УДК 812.091
Тхагазитов Ю.М.
Социокультурные основы изучения северокавказских литературт (штрихи к методологии)
Центр социально-политических исследований Кабардино-Балкарского научного центра РАН
Describes ways to reconstruct historical and cultural experience of North Caucasian peoples, defined by the internal ratios of folk-epic thinking and the national ethics.
Keywords: ethics, a type of consciousness, nation, culture, history, folklore.
В статье рассмотрены способы реконструкции историко-культурного опыта северокавказских народов, определяемыми внутренними соотношениями фольклорно-эпического мышления и национальной этики.
Ключевые слова: этика, тип сознания, нация, культура, эпос, фольклор.
В условиях крайней этнической перенасыщенности Северного Кавказа, редкой, даже в масштабах всей планеты, пестроты национального состава этого региона, коллективное мышление любого народа должно иметь механизмы, обеспечивающие неконфликтность сосуществования и обеспечивающее коммуникативные потребности общества. Подобный инструмент, как отмечают многие исследователи, был выработан многовековой практикой совместного проживания, выраженный в стандартах морально-этических оценок.
Архаичные формы презентативной культуры народов, в первую очередь – эпос и фольклор – напрямую зависят от этики и этикета, выступающих как главные основания эстетических воззрений, и эта связь тем четче, чем более масштабно и детализировано адатное пространство этноса и безусловности положений обычного права народов Северного Кавказа. Закрепленный характер имели даже самые незначительные моменты – вплоть до деталей одежды и оформления предметов быта.
Комплекс этикетных норм, таким образом, выступал в качестве особого механизма консолидации, посредством которого выражалась синкретическая сущность культурного пространства народов Северного Кавказа. Здесь не было и не могло быть ничего, что не входило бы как составная часть в этот единый организм, основу которого составляла мораль общества, и прежде всего это относится к эстетическим воззрениям этносов региона. Эти этнографические детали важны также как художественная точка отсчета в осмыслении формирования, становления и развития национальной литературы.
Система же этикетного мироустройства Северного Кавказа базировалась на концептах и категориях, имеющих непосредственное отношение к культу рыцарского начала мужчины, функциональные обязанности которого определяют и требования, например, к тому же внешнему облику в каждой конкретной ситуации, причем, связь между актуальным моральным императивом и эстетическим стандартом в своем своеобразии характерны именно для данного типа сознания.
Принимая эстетическое сознание как одну из производных (в его традиционной составляющей) сознания этического, мы должны будем предполагать, что в художественное мышление любого народа должны быть инкорпорированы элементы, отражающие функциональные роли национальной этики – в первую очередь, коммуникативную, уже упомянутую нами, и во вторых – упорядочения внутриэтнического общежития.
Существенным при этом видится то простое обстоятельство, что функции внешней коммуникации первоначально осуществлялись в границах этики элитарной, этики аристократических слоев общества. У народов Северного Кавказа на ранних этапах развития – в эпических текстах – торжествует сословная этика и эстетика дворянства. Структуры аристократической и общенародной этики по разному формировали аксиологическое пространство адыгского эстетического мышления, генерируя различные его параметры. Но в смысле рефлективных моделей на уровне художественного мышления, они функционировали одинаково, обусловив лишь эволюционные отличия в общем объеме адыгского фольклора.
Возвращаясь к истокам формирования адыгского эстетического сознания, мы остановимся на тех его компонентах, которые выкристаллизовались под влиянием наблюдения за окружающим миром – вне попыток его концептуального или эстетического осмысления. Понятно, что в первую очередь речь идет об особенностях восприятия реалий, детерминированных непосредственной средой обитания, этноландшафтом северокавказских народов.
Уже нельзя не учитывать и того факта что долго развивающиеся в тесном географическом соседстве и внутри одного политико-административного объединения, одной республики, культуры (литературы) приобретают генетически контактные связи, а также смыкаются на основе общности социально-исторического развития. В самом деле если рассматривать кабардинскую и балкарскую культуры (литературы), то вряд ли, казалось бы, можно говорить о необычайной интенсивности и взаимодействия и взаимовлияния: они принадлежат к различным языковым и этническим группам. Но в то же время нельзя не считаться с фольклорно-мифологическими традициями этих культур (литератур), восходящих к героическому эпосу «Нарты».
И что особенно важно подчеркнуть, после погружения в глубины национальных версий нартиады, с новыми открытиями (если таковые имеются) не мешало бы вернуться к идее о том, что «Нарты» - общее культурное наследие всех народов Северного Кавказа. Именно тогда, в большей степени и высветится в них исконно-неповторимое своеобразие.