УДК 332.14

Ярошенко С.Г.

Роль агропродовольственного рынка в обеспечении продовольственной безопасности региона

Ростовский Государственный Экономический Университет (РИНХ)

 

Одной из основных задач осуществляемой в настоящее время в Российской Федерации и регионах социально-экономической политики является обеспечение населения продовольствием. Продовольственное обеспечение населения региона является результатом функционирования агропродовольственного регионального рынка, на котором обеспечивается сбалансированность спроса и предложения по продуктам питания.

Важной составляющей данного рынка является рынок зерна, от развитости и сбалансированности которого зависит обеспечение населения самыми необходимыми с точки зрения полноценного рациона питания продовольственными продуктами – мукой, хлебобулочными и макаронными изделиями и др. Зерно является основным продуктом питания, а зерновое хозяйство имеет чрезвычайно важное стратегическое значение. Зерно является важнейшим продуктом, определяющим межотраслевые пропорции не только в агропромышленном производстве региона, но и в народном хозяйстве страны в целом.

В связи с этим актуальным является анализ регионального рынка зерна, основных тенденций и перспектив его развития с точки зрения как повышения прибыльности сельхозтоваропроизводителей, так и эффективности реализуемой в регионе политики в части полноценного обеспечения населения продовольствием.

«Продовольственная безопасность – это такое состояние экономики, когда не менее 80% основных продуктов питания производит она сама», «желательным уровнем продовольственного самообеспечения является показатель 80-85%».[16] При этом продовольственная безопасность рассматривается как функциональная производная «состояния экономики, при котором гарантируется обеспечение доступа всех жителей и в любое время к продовольствию в количестве, необходимом для активной и здоровой жизни».[9]

Достижение продовольственной безопасности подразумевает обеспечение надлежащего количества продуктов на конкретной территории (региона), сравнительно устойчивое снабжение ими и гарантирование каждому человеку, нуждающемуся в продовольствии на данной территории, возможности получить его, с тем, чтобы вести здоровую и продуктивную жизнь в социальном аспекте.

Понятие продовольственной безопасности имеет несколько критериев:

·     во-первых, физическая доступность продовольствия: продукты питания должны быть в наличии на всей территории страны в каждый момент времени и в минимально необходимом ассортименте;

·     во-вторых, экономическая (ценовая) доступность продовольствия: каждый гражданин должен иметь достаточный уровень дохода для приобретения минимального набора продуктов питания, включая за счет системы льгот, социальной помощи и пособий;

·     в-третьих, устойчивость и бесперебойность доступа к продовольствию: социально-экономическая система страны должна гарантировать доступность продовольствия каждому гражданину не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе;

·      в-четвертых, безопасность и гарантии качества питания: социально-экономическая система страны должна гарантировать минимальные требования к безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья.

·     в-пятых, степень независимости от импортозамещения: социально-экономическая система страны не должна испытывать высокую зависимость от низкокачественных импортных продуктов питания.[15]

Обеспечение продовольственной безопасности на мезоуровне определяется соотношением и взаимосвязью между внешними и внутренними факторами спроса и предложения региональных продуктовых рынков, что отражено в (табл.1).

Таким образом, эффективность обеспечения продовольственной безопасности в регионе, с одной стороны, объективно задана границами отраслевой специализации экономического потенциала региона, что требует адекватных данной специализации методов, форм, этапов и механизмов регулирования аграрных рынков, а с другой стороны - во многом предопределяется степенью развитости субъектов аграрного рынка, инвестиционно-аккумулирующими ресурсами региона, его аграрной политикой, которые в свою очередь выступают в качестве самостоятельного фактора региональной динамики.[14]

 Таблица 1

Факторы обеспечения продовольственной безопасности на мезоуровне

Факторы

Внешние факторы

Внутренние факторы

 

Факторы спроса регио-нальных продовольст-венных рынков

- рациональные национальные нормы потребления продуктов питания;

- структура национального рациона питания

- правовое обеспечение социальной политики на федеральном уровне

 

- демографические факторы

- платежеспособность населения

- степень неравенства в доходах

- региональная социально-экономическая политика поддержки малообеспеченных граждан

- продовольственные предпочтения населения

- способы и привычки населения в употреблении продуктов питания

 

Факторы предложения региональ-ных продовольст-венных рынков

- разнообразие природно-климатических условий ведения сельскохозяйствен-ного производства;

- межрегиональная интеграция сельхозпроизводителей, сокращение посредников в цепочках движения товаров;

- национальная антимонопольная политика,

- сертификация, стандартизация, инспектирование безопасности продовольствия;

- правовые факторы

- специализация на определенных способах ведения сельскохозяйственного производства;

- обороты розничных и оптовых аграрных рынков

- степень монополизации розничных и оптовых рынков

- устойчивость снабжения продовольствием

региональная аграрная политика в отношении земельной собственности, сельхозпроизводителей, развитии межрегиональной интеграции и рыночной инфраструктуры, стандартизации и обеспечении безопасности продовольствия

 

Если рассматривать продовольственную безопасность региона с точки зрения субъектно-объектного подхода, предполагающего систематизацию базовых функции экономических субъектов продовольственной безопасности и рассмотрения продовольственной безопасности как функциональной характеристики социально-экономической системы на макро-, мезо и микроуровне, то развитие агропродовольственного рынка региона становится основной базой ее реализации на мезо-уровне (рис. 1).

