тарыннахского железорудных ГОКов; Эльконского горно- металлургического комбината; Селигдарского горно-химического комплекса; Якутского газоперерабатывающего и газохимического комплекса; Алданского завода моторных топлив; строительство Инаглинского угольного комплекса.

В 2009 году из средств Инвестиционного фонда РФ полностью профинансировано проектирование железнодорожной инфраструктуры в сумме 420,3 млн руб. Право проектирования железных дорог получено ООО "Омсктранспроект" с ценой государственного контракта 1 млрд 197 млн 434 тыс. 709 руб.

В 2009 году объем средств в сумме 92,5 млн. руб. направлен Инвестиционным фондом РФ, на проектирование автодорожной инфраструктуры по Южно-Якутскому проекту.

Генеральным проектировщиком является ОАО "Иркутскгипродорнии" с ценой государственных контрактов: по автодороге "Малый Нимныр – створ Канкунской ГЭС"  - 89, 798 млн руб.; по автодороге "Томмот – Эльконский ГМК" - 47,79 млн руб.

Ряд проектов находится в разной степени готовности. Отличительной особенностью нашего времени является низкая плановая и финансовая дисциплина, отсутствие ответственности за реализацию поставленных задач.

В конце 2011 г. предполагается уточнить проект и вынести его на рассмотрение инвестиционной комиссии для получения дальнейшей государственной поддержки.

 

 
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.