УДК: 316.37:159.923-057.87
Чугуенко В.М.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК БАЗОВОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ
Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко
В тезисах аргументируется идея о том, что в основе повышения качества жизни находится процесс социализации молодежи.
The improvement of liver’s quality is a result of youth’s socialization such is, the main idea of this article.
Ключевые слова: социализация качества жизни.
В современной нравственно-психологической ситуации, когда качество жизни для большинства населения ассоциируется однозначно с увеличением объема материальных ценностей, невозможно остановить сползание общества к роковой черте окончательного разделения на сверхбогатые нации и на погибающую в их отходах и умирающую от голода и недостатка питьевой воды сверхбедную часть населения земли. Естественно, возникает непростой вопрос о рациональном управлении общественным мнением в сфере потребления. Но всякое навязывание идеологии какой-либо социально-политической группы, особенно, если она обладает властью, в наше время вызывает резкий протест, поскольку связывается в общественном сознании с идеологическим насилием. С другой стороны, современная психология и социология быстро наращивают потенциал социальных технологий, успешно применяемых как эффективные средства влияния на общественное мнение в избирательных компаниях, в борьбе между оппозицией и властью, в формировании имиджа коммерческих, финансовых и производственных фирм, экономической и политической элиты общества, в утверждении стандартов потребления.
Успешное продвижение в этом направлении обострило ряд проблем методологического и этического характера в социологической культуре управления, в частности, в вопросе о соотношении и границах стихийной самоорганизации общества и сознательного, рационального воздействия на социальные и духовные процессы. Качество жизни как интегративный показатель уровня удовлетворения всего комплекса духовных, материальных, валеологических потребностей, как объективная социобиологическая основа развития и успешного применения способностей личности немыслима без свободы выбора индивидом своих занятий, образа жизни, убеждений и поэтому несовместима с чрезмерной заорганизованностью труда и быта людей. И всякие попытки решить эти вопросы за индивида, устранить стихийность в общественном процессе оборачиваются ростом сопротивления технократическим поползновениям.
Синтез механизмов внешнего воздействия на социальное поведение с внутренней мотивацией человеческих действий требует повышения социологической культуры управления. Данные многочисленных социологических исследований убедительно свидетельствуют, что молодежь успешней, чем старшее поколение, адаптируется к новым условиям. Дальнейшее совершенствование системы образования связано с повышением уровня практической подготовки учащихся к жизнедеятельности в условиях рыночной экономики, и прежде всего с усилением профоринтационной работы школы.
С этой целью необходима разработка соответствующих государственных программ, система информирования учителей о состоянии рынка труда, о требованиях работодателей к деловым и личным качествам претендентов на конкретные виды рабочих мест. Положительную роль могло бы сыграть создание региональных комиссий, общественных палат по социализации молодежи с участием представителей административных органов, просвещения и работодателей, а также социологический мониторинг общественного мнения учителей, учащихся и их родителей. В конечном счете, только на основе высокой социологической культуры возможно комплексное решение сложных проблем социализации как предпосылки достижения современного качества жизни.