Рис. 1. Субъектно-объектная характеристика системы продовольственной

безопасности и место агропродовольственного рынка региона в ее обеспечении

 

Как показано на рис. 1, на федеральном уровне предполагается установление правовых и экономических механизмов обеспечения продовольственной безопасности, сглаживание структурных и региональных диспропорции экономики. На региональном уровне осуществляется разработка и реализация региональных целевых программ по обеспечению продовольственной безопасности, оптимизация распределения региональных трансфертов на производство и повышение качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. И на микроуровне обеспечение продовольственной безопасности достигается через функционирование отдельных хозяйствующих субъектов рынка продовольственных товаров.

В итоге продовольственная безопасность представляет собой иерархически-взаимосвязанную систему, которую можно рассмотреть с точки зрения субъектно-объектного подхода, отражающего не только субъектов реализации продовольственной безопасности региона, но и объекты продовольственной безопасности – региональные рынки продовольственных товаров, что требует систематизации инструментов по регулированию и обеспечению продовольственной безопасности в регионе.[12]

Таким образом, обеспечение продовольственной безопасности следует рассматривать как направленную на достижение определенной цели систему, в котором участвуют субъекты рыночных отношений, на макро, мезо и микроуровне, а объектом воздействия системы является продовольственный рынок на соответствующих уровнях функционирования.

Принципы объединения подсистем формируют четыре основных типа конфигурации связей: функциональную, организационную, ресурсную и технологическую. объединение элементов в подсистемы осуществляется по единым принципам на всех уровнях организации:

А) Функциональный принцип означает, что подсистемы предназначены и обеспечивают своими целевыми функциями, то есть интегральными направлениями деятельности и результатами, реализацию главной цели системы - обеспечение продовольственной безопасности региона.

Б) Организационный принцип предполагает, что подсистемы связаны организационно, и соподчинены между собой так, чтобы наилучшим образом обеспечить реализацию главной цели.

В) Ресурсный принцип заключается в том, что подсистемы обеспечены всеми необходимыми ресурсами для выполнения своих целевых функций по количественным и качественным параметрам (физические, химические связи и т.д.).

Г) Технологический принцип выражен тем, что подсистемы имеют собственные технологии для функционально необходимого преобразования ресурсов, подсистемы связаны между собой общесистемными технологическими преобразованиями ресурсов, необходимыми для цели реализации.[14]

В этой связи, необходимо отметить, что при рассмотрении «продовольственной безопасности» как системного элемента региональной экономики, необходимо определить основные категориальные характеристики продовольственной безопасности в качестве системного явления, и проявляющиеся в виде изменчивости, неоднороднородности, адаптивности и т.д. Рассмотрим некоторые из них.

Изменчивость - способность системы обеспечения продовольственной безопасности меняться во времени. Эти изменения определяются экономической средой и могут развиваться как эволюционным путем, обусловленным развитием производительных сил и производственных отношений, так и революционным, когда резко меняется характер производительных сил и производственных отношений.

Неоднородность - различие свойств первичных элементов системы, связанное с историей развития, социальными и культурными особенностями, уровнем развития и степенью итегрированности экономического пространства в целом. В рыночной среде неоднородность системы во многом зависит от конкурентоспособности предприятий АПК, торговли, общественного питания.

Ограниченность - свойство конечности, которое определяется ограниченностью ресурсов (природных, финансовых, трудовых и т.д.), характером производственных отношений. Ограниченность создает угрозы, в том числе угрозу продовольственной безопасности, но вместе с тем она является источником поступательного движения.

Адаптивность - приспособляемость системы продовольственной безопасности к изменениям внешней среды. Чем выше степень адаптивности, тем выше эффективность функционирования системы.

Процесс обеспечения населения продуктами питания в соответствии с физиологическими нормами с позиций системного подхода требует определения специфики организационно-экономических мер, направленных на удовлетворение потребностей населения в жизненно важных пищевых продуктах. В этой связи следует отметить необходимость комплексного подхода к оценке приоритетных направлений аграрной политики регионов в сопоставлении с инструментами их реализации как на макро, так и мезоуровне.

Т.о., продовольственное обеспечение населения региона является результатом функционирования агропродовольственного регионального рынка, на котором обеспечивается сбалансированность спроса и предложения по продуктам питания. Важной составляющей данного рынка является рынок зерна, от развитости и сбалансированности которого зависит обеспечение населения самыми необходимыми с точки зрения полноценного рациона питания продовольственными продуктами – мукой, хлебобулочными и макаронными изделиями и др.

