Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Лаврентьева Н.А., Низова Е.С

ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ В РОССИИ

Муромский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования  «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

 

This  work is  analysis of characteristics of modern political elite in Russia, ways and methods of its updates

Keywords: elite; politicians; officials; bureaucracy

Эта работа о особенностях современной политической элиты в России, путях и методах её обновления

Ключевые слова: элита; политики; чиновники; бюрократия

Целью данной статьи является исследование особенностей формирования  российской политической элиты и ее качественных характеристик. Актуальность работы заключается в рассмотрении вопроса о том,  кто же нами управляет на самом деле?  

Для ответа на основной вопрос моей работы необходимо выяснить: что представляет собой правящий класс, чем «занимаются» политики. На мой взгляд, задачей политиков является управление обществом той страны, в которой они проживают, создание оптимальных условий для жизни всех членов общества: социальных групп и слоев населения. Элита играет важную ключевую роль в любом обществе, она неизбежна в любой политической системе, необходима для осуществления проектов, связанных с управлением. От качества нынешнего политического класса в России зависит развитие страны, реализации планов модернизации экономики и повышения благосостояния населения. Качество политической элиты во многом определяется ее нравственными характеристиками, профессиональным составом, а также моделями ее обновления. Чтобы эффективно управлять страной политик должен обладать специфическим набором качеств, таких как харизма, принципиальность, честность, порядочность, образованность и т. д. Все данные качества он должен проявлять на практике. И так ли это на самом деле происходит в реальной жизни?

Заглянув в прошлое, мы обнаруживаем подтверждение данного предположения. В первобытном обществе вожаком признавался людьми тот человек, который достиг определенных успехов в обеспечении себя продуктами, землей, умеющий защитить свою собственность и решающий спорные вопросы как внутри своей социальной группы, так и с соседними племенами.

По мере дифференциации общества это положение вещей потеряло свою актуальность: армия защищает границы государства, фермеры обеспечивают пищевыми ресурсами, производство – различными материальными благами. Политики занимаются регулированием вопросов, возникающих при взаимодействии этих структур, т.е управляют жизнью страны, но взаимодействуют они не непосредственно, а через посредников, управленческий аппарат, так называемых чиновников.

Характер отношений между политиками и чиновниками влияет на формирование принципиально различных типов государственной организации. Существуют два исторически сложившихся типа: патримониальный и рациональный. Патримониальные, или традиционные, системы являются примером личностного характера отношений между главой государства и чиновниками, поддерживаемого традицией. Чиновники получают власть «из рук» главы государства, харизматической личности, и отвечают ему личной преданностью. Власть воспринимается как личная привилегия, дающая определенные экономические преимущества. Такая власть не предполагает каких-либо обязанностей по отношению к обществу в целом.

Для систем власти рационального типа характерно преобладание формально-правового принципа управления. Доминируют отношения на основе формальных правил, регламентирующих деятельность чиновников и поддерживающих безличный порядок. Формируется новый тип чиновника – бюрократа, который руководствуется в своей деятельности не традиционными уставами, не личной волей главы государства, а служебными инструкциями. Такая власть обязывает четко исполнять свой долг.

Какой же тип отношений между политиками и чиновниками мы наблюдаем в России? В нашей стране частично встречаются элементы патримониального характера. Исходя из определения данного вида власти мы видим, что политики и чиновники не рассматривают свое положение в обществе как ответственность перед людьми, производящими материальные блага, а понимают ее как привилегию для улучшения своего материального положения, что является эгоистичным по отношению к обществу.

Проведем сравнительный анализ периода с 90-х по 2000-е гг. Для него является характерным противоборство старых и новых тенденций. Во времена правления президента Б. Ельцина стратегический центр новой элиты  располагался в экономических и юридических сферах. Наблюдается увеличение высокообразованных и молодых кадров. Элита привнесла в политическую жизнь новые представления и ценности. Такой механизм рекрутации кадров отражал активные желания сломать старую номенклатурную систему. Однако близость к власти пробудила множественные личные соблазны. Первыми результатами «шоковой терапии» стала проведенная «на скорую руку»  приватизация госимущества, мгновенное обогащение «предпринимателей», с одной стороны, и резкое повышение цен и полное обнищание большинства народа, с другой. Отсутствие опыта управления государством у молодых демократов в новых идеологических и экономических условиях было серьезной проблемой, они быстро потеряли доверие населения.

Пафос разрушения коммунистической системы привел не к быстрому построению демократического государства, основанного на разделении властей и профессионализации правящего аппарата, а к борьбе за  власть на местах и в результате к ослаблению центра политической власти и управленческому хаосу. Этап правления Ельцина завершается процессом ослабления всех институтов власти и прежде всего, федерального центра.

С приходом во власть В.Путина тенденция развития страны резко переменилась. Первостепенной задачей новой элиты стало восстановление управляемости страной, для чего необходимо было реформировать структуру правительственной элиты и изменить принцип рекрутации кадров.

В период президентства В. Путина набор элиты  в определенной мере осуществлялся посредством видимых неформальных механизмов: личных связей, землячества, протекционизма. На основании этого можно говорить о сильном влиянии традиционно российских неформальных подходов к формированию власти в целом. В отсутствии реальной опоры и новых наработанных механизмов формирования политической элиты В. Путину ничего не оставалось, как использовать знакомый ему и проверенный жизнью ресурс – надежных коллег по прежней службе. Но учитывая высокий уровень образования и профессионального опыта «наведения порядка» команды В.Путина, можно сделать вывод, что все же именно фактор «профессионализма» являлся основополагающим принципом инкорпорации в элиту.

На сегодняшний момент ситуация в России такова, что личная выгода  - это доминирующая цель, которую преследуют многие политики, что негативно сказывается на жизни государства. В заключение предлагаются варианты обновления политической элиты.

Во-первых, в состав элиты должны входить квалифицированные кадры, их деятельность должна быть направлена на осуществление проектов, связанных с повышением уровня благополучия в стране.

Во-вторых, элита  должна быть преобразующей силой, принимать во внимание потребности развития духовной и материальной сфер жизни общества.

В-третьих, нести ответственность за последствия своей деятельности, повысить эффективность работы, достижение поставленных целей.

В-четвертых, хотелось бы отметить важность ценностных и моральных ориентаций представителей элиты.

Все это выполнимо, пусть и нелегко, а осуществится ли это в реальной жизни, покажет только время.

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.