Зерно является основным продуктом питания, а зерновое хозяйство имеет чрезвычайно важное стратегическое значение. Зерно является важнейшим продуктом, определяющим межотраслевые пропорции не только в агропромышленном производстве региона, но и в народном хозяйстве страны в целом. В связи с этим актуальным является анализ регионального рынка зерна, основных тенденций и перспектив его развития с точки зрения как повышения прибыльности сельхозтоваропроизводителей, так и эффективности реализуемой в регионе политики в части полноценного обеспечения населения продовольствием.[6]

 В целом агропродовольственный рынок региона (АПР) представляет собой систему товарного обмена, связанную с производством сельскохозяйственной продукции и продовольствия (СПП) и продвижением их от производителей к потребителям. В свою очередь межотраслевые связи сельского хозяйства и отраслей перерабатывающей пищевой промышленности являются материальной основой продовольственной цепи, формирующей АПР регионов и страны.[22]

Рынки отдельных видов СПП как части АПР, в том числе, региональные рынки зерна, характеризуются тесной взаимосвязью с уровнем жизни населения. По отношению к видовой структуре региональные рынки зерна представляют собой совокупность социально-экономических отношений в сфере производства, хранения и реализации зерновой продукции и продовольствия, основанных на учете спроса и предложения и научно обоснованном регулировании этих отношений на федеральном и региональном уровнях.

Региональные рынки зерна формируется под воздействием объективно существующих принципов развития всего АПР, таких как: свобода хозяйствующих субъектов в выборе направлений предпринимательской деятельности и в определении цен; свобода в продвижении товара; функционирование предприятий с различными формами собственности и их равноправие; невмешательство органов государственного управления в хозяйственную деятельность субъектов рынка; оценка эффективности деятельности товаропроизводителя в процессе купли-продажи продукции.

Такому рынку присущи общие для АПР признаки, а также ряд специфических особенностей. На общие признаки указывает то, что в РФ он функционирует в кризисных условиях, характеризующихся нестабильностью и, достаточно часто, спада отдельных отраслей сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности, обусловленного как количественным сокращением ресурсной базы, так и низкой урожайностью, обусловленной влиянием как природных факторов, так и низкой технологической культурой производства; снижением платежеспособности населения; убыточности производства большей части сельскохозяйственной продукции из-за диспаритета цен на неё и приобретаемые для её производства промышленные средства производства; высокой насыщенности АПР РФ более конкурентоспособной импортной продукцией, связанной как с государственной поддержкой экспорта в странах-экспортёрах, так и низким качеством и высокой себестоимостью отечественной СПП.[1]

Специфические особенности рынка зерна определяются взаимодействием общих условий АПР страны и технологическими и потребительскими свойствами данного вида СПП, в частности, зерна.

Как отмечает подавляющее большинство исследователей, от состояния зернового рынка во многом зависят межотраслевые пропорции во всём народном хозяйстве, более того, он служит, по сути дела, своеобразным мерилом качества экономических преобразований, проводимых в России. В самом деле, уровень и динамика цена на зерно и хлебопродукты, совсем как во времена А. Смита, во многом определяют конъюнктуру смежных агропродовольственных рынков, являясь, к тому же, фактором, оказывающим весьма существенное влияние на социальную стабильность в обществе.

В экономической литературе традиционно отмечаются следующие основные причины особого положения зернового рынка в агропродовольственной экономике:

- хлеб – основной продукт питания россиян; за счёт него удовлетворяется до 40% (по некоторым данным – до 75%) дневной потребности в энергии, а 90% населения употребляет хлеб ежедневно;

- важнейшее стратегическое значение зерна как основы продовольственной безопасности страны;

- определяющая роль зерна в формировании прибыли сельскохозяйственных организаций – доля прибыли от реализации зерна достигает 75% её общей суммы;

- мультипликативный эффект от развития зернового хозяйства в полтора-два раза превышает подобный эффект от всего сельского хозяйства в развитии экономики страны;

- уникальные особенности зерна как товара: универсальность, способность к длительному хранению и транспортировке, качественная однородность, делимость, взаимозаменяемость, обеспечивающие ему ёмкий рынок сбыта и приоритет при формировании региональных продовольственных фондов;

- фуражное зерно служит основой концентрированных кормов в животноводстве;

- зерновой рынок является особо притягательным сектором для транснациональных корпораций.

Из этого делаются следующие выводы:

во-первых, зерновой рынок, в силу своей специфики, является системообразующим для агропродовольственного рынка в целом;

во-вторых, он может служить «эталоном для отработки и совершенствования рыночных отношений в других отраслях АПК и отдельных продуктовых рынках страны».[2]

Имеющиеся определения зернового рынка можно условно разделить на две группы:

1.  С позиций системы хлебопродуктов: зерновой рынок совокупность отношений обмена, посредством которых регулируются хозяйственные связи между контрагентами .

2.  С точки зрения экономических интересов сельского хозяйства: не стоит сводить понятие зернового рынка как экономической категории лишь к сфере обращения, которая при всей своей важности является всего лишь одной из стадий воспроизводства. Рынок зерна «представляет собой такой тип функционирования зернового хозяйства», который с помощью и посредством товарно-денежных отношений регулирует производство, распределение, обмен и потребление зерна, т.е. процесс воспроизводства, а также формирует «гибкие хозяйственные связи между всеми субъектами зернового рынка». Представляет интерес с методологической точки зрения и определение, данное Е.В. Стрелковым: «Под зерновым рынком следует понимать систему экономических отношений между производителями зерна и его покупателями-переработчиками (первичный рынок) и производителями и потребителями продуктов его переработки (вторичный рынок)» и др.[18,20]

Экономические отношения на рынке зерна и на рынке зернопродуктов имеют свои особенности, определяемые в первую очередь степенью конкурентности этих рынков. Более того, сам рынок зерна неоднороден, являясь наиболее конкурентным на этапе первичного распределения.

Следует подчеркнуть, что количество участников регионального рынка, а тем более, возникающих между ними хозяйственных и экономических связей достаточно велико, что позволяет характеризовать его как сложную экономическую систему.

Однако многочисленность элементов и связей между ними является только необходимым признаком системности. Для того, что бы эта совокупность могла считаться сложной системой, она должна обладать рядом свойств:

1.       Целостность. Она состоит в том, что субъекты рынка, будучи объединены в систему, придают ей качества, которые отсутствуют у каждого системообразующего элемента в отдельности (так называемый синергетический эффект). Это означает, что, с одной стороны, рынок зерна как сфера обмена имеет специфические свойства, отличные от свойств зернопроизводящих и торгово-закупочных предприятий. С другой стороны, предприятия, становясь участниками рынка, получая доступ к коммерческой информации и пользуясь возможностями сбытовой инфраструктуры, приобретают новые возможности и качества. Мировой опыт свидетельствует, что одним из характерных признаков развитого рынка является организационное объединение производителей, посредников и покупателей.[8] По мнению многих аналитиков, в том числе и по моему мнению, важнейшим фактором, превращающим региональный рынок зерна в организованную экономическую систему, должна стать развитая сеть предприятий рыночной инфраструктуры: товарные биржи, крупные предприятия оптовой торговли, страховые компании, информационные системы, маркетинговые фирмы, рекламные агентства и др. Отсюда можно сделать вывод, что организованный региональный рынок зерна ещё только находится в стадии формирования, поскольку, например, в Ростовской области подобная инфраструктура отсутствует.

2.       Делимость. Это свойство заключается в том, что в составе регионального рынка зерна могут быть выделены отдельные части: составляющие, подсистемы, элементы. Его составляющими являются, например, сферы производства и сбыта.

Подсистема представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, выделенных как часть системы по организационному, функциональному или какому-либо другому признаку. В качестве таковых могут рассматриваться, например, система элеваторно- складского хранения зерна, потребительская кооперация, осуществляющая его заготовку и переработку, оптовая и розничная торговля и т.д.

Каждая из частей, в свою очередь, может быть отдельной большой системой. Так любое зернопроизводящее предприятие, являясь участником рынка, его элементом, в то же время представляет собой сложную хозяйственно-экономическую си тему, состоящую из отделений, участников, бригад, звеньев и т.д.

3.  Обособленность. Свойство предполагает рассмотрение системы, особенно на первом этапе её изучения, как отдельного целого. Разумеется, что обособленность является относительной и в дальнейшем при более глубоком анализе региональный рынок зерна должен рассматриваться как часть единого зернового рынка страны и регионального агропродовольственного рынка. На него оказывают влияние факторы внешней среды (природные, экономические, социально-демографические), состояние агропродовольственной экономики, межрегиональные связи.

4.  Структурированность. Позволяет получить схему вертикальных и горизонтальных связей между системообразующими элементами, представив её в графическом, логическом и каком- либо другом виде. [16]

Анализ опыта функционирования как российского, так и зарубежных рынков зерна позволяет сделать очевидный вывод: только в условиях приоритета свободных рыночных отношений с адекватным государственным вмешательством в неравновесных ситуациях возможно функционирование зернового рынка в нормальном режиме.

Целесообразно выделить несколько основных мотивов деятельности государства на рынке зерна:

1. Несостоятельность рынка. Имеют место отклонения от режима совершенной конкуренции, хотя зерновой рынок более, чем любой другой, приближается по своим параметрам к характеристикам свободного рынка.

2. Контраст между почти полностью конкурентным характером первичного рынка зерна и рынками монополистической конкуренции в зерноперерабатывающей и хлебопекарной отраслях, а также ещё менее конкурентными рынками средств производства. Отсюда – специфические проблемы сельскохозяйственных «полных конкурентов»: пассивное принятие складывающихся цен, ограниченный контроль и регулирование предложения зерна, закономерное отсутствие сильных позиций на рынке, и, как следствие, значительно худшие условия для расширенного воспроизводства, чем в смежных отраслях.

3. Необходимость ограничения монополизма основных субъектов рынка хлеба и хлебопродуктов, усугубляющегося тенденциями к созданию крупных вертикально-интегрированных формирований, делению региональных рынков между ведущими зерновыми компаниями и всемерному укреплению теневой составляющей этих рынков.

4. Неудовлетворительное состояние рыночной инфраструктуры, прежде всего, информационная непрозрачность (нетранспарентность), от которой страдают сельхозтоваропроизводители, становящиеся объектами картельного сговора крупных зерноторговых компаний, и, как следствие, кризисное состояние биржевой деятельности.

5. Периодически повторяющиеся неравновесные ситуации, в которых рыночный механизм даёт сбои; эти ситуации могут возникнуть как вследствие влияния объективных факторов – природных, политических, макроэкономических, – так и в результате монополистического поведения тех или иных субъектов рынка, обусловленного стремлением к сверхприбыли.[19]

Границы государственного вмешательства, очерченные вышеперечисленными исходными предпосылками, не будут выходить за рамки допустимых отклонений от режима совершенной конкуренции.

Наиболее действенными мерами государственного вмешательства субъекты рынка считают те, которые отвечают их сиюминутным интересам; мало кто задумывается о том, что такие меры, как правило, искажают действие рыночного механизма и приводят поначалу к ухудшению позиций их непосредственных контрагентов, а чуть позже – и их самих, поскольку нарушаются основные воспроизводственные пропорции.

Зарубежные исследователи чаще всего выделяют такие формы государственного вмешательства, как ограничительное, разрешительное, содействующее. Российские экономисты- аграрники, по словам А.С. Васютина, «практически… единодушны во мнении», что меры государства можно объединить в три группы: нормативно-правовую, экономическую и административную.[16]

Таким образом, если на Западе вмешательство в первую очередь ассоциируется с ограничениями по поводу монополизма, обмана при рекламировании, дискриминации покупателей, препятствий, чинимых свободному движению цен и т.д., то есть с определением неких «правил игры», то в сознании российских аграрников, видимо, в силументалитета, понятие «регулирование» накрепко связано с понятиями «поддержка», «субсидии», «финансирование».

В условиях развитого рынка продовольственная система работает таким образом, что даже некомпетентный руководитель достаточно быстро адаптируется к складывающимся условиям; круг его обязанностей чётко очерчен, и совсем необязательно, например, американскому фермеру быть талантливым рыночным игроком. В России же мало произвести доброкачественную продукцию: необходимо с выгодой её реализовать, что в отсутствие цивилизованных каналов сбыта возможно лишь при наличии надёжных «связей», «коммерческой жилки», либо с помощью использования различных «черных» и «серых» схем, присущих теневому сектору.

Следует в связи с этим отметить, что на Западе очень осторожно относятся к контролю за ценами на продовольствие, поскольку именно движение цен и есть механизм, обеспечивающий эффективное распределение ресурсов, при условии, если рынок функционирует в нормальном режиме. В то же время, в общей сумме господдержки, например, в США, значительный удельный вес в последние годы занимают ассигнования на оказание чрезвычайной помощи (до 35-40% прямых выплат).[8]

Различное понимание сущности государственного вмешательства на рынке зерна и хлебопродуктов определяет наличие тех или иных теоретических подходов к определению роли федеральных и региональных властей.

Важнейшим направлением государственного вмешательства может быть именно формирование конкурентной среды на данном рынке, ограничение монополистической деятельности, а отнюдь не создание сельскохозяйственных монополий перед лицом монополизма переработчиков и торговцев, равно как и поддержка «слабых», у которых «сильные» с помощью механизма неэквивалентного обмена непременно изымут дополнительно полученный доход (в этом смысле можно говорить о «чёрной дыре»). Более того, представляется, что такая поддержка малоэффективна в силу особенностей функционирования российской государственной машины.

Исходя из этого, необходимо чётко определить приоритеты развития регионального рынка зерна:

1. Формирование развитого рынка зерна и хлебопродуктов, то есть создание условий для нормальной работы рыночных механизмов конкуренции и ценообразования.

2. Приоритет саморегулирования над государственным вмешательством, то есть обеспечение необходимого и достаточного уровня воздействия органов власти на функционирование рынка, избегая возникновения ситуаций, когда такое воздействие может оказаться избыточным либо недостаточным.

3. Приоритетная поддержка развития зернового рынка по сравнению с рынками зерно- и хлебопродуктов, а также другими сопряженными агропродовольственными рынками.

Для анализа регионального рынка зерна важное значение имеет его структура. При этом выделяют различные виды структур (табл. 2).

Для таких сложных организационных образований как рынок зерна, его структуру необходимо рассматривать с различных позиций. Так, А.И. Алтухов выделяет видовой, отраслевой, технологический и территориальный признаки классификации зерновых рынков. С этих позиций видовая структура регионального рынка связана с потребительскими свойствами отдельных видов зерна.

Таблица 2 - Основные типы структур регионального рынка зерна

Тип структуры

Характеристика

Видовая

Основана на оценке потребительских свойств различных видов зерновой СПП и их назначения.

Отраслевая

Связана с оценкой долей производителей зерновой СПП на региональной рынке

Технологическая

Связана с движением зерновой СПП от производителя к потребителю через различные технологические стадии (производство, хранение, переработка, сбыт).

Территориальная

Связана с размещением производства зерновой СПП в различных зонах (регионах).

Функциональная

Определяет значение зерновой СПП в продовольственном обеспечении страны, регионов.

 

С учётом объёмов товарного производства зерновых культур в регионе можно выделить:

- рынки пшеницы,

- рынки ржи,

- рынки ячменя и др.

Вид отраслевой структуры определяется направлениями использования зерна, удовлетворением потребностей перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства (функциональная структура):

·          рынки продовольственного зерна,

·          рынки фуражного зерна,

·          рынки семенного зерна;

·          рынки зерна, используемого для производства комбикормов и спирта.

Технологическая структура определяет картину хозяйственных связей между элементами рынка, возникающих в процессе продвижения зерна по продуктовой цепочке от поля до конечного потребителя, включая продукты его переработки.

По территориальному при знаку в составе регионального рынка можно выделить районные и межрайонные рынки. В свою очередь сам региональный рынок должен рассматриваться как составная часть национального, межгосударственного и мирового рынка зерна.

К сожалению, следует признать, разделяя точку зрения М. Копсидиса, что «не удаётся найти ни одного свидетельства в поддержку мнения о том, что представляет собой эффективный внутренний зерновой рынок, создаваемый частными предприятиями… Доминируют региональные и местные власти»[6], В.Г. Логинов резюмирует: «Зерновой рынок России имеет ярко выраженную региональную структуру»[8].

В этих условиях, по моему мнению, формирование единого российского рынка зерна возможно лишь на основе становления и развития региональных рынков по общим для всех «правилам игры». Анализируя информацию о мерах, принимаемых субъектами Федерации по обеспечению функционирования местных зерновых рынков, подчеркну, что, несмотря на большое количество неудачных экспериментов, региональные усилия намного более эффективны, чем федеральные.

Более того, регионы способны резко увеличить объёмы производства зерна и повысить его эффективность буквально за 2-3 года (Тамбовская область после 1999 г., Татарстан, Мордовия, Орловская область). Это связано не столько с наличием денег, сколько с чётким пониманием приоритетов развития на несколько лет вперёд. Не буду забывать, что главной целью функционирования регионального рынка зерна и хлебопродуктов является наиболее полное удовлетворение платёжеспособного спроса населения по количеству, качеству и ассортименту зерновой продукции. Исходя из этого, важнейшим субъектом данного рынка является именно население. Выделяют также три стадии продвижения товарного зерна:

1.  На первой происходит реализация продукции сельхозтоваропроизводителями первичным скупщикам – региональным заготовителям, организациям других отраслей, мелким частным посредникам, населению. При этом, по прямым связям зерноперерабатывающим предприятиям отгружается не более 5-10% зерна[16].

2.  На вторичном рынке формируются крупные товарные партии зерна для поставки на экспорт и для переработки. В России в настоящее время действуют свыше 600 компаний, занимающихся закупками и реализацией зерна, из которых крупных фирм с оборотом свыше 100 тыс. т в год – более 40%. Доля 12 крупнейших холдингов в общем количестве мощностей по хранению зерна составляет около 20%. Лидирующие позиции в экспорте зерна занимают российские подразделения таких транснациональных компаний, как «W.J. Grain», «Nidera», «Glencore» (США), «Louis Dreyfus» (Франция), а также отечественные холдинги «Разгуляй-Укррос», «Юг Руси», «Астон», «ОГО» и др. Расширяют своё присутствие фирмы «Bunge Corp.» (США), «Cargille, Inc.» (США), «Borges» (Испания). Причём практически все компании являются вертикально и горизонтально интегрированными структурами, осуществляющими крупные проекты в области сельскохозяйственного производства.[11]

3.  На третьей стадии осуществляются продажа зерновых ресурсов конечным производственным потребителям и исполнение экспортных контрактов.

Не подлежит сомнению, что современный российский зерновой рынок в наименьшей степени монополизирован на первой стадии, в наибольшей – на третьей, завершающей. В самом деле, ни в одной цивилизованной стране нет такого, чтобы несколько компаний-трейдеров консолидировали под своим контролем значительную часть товарного зерна, в результате чего динамика цен на хлеб практически не зависит от изменений зерновых цен. В связи с этим следует подчеркнуть весьма важное, на мой взгляд, теоретическое положение, имеющее непосредственное отношение к событиям на зерновом рынке России.

По моему мнению, сложившемуся на основании изучения литературных источников, российские экономисты-аграрники обращают недостаточное внимание на абстрактную, глубинную сущность рынка зерна, подчёркивающую его особое положение в системе агропродовольственных рынков. Есть все основания полагать, что данный рынок из всей совокупности агропродовольственных рынков в наименьшей степени отклонился от режима совершенной конкуренции. В самом деле, при прочих равных условиях, никакая другая сельскохозяйственная продукция не может соперничать с зерном как по степени однородности и делимости (зерно – первый биржевой товар в истории человечества), так и по способности сохранять свои свойства в течение длительного хранения.

В силу этого, продавцы зерна могут выйти на рынок и уйти с него, когда сочтут нужным, в течение всего маркетингового года (от урожая до урожая), тогда как производители овощей, сахарной свеклы, молока и другой продукции скованы рамками многих биологических и технологических ограничений. Отсюда следует весьма важный, по моему мнению, вывод: именно на зерновом рынке (особенно, первичном) в максимальной степени должны быть задействованы механизмы саморегулирования. В практическом смысле это проявляется в ярко выраженной ориентации товаропроизводителей на платёжеспособный спрос и в установлении цен преимущественно под влиянием спроса и предложения. Следует констатировать, что в настоящее время механизмы самонастройки часто не оказывают позитивного влияния на рыночную конъюнктуру вследствие высокой степени монополизации несельскохозяйственного сектора. В связи с этим усилия государства целесообразно направить в первую очередь на обеспечение нормально функционирования рыночных отношений, что предполагает, во-первых, ограничение монополистической деятельности в соответствие с законодательством, во-вторых, создание конкурентной среды и соответствующей рыночной инфраструктуры.

В свою очередь, Ростовская область является одним из крупнейших центров производства зерновых и масличных культур.

Основными особенностями Ростовского агробизнеса, определившего его лидерский статус, по сравнению с другими (соседними) регионами России являются:

1. Либеральная экономическая политика Ростовской области в 1990-е годы по сравнению с Краснодарским и Ставропольским краями.

2. Выгодное географическое положение («недостатком» Ставропольского края явилось его менее выгодное территориальное расположение).

3. Стремительное развитие такой корпоративной структуры, как агрохолдинги, которые позволяют формировать и укреплять «цепочки добавленной стоимости».

4. Развитие инфраструктуры экспорта зерна (в регионе функционирует более 10 современных терминалов, расположенных вдоль побережья Азовского моря и в дельте Дона).

5. Развитие производственных мощностей (с 1995 года в Ростовской области в 5 раз выросло производство растительного масла).

Рис. 2. Доли портовых операторов в перевалке зерна через порты Юга РФ

 

Ростовская область является одним из основных экспортеров сельскохозяйственной продукции – на долю предприятий области приходится около одной трети экспорта пшеницы из России и примерно 40 процентов ячменя. Структура экспорта и доля в нем экспорта зерна представлена на рис. 2.

Позиция Ростовской области на российском
 агропромышленном рынке и рынке зерна представлена на рис. 3.

Источник: Ростовстат, ЦСР «Северо-Запад».

Рис. 3. Позиция Ростовской области на российском агропромышленном рынке и рынке зерна

 

С учетом того, что на мировом рынке зерна Россия входит в восьмерку ведущих стран-экспортеров, Ростовская область имеет возможность занять в данной сфере в перспективе одну из ведущих позиций.

Зерновое хозяйство Ростовской области исторически было ориентировано не только на удовлетворение местной потребности населения в ценном продукте питания, перерабатывающей и пищевой промышленности в сырье, а животноводческих отраслей в кормах, но и на поставки в другие регионы страны.

Ростовская область не только поставляет зерно и подсолнечное масло в северные регионы и промышленно развитые центры страны, но и является крупнейшим экспортером продукции сельского хозяйства и продуктов ее переработки. Экспорт зерновых на внешний рынок составляет более 4 млн. тонн в год, подсолнечного масла более 300 тыс. т. (рис. 4).

Рис. 4. Вывоз, включая экспорт зерновых и зернобобовых культур, произведенных на территории Ростовской области (тыс.тонн)[11]

Кроме того, Ростовская область обладает серьезной портовой инфраструктурой, дающей возможность отправлять продукцию на экспорт (рис. 5).

Рис. 5. Вывоз, включая экспорт зерновых и зернобобовых культур, из Ростовской области (тыс.тонн)[11]

Как видно из сопоставления графиков на рис. 4 и рис. 5, это дает возможность вывозить зерно, не только произведенное в регионе, но и из соседних регионов. Порты в Волгодонске, Ростове, Азове, Таганроге, Ейске, Темрюке, Новороссийске способны отправлять за сезон от 0,5 млн. до 3 млн. тонн зерна каждый. Из 14 основных портов отгрузки зерновых на экспорт 13 — порты ЮФО, из них 4 — Ростовской области (Ростов, Азов, Таганрог, Волгодонск). После уборки урожая через порты Ростовской области отправляют на экспорт зерно, закупленное на Юге, а с октября — в других регионах — на Урале, в Поволжье, Сибири, Алтае.

Отраслевая структура рынка зерна Ростовской области характеризуется следующими показателями. В целом в Ростовской области на настоящее время около 1000 крупных и средних производителей (примерно столько же их на Кубани, на Ставрополье и в Волгоградской области). Кроме крупных производителей, на рынке представлены хозяйства населения и крестьянские (фермерские) хозяйства, общая доля которых на рынке в последние годы растет и составила в 2008 г. почти 24 % (табл. 3).

 

Таблица 3 – Структура производства основных видов зерна (в весе после доработки) по категориям хозяйств (в % от общего объема производства в хозяйствах всех категорий)[13]

 

Сельскохозяйственные
организации

Хозяйства
населения

Крестьянские (фер­мерские) хозяйства

 

2005

2006

2007

2008

2005

2006

2007

2008

2005

2006

2007

2008

Российская

Федера­ция

80,6

78,9

78,8

78,1

1,1

1,1

1,0

0,9

18,3

20,0

20,2

21,0

Южный
федеральный округ

78,7

77,3

78,5

75,6

1,6

1,4

1,2

1,0

19,8

21,3

20,3

23,4

Краснодарский край

80,3

79,0

78,7

76,5

1,5

1,4

1,1

1,2

18,2

19,6

20,2

22,4

Ставропольский край

83,1

83,1

83,3

82,8

0,1

0,1

0,2

0,3

16,8

16,8

16,5

17,0

Ростовская область

79,2

77,4

81,1

76,1

1,0

0,8

0,7

0,5

19,8

21,9

18,2

23,4

 

Как видно из данных, представленных в табл. 3, на региональном рынке зерна представлены как крупных холдинговые структуры (сельскохозяйственные организации), занимающие более ¾ производства зерна в Ростовской области, так и хозяйства населения и фермерские хозяйства, общая доля которых за последние нескольку лет увеличилась почти на 4 %.

В общем можно сказать, что крупные холдинговые структуры более устойчивы, но их доля погранично велика, и рынок зерна в определенной степени монополистичен, особенно в его третьей стадии (на первой стадии наблюдается достаточно высокая конкуренция, поскольку непосредственных первичных производителей зерна насчитывается достаточно большое количество).

Таким образом, анализ рынка зерна Ростовской области позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время в регионе есть вся необходимая инфраструктура для производства, хранения и отгрузки зерна, существует значительный потенциал для роста производства зерна при растущем спросе на него вне региона (в том числе, за рубежом). При существующем в мире дефиците зерна важно, чтобы рентабельность сельхотоваропроизводителей, осуществляющих его производство в регионе, повышалась, а объемы производства зерновых культур наращивались, что будет обеспечивать стабильность как регионального, так и глобального рынков зерна.

Важное значение при этом приобретает повышение качества зерновой продукции (которая в настоящее время имеет недостаточное качество по сравнению с зарубежными аналогами, что приводит к тому, что ростовское зерно покупается только в случае отсутствия других вариантов) и развитие перерабатывающей пищевой промышленности на ее основе, обеспечивающей местное население в качественных продуктах питания и замещающей импортные аналоги продовольствия. Расширение объемов производства и повышение эффективности сельсхозпроизводителей зерна должно в перспективе опираться на повышение культуры земледелия, внедрение энергосберегающих технологий, новых сортов и гибридов зерновых, повышение эффективности использования сельскохозяйственных земель, расширение ассортимента продукции пищевой перерабатывающей промышленности.

 

Литература

 

1.            Алтухов А.И. Современные проблемы развития зернового хозяйства и пути их решения. – М.: ФГУП «ВО Минсельхоза России», 2005.

2.            Алтухов А.И., Васютин А.С. Зерно России. – М.: «ЭКОНДС-К». – 2002.

3.            Белых А. В., Чем опасно саморегулирование // Научная статья в электронной версии журнала «Бизнес-журнал Онлайн» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.business-magazine.ru/trends/.

4.            Васютин А.С. Развитие рынка зерна в России // Дисс. на соискание учёной степени доктора эконом. наук. – М.: ВНИИ-ЭСХ, 2000.

5.            Жигалов А.Н., Стрелков Е.В. Организации зернового рынка в России. – М.: Хлебпродинформ, 1996.

6.            Копсидис М. Эффект дезинтеграции: региональный рынок зерна в России (1992-1995 гг.) // В кн.: Агропродовольственный сектор России: на пути к рынку: Пер. с англ. / Под ред. П. Верхайма, Е. Серовой, К. Фройберга, Н. фон Брауна. – М.: ИЭПП, 2001.

7.            Куделя А.Д. Концепция становления рынка зерна в России. – М.: Гуманитарный центр «Монолит». – 1997.

8.            Логинов В.Г. Анализ развития зернового рынка// Зерновое хозяйство. – 2002. - № 5.

9.            Маслаков В.В. Формирование и развитие системы продовольственной безопасности: концептуальные подходы. Екатеринбург. 1996.С.19.

10.       Материалы официального сайта Администрации Ростовской области. – Режим доступа: www.donland.ru.

11.       Материалы официального сайта Администрации Ростовской области. – Режим доступа: www.donland.ru.

12.       Продовольственная безопасность современной России. Круглый стол по вопросам продовольственной и аграрной политики. М.: CNFA.1996. №1.

13.       Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: Стат. сб. / Росстат. - М., 2009.

14.       Россия на весах продовольственной безопасности. /Под ред. К.В. Новожилова.1999.С.3.

15.       Рябова Т.Ф., Куделя А.Д. Развитие рынка зерна в России. – М.: Гуманитарный центр «Монолит». – 1997.

16.       Солопов В.А. Развитие регионального рынка зерна и хлебопродуктов. науч. издание. – Мичуринск-наукоград РФ: Изд-во Мичурин. гос. аграр. ун-та, 2006.

17.       Стратегия социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года.

18.       Стрелков Е.В. Теоретические и практические основы функционирования зернового рынка в России (состояние,проблемы и тенденции развития). Дисс. в виде научн. докл. на соиск. уч. степ. д-ра эк. наук. М.: МГЗИПП, 1998.

19.       Трисвятский Л.А., Стрелков Е.В., Кочетков Л.Н. Стабильность зернового рынка и экономические циклы // Хлебопродукты, 1997. - № 11.

20.       Узун В.Я. Рейтинг производителей зерна в России // Аграрная реформа. – Экономика и право. – 2000. - № 2 (8).

21.       Ушачёв И.Г. Зерновому подкомплексу – приоритетное развитие // АПК: экономика, управление. – 2005. - №1.

22.       Фитюхина О.Н. Агропродовольственные рынки в условиях глобализации. – Ростов-на-Дону, Ростиздат, 2